Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О МОТИВАЦИИ. В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Шадрин Н.Н.



О МОТИВАЦИИ

В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Шадрин Н. Н.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

города Нижневартовска

«ДШИ № 2»

 

Уважаемые коллеги, мы, преподаватели музыкальных школ и школ искусств, занимаемся обучением детей искусству исполнительства на музыкальных инструментах, искусству музыки.

А зачем вообще нужна музыка? Считаю, что музыка нужна только для получения человеком эстетического удовольствия. И, поскольку вкусы у людей разные, то и музыка очень многогранна. Кто-то любит А. Вивальди, кто-то И. Шварца, кто-то Моргенштерна. Но важен принцип – любая музыка необходима для получения эстетического удовольствия.

Если это так, то и занятия музыкой должны доставлять радость и удовольствие. Для меня это неоспоримый постулат.

Детям, как и большинству взрослых, нравится то, что получается и что имеет яркую позитивную оценку окружающих (ситуация успеха). То есть, нужно сделать так, чтобы у ученика всё или почти всё получалось, и он тогда будет заниматься с удовольствием. Всё очень просто, но как этого добиться?

Начинать работать над этой проблемой необходимо с самых первых занятий и на протяжении всего периода обучения. В интересной и доступной форме раскрыть ученику особенности исполнительского дыхания и извлечения звука на инструменте. При этом мы помним, что многие первоклассники ещё находятся в игровом периоде развития. Поэтому и объяснения базовых установок для игры на музыкальном инструменте должны быть ярко-образными, запоминающимися, с впечатляющим ассоциативным рядом.

Рекомендации как добиться правильного дыхания и звука должны быть изложены простым языком, простыми доступными словами, должны быть абсолютно понятны ребёнку.

Мне нравится словосочетание из психологии «отразить в сознании». Очень точное определение. Если человек отразил в сознании то, что он хочет сделать, то он сделает это без особых проблем. При объяснении базовой постановки отталкиваюсь от внутренних ассоциаций ученика. Говорю, например, «Я не знаю, как ты сейчас это сделал, но было отлично. Делай так и дальше». В данном случае очень остро для меня стоит проблема коммуникации: я подумал одно, сказал другое, ученик услышал третье, понял по-своему, сделал иначе. Поэтому так: без всяких зеркал объяснил свои внутренние ассоциации и впоследствии стараюсь будить ассоциации ученика. Устанавливается внутренняя мышечно-слуховая ассоциативная связь, и это более надёжно, нежели внешние проявления «правильной постановки», при которой ученик внешне копирует учителя, а внутренне может зажиматься и делать всё неправильно.

Итак, точное, яркое, понятное объяснение задачи. Понятное объяснение путей достижения поставленной цели на основе установления ассоциативных связей. И обязательная искренняя радость успехам учащегося и официальное поощрение в дневнике.

Если у ученика что-то не получается – ищу новые ассоциации, новые яркие примеры. И так до тех пор, пока не получится. Для вчерашнего детсадовца учитель в этот период жизни становится важнее родителей. Учителю дети доверяют безмерно. Важно не обмануть их доверие, став другом и помощником в освоении музыкального инструмента, тогда успех обеспечен.

Очень важно сразу добиваться хорошего звука. И дети, и родители отлично знают как звучит тот или иной музыкальный инструмент, и грязный звук не нравится никому. В то же время, при успехах в этом направлении, всегда можно сказать ученику: «Какой у тебя сегодня отличный звук. Молодец. » Доброе слово в начале большого и сложного творческого пути очень необходимо ребёнку. Успейте похвалить, и он потом горы свернёт. Если же возникают проблемы, что-то не получается, то ни в коем случае нельзя ругать ученика. Следует понимать, что в подавляющем большинстве случаев ученик искренне хочет хорошо выполнить задание и сам очень болезненно реагирует на свои неудачи. Если при этом ещё и учитель будет его ругать, то наверняка ребёнок замкнётся в себе, сфокусируется на том, что он «плохой», что он ничего не умеет и тогда ни о каком творчестве речи уже быть не может. Намного продуктивнее – искренне вместе с ним огорчиться неудачей, но потом с новыми положительными эмоциями искать другие пути достижения успеха. Как говорится «И в горе и в радости». Тогда ученик будет видеть в вас друга и мудрого наставника, а не деспота. И на занятия будет идти с радостью, с желанием познать нечто новое, а не со страхом получить нагоняй и двойку в дневник. Проверено десятилетиями.

После первых звуков на инструменте наступает время первых упражнений и пьес. Каким образом в этом случае развивать мотивацию обучению музыке? На самом деле – очень просто. Будьте просты как дети и мудры как змеи. На примере простейших упражнений и пьес из двух нот будим фантазию, играем, сочиняем сказки, рисуем образы: «Давай сыграем холодную ноту. А теперь летнюю, жаркую ноту. А теперь военную. Тянем звук вон до того дерева за окном. » Не забываем при этом хвалить за малейшие успехи, а неудачные попытки корректно поправлять советами.

Работу над фразировкой и выразительностью начинаем уже на примере гамм. Ведь в гаммах и арпеджио, как в основе музыкальных построений, тоже есть фраза и логическое развитие. Поэтому есть и динамическая линия, и метроритмическая пульсация (двух- или трёхдольная), и кульминация и т. п. Так исполнение гамм и арпеджио также становится более выпуклым, осмысленным, более музыкальным. Обостряется мотивация играть ещё более технично и выразительно. Когда человек видит цель, понимает методы решения возникающих проблем и при доброжелательном перманентном поощрении со стороны старшего товарища – он с удовольствием будет стремиться к её достижению. Часто у учеников проявляется боязнь ошибиться при исполнении того или иного задания. В таких ситуациях я внятно поясняю, что это нормально. Что вы пришли сюда учиться, и моя задача помочь вам в этом. А обучение без ошибок невозможно. Старайтесь, ошибайтесь, исправляйте ошибки, и вы станете лучшими. Это ещё один девиз обучения: «Сегодня стать немного лучше, чем был вчера».

Начиная с первых пьес, состоящих буквально из восьми тактов, мы так же работаем над структурой – начало, развитие, кульминация, завершение. И нотный текст наполняется смыслом, и ученик исполняет произведение легко и с удовольствием.

Свободное фантазирование положительно сказывается на укреплении и развитии творческого подхода в занятиях музыкой, на мотивации обучения игре на инструменте. Дети – большие фантазёры. Считаю важным сберечь это доброе человеческое качество на протяжении всего курса обучения.

На различный нотный текст вместе с учеником придумываем различные тексты, стихи, истории. Чем смешнее, тем лучше запоминается. На серьёзные произведения выстраиваем серьёзные ассоциативные связи. Безусловно, при выборе программы следует учитывать развитие технических возможностей юного исполнителя и, обязательно, образного, ассоциативного мышления. Нельзя давать " Вокализ" Рахманинова ученику, например, третьего класса.

Совместная работа в позитивном ключе укрепляет мотивацию творчества.

Пожалуй, самое важное – постановка цели. Работа без цели – бессмысленна. Мои старшеклассники точно знают нашу главную цель, нашу сверхзадачу – дарить людям радость и удовольствие от общения с музыкой. Для этого мы учимся и решаем тактические задачи. Для этого мы работаем над звуком, потому что исполнение музыки плохим звуком не подарит людям радость. Для этого мы играем гаммы и этюды, нарабатываем технику, потому что без технической подготовки мы не сможем исполнить замечательные музыкальные произведения и не сможем осчастливить наших слушателей своей музыкой. Для этого мы участвуем в различных концертах и конкурсах, чтобы нести людям радость от общения с музыкой. Выходить на сцену с неподготовленной программой, с плохим звучанием – неуважение к своему слушателю.

Обращаю внимание на приоритеты – мы учимся не за хорошие отметки в дневнике, а за возможность отлично играть отличную музыку и дарить её людям. Преподаватель по специальности не для того, чтобы давать задания и контролировать их выполнение. Преподаватель для того, чтобы помочь ученику научиться играть на инструменте. Играть великолепную волшебную музыку, а не нотный текст.

Большая, взрослая цель подтягивает, мобилизует юных музыкантов. В итоге – неучастие в конкурсе по причине слабой подготовки является для них самым страшным наказанием. Не двойка, а неучастие в конкурсе или концерте. Считаю это правильным.

Хорошим мотивационным моментом является создание обстановки совместного творчества, именно совместной работы, когда уместны такие фразы, как: «Мы хорошо поработали, не растеряй наши достижения при выступлении на сцене», «У нас хороший ансамбль, коллектив друзей. Не подводи нас, занимайся, старайся играть лучше всех, ты это можешь», «Если чего-то не знаешь – не стесняйся сказать это. Мы поможем, для этого мы все вместе и учимся», «Мы вместе занимаемся серьёзным делом – мы дарим людям радость исполнением красивой музыки».

Пусть не все мои ученики станут профессиональными музыкантами, но пусть все они станут добрыми людьми.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.