Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Применение огнестрельного оружия



 

ГЛОССАРИЙ Токарев 18кд6

Организация и ведение операции силами личного состава ОВД является наиболее сложной формой выполнения боевых задач. В операции всегда задействовано значительное количество сил и средств на различных направлениях. Они решают неравнозначные задачи, но с единой целью — восстановить общественную безопасность, поэтому каждая операция требует от руководителя и всего личного состава больших моральных и физических затрат, четкой организации, хорошо налаженной связи и взаимодействия.

Специальная операция — совокупность согласованных по цели, месту н времени специальных мероприятий и войсковых (тактических) действий, проводимых ОВД в чрезвычайной обстановке в целях обеспечения (восстановления) общественной безопасности

режимные — заключаются в ограничении или воспрещении свободного въезда (входа) в район операции и выезда (вы хода) из него, передвижений в зоне возможного поражения посторонних граждан, транспортных средств и др

организационные — изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций и транспорта, направленное на обеспечение общественной безопасности

режимные — заключаются в ограничении или воспрещении свободного въезда (входа) в район операции и выезда (вы хода) из него, передвижений в зоне возможного поражения посторонних граждан, транспортных средств и др

оперативные - мероприятия, не терпящие отлагательства действия ОВД, которые проводятся в целях определения количества преступников (группы), характера их действий, вы явления намерений преступников, их вооружения, оснащения и тактики действий, связей, установления мест укрытия, вы явления заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др. ), склонения преступников к добро вольной сдаче, введения в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки в ходе операции и принятия обоснованных решений на ее проведение;

следственные — комплекс действий, проводимых в целях вы явления личности преступников, количества и качества имеющегося у них вооружения, их места нахождения, родственных и иных связей;

профилактические — деятельность, направленная на предотвращение возможных преступных действий, а также устранение причин и условий, приведших к преступлениям, вызвавшим широкий общественный резонанс;

разъяснительные — заключаются в разъяснении местным жителям сущности проводимых ОВД действий, общественной опасности вооруженных

преступников, роли, которую граждане могут сыграть в данной операции. Для этого используют средства массовой информации и непосредственную работу в трудовых коллективах и по месту жительства граждан;

Специальные операции различают по способам их проведения: поиск в неблокированном районе; поиск в блокированном районе; поиск по направлениям; поиск по объектам; окружение, преследование, засада, захват или ликвидация, блокирование; преследование, наступление, активная оборона; выявление, обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, предметов, изъятых из оборота, вещественных доказательств; проверка; штурм; обеспечение общественной безопасности при проведении политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий; недопущение проведения запрещенных общественно-политических мероприятий; ликвидация последствий (в зависимости от вида) чрезвычайной ситуации.

Планирование специальной деятельности в чрезвычайной обстановке является неотъемлемым элементом управления для всех руководителей ОВД Оно должно охватывать всю систему мер обеспечения общественной безопасности. Планированием специальных операций занимаются соответствующие руководители, включая старших оперативных начальников.

Эффективность деятельности ОВД зависит от многих факторов, в том числе от улучшения кадровой работы, информационного обеспечения, внедрения элементов научной организации труда, обеспечения специальными средствами и техникой.

Тактическая подготовка сотрудников ОВД включает в себя:

изучение средств обезвреживания и ликвидации взрывоопасных предметов;

поиск и обезвреживание взрывных устройств самодельного и промышленного изготовления.

ознакомление с индивидуальными средствами защиты лично го состава, выполняющего работы по уничтожению взрывных устройств, способами обнаружения, изъятия и транспортировки взрывчатых веществ и взрывных устройств;

изучение мер безопасности при обнаружении взрывных устройств и боеприпасов;

разъяснение тактических приемов и способов действий нарядов по поддержанию общественного порядка и безопасности при чрезвычайных обстоятельствах.

В основах подготовки лежат действия группового и индивидуального несении службы, тактические способы действий нарядов по поддержанию общественного порядка и безопасности при введении чрезвычайного положения. Отрабатываются тактические действия нарядов при ведении розыска и задержании вооруженных преступников, тактика действий нарядов по охране общественного порядка.

Подразделения ОВД и Росгвардии, при реализации задач инженерного

обеспечения, проводят следующие мероприятия:

возводят фортификационные сооружения и маскируют занимаемые районы и позиции;

устанавливают минные и другие заграждения для защиты своих позиций (районов) и проделывают проходы в заграждениях противника;

устанавливают возможности и обеспечивают форсирование водных преград вброд, под водой, на плавающей боевой технике, на десантных и паромных переправочных средствах и по мостам;

прокладывают и обозначают колонные пути;

подрывают защитные сооружения и вооружение с помощью инженерных боеприпасов;

обнаруживают и очищают воду с использованием табельных средств;

изготавливают в полевых условиях жилые и хозяйственные постройки;

ведут борьбу с пожарами и наводнениями.

Фашины — связанные из хвороста пучки диаметром 25—30 см, длиной до 5 м.

Фашины, используемые для перекрытий фортификационных сооружений, имеют внутри вложенную жердь. Щиты из хвороста применяют для устройства одежды крутостей траншей, ходов сообщения и укрытий. Маты применяют для устройства масок и при преодолении зараженной и болотистой местности.

Оценка качества изображения производится по соответствующим требованиям. Согласно. Руководству по практическому применению видеонаблюдения, версия 0. 4 55/06 Отделения научных разработок МВД России, цели видеонаблюдения разделяются

на четыре группы:

мониторинг, т. е. наблюдение за дорожным движением либо перемещением людей, где отсутствует необходимость останавливать внимание на отдельных лицах;

обнаружение, т. е. определение факта наличия человека в кадре без необходимости рассмотреть его лицо;

опознание, т. е. определение того, известен ли вам попавший в кадр человек, либо неизвестен;

идентификация, т. е. запись высококачественных изображении лица, по которым можно однозначно и бесспорно идентифицировать личность при предъявлении доказательных материалов в суде.

Основная масса систем видеонаблюдения используется для наблюдения и регистрации действий, производимых физическими лицами. Отсюда вытекает требование, что при использовании полученной информации, персонал, обслуживающий системы видеонаблюдения, должен соблюдать законодательство по защите персональных данных

Чрезвычайные ситуации дифференцируются по уровню опасности и последствиям на ситуации: локального характера; муниципального характера; межмуниципального характера; регионального характера; межрегионального характера и федерального характера. В зависимости от характера чрезвычайной ситуации определяется объем привлекаемых сил и средств.

Охрана общественного порядка и безопасности при чрезвычайных ситуациях в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается МВД России, министерства внутренних дел республик, краев, областей и структурными подразделениями, входящими в их состав, при взаимодействии с МЧС России, органами прокуратуры и ФСБ России. К охране привлекается личный состав территориальных служб и подразделений ОВД и Росгвардии. При необходимости силы могут направляться из других регионов. Для эффективного руководства силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка, создается оперативный штаб.

Для работы в условиях чрезвычайной ситуации заранее разрабатываются оперативные планы. В них должно быть отражено следующее: прогноз возможной ситуации на территории района,

города, области и т. д. в период возникновения чрезвычайной ситуации; сигналы оповещения и порядок развертывания сил и средств ОВД для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях;

расчет и расстановка сил и средств, направляемых для проведения мероприятий при чрезвычайных ситуациях, включая резерв; порядок несения службы на обслуживаемой территории для обеспечения общественного порядка, борьбы с преступными проявлениями, предупреждению расхищения материальных средств и собственности;

перечень объектов государственной власти и управления, которые необходимо взять под охрану;

групповые и индивидуальные средства защиты личного состава во время несения службы;

направления и порядок эвакуации и спасения граждан, материальных средств, учет потерь населения; обеспечение пропускного режима с оцеплением опасных зон, выставлением заградительных постов и контрольно-пропускных пунктов, патрулей и постов ГИБДД для регулирования транспортных потоков;

порядок и обеспечение безопасности при эвакуации из опасных зон задержанных, заключенных, оружия, боеприпасов, специальных средств, секретных документов; организация взаимодействия с соседними ОВД, МЧС России, ФСБ России Росгвардии, привлеченными частями Министерства обороны Российской Федерации; средства связи и управления;

информационные мероприятия по недопущению паники и распространению провокационных и ложных слухов в приложениях к планам делаются:

При возникновении угрозы наводнения необходимо доложить дежурному но ОВД, оповестить службу МЧС России и население об угрозе затопления. В соответствии с планом организовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, больных и престарелых) и материальных ценностей в безопасные места. При нахождении людей в затопленных районах, обеспечит переправу населения и охрану оставленного в домах имущества

При землетрясении в первую очередь необходимо установить связь с дежурным для уяснения обстановки и определения мер по обеспечению безопасности личного состава нарядов полиции и гражданского населения. Для обозначения опасных мест, выставляются соответствующие дорожные знаки и таблички с надписями проход (проезд) запрещен. С целью извлечения пострадавших из-под разрушенных зданий, организуют пути для прибытия сил МЧС России, которые решают задачи по проведению аварийно-спасательных работ. Определяются медицинские учреждения, способные принять пострадавших, также привлекаются сотрудники коммунальных служб, для отключения поврежденных коммуникаций в целях предотвращения пожаров, затоплений и поражений электрическим током. Организуются восстановительные работы по обеспечению жизнедеятельности на пострадавшей территории. Имущество, оставленное без присмотра, берется под охрану.

При развитии опасных погодных явлений необходимо сообщить обстановку дежурному. С помощью средств связи, поддерживать взаимодействие несущих службу постов и нарядов полиции. Постам ДПС необходимо усилить наблюдение за перемещением транспортных средств и пешеходов. При возникновении заторов или невозможности безопасного перемещения по трассам, останавливать движение транспорта и направлять его в места безопасных стоянок. Организовать подвоз питания и топлива к заблокированному автотранспорту. Направлять транспортные средства повышенной проходимости для эвакуации пострадавших и находящихся в беспомощном состоянии граждан. Мобилизовать население и специальную технику для расчистки дорог, улиц и занесенных домов. Организовать преимущественное движение для специального транспорта аварийно-спасательных и медицинских служб.

По данным радиационной разведки определяют размеры территории,

подвергшейся радиоактивному загрязнению, и внутри этой территории выделяют границы зон по степени опасности для нахождения в них людей. Зоны обозначаются на карте и отмечаются на местности. Внешние границы зон, особенно зоны безопасности, необходимо оградить с помощью инженерных средств (колючая проволока). Для следа радиоактивного облака, образующегося при ядерном взрыве, в военное время выделяют следующие зоны:

А — зона умеренного заражения, характеризуется уровнем радиации на внешней границе через 1 ч после взрыва 8 Р/ч. Обозначается па карте синим цветом.

Б — зона сильного заражения, характеризуется уровнем радиации на внешней границе через 1 ч после взрыва 80 Р/ч. Обозначается на карте зеленым цветом.

В — зона опасного заражения, характеризуется уровнем радиации на внешней границе через 1 ч после взрыва 240 Р/ч. Обозначается на карте красным цветом.

Г — зона чрезвычайно опасного заражения, характеризуется уровнем радиации на внешней границе через I ч поеме взрыва 800 Р/ч. Обозначается па карте черным цветом.

Уровни радиации на местности из-за протекающих ядерных реакций и распада короткоживущих изотопов постепенно снижается, примерно в 10 раз через отрезки времени, кратные семи, причем спад носит экспоненциальный характер. Например, по прошествии 7 ч после ядерного взрыва или выброса радиации из поврежденного реактора атомной электростанции мощность дозы уменьшается в 10 раз, а через 50 ч — почти в 100 раз.

 

В рамках личного состава ОВД и приданных сил могут организовываться следующие группы: группы для оцепления участка чрезвычайной ситуации (на основных направлениях выставляются посты, дозоры, в некоторых случаях, цепочки; на иных направлениях — в основном — патрули, но также выделяются посты и дозоры); группы обеспечения дорожного движения; группа оперативного информирования; группы блокирования; группы рассредоточения, вытеснения (при массовых беспорядках); группа разграждения; группа охраны; группы изъятия; группа документирования; следственно-оперативная группа; резерв; группа медицинского обеспечения; группа пожаротушения и проведения аварийных работ; группы эвакуации; группы конвоирования; группа фильтрации; группа связи; группа материально-технического обеспечения и др.

Тактико-специальная подготовко-обучение лично го состава подразделений, частей и учреждений специальных войск и тыла действиям в бою; один из ведущих предметов боевой подготовки. Т. -с. п. включает: изучение основ общевойскового боя и тактики специальных войск, организации и боевых возможностей своих войск и войск противника; обучение личного состава умелому применению оружия и техники, слаживанне подразделений н частей, отработку согласо ванных действий подразделений специальных войск с подразделе ниями родов войск; совершенство ванне навыков командиров и шта бов по организации обеспечения боевых действий, управления и взаимодействия в различных ви дах боя. Одной из форм Т. -с. п. является тактико-специальное учение, которое проводится обыч но как одностороннее с обозначенным противником. Подразделения, части и учреждения выводятся на него в полном составе со штатным вооружением и техникой.

редмет дисциплины «Тактико-специальная подготовка» включает в себя теоретическую подготовку личного состава ОВД по применению нормативных актов, регламентирующих несение службы, пределы допустимости тактических приемов и правовых ограничительных мер при исполнении своих служебных обязанностей, и элементам организации и проведениям специальных операций.

Основной целью дисциплины «Тактико-специальная подготовка» является формирование готовности выпускника к охране общественного порядка и общественной безопасности, предупреждению и пресечению различных правонарушении, силовой защите закона.

В ходе изучения дисциплины у обучаемых формируются высокие морально-боевые качества, развивается тактическое мышление, даются навыки в выполнении функциональных обязанностей командиров подразделений, вырабатываются самостоятельность, инициатива, творческий подход и способность выполнять служебную задачу в любых условиях несения службы.

 

Дисциплина «Тактико-специальная подготовка» включает в себя изучение сотрудниками ОВД основ применения и использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, действий в различных условиях (в том числе при предотвращении или расследовании преступлений, совершенных особо опасным способом).

Практическую деятельность ОВД по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке называют специальной деятельностью. Теория и практика специальной деятельности ОВД и являются предметом ТСП.

тсп — комплекс специальных учебных дисциплин, изучающих теорию и практику оперативно-служебной деятельности ОВД и внутренних войск МВД России в условиях чрезвычайной обстановки.

Как следует из определения, ТСП состоит из комплекса специальных учебных дисциплин, т. е. имеет определенную структуру взаимосвязанных элементов, позволяющих достичь ее цель.

Цель ТСП — обучение личного состава ОВД умелым действиям при выполнении оперативно-служебных задач в условиях чрезвычайной обстановки

Задачи ОВД в условиях чрезвычайной обстановки в соответствии с законодательством Российской Федерации состоят в следующем:

 

? участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;

? ликвидация банд;

? освобождение заложников;

? участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа;

? пресечение массовых беспорядков; участие в пресечении захвата важных объектов;

? участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;

? участие в пресечении террористических актов на объектах, обслуживаемых ОВД;

? участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;

? розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);

? пресечение блокирования транспортных коммуникаций;

? участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств;

? участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного (экологического) характера;

? оказание содействия органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации;

? пресечение захвата собственных объектов ОВД;

? обеспечение общественной безопасности во время столкновений на межнациональной или религиозной основе.

Планом называется уменьшенное, точное и подробное изображение на плоскости небольшого участка местности.

Это чертеж, на котором участок (например, место происшествия) изображается так, как он представляется, если смотреть на него сверху. При этом каждую линию на плане изображают со строго одинаковым уменьшением.

Схемой называется графический документ, составленный по карте или на местности с более или менее точным соблюдением масштаба, на котором отображаются только необходимые местные предметы и отдельные детали рельефа.

При изготовлении схем точного соблюдения масштаба не требуется, а размеры предметов обозначаются цифрами.

Часто применяется метод вычерчивания графических документов, в котором масштабное изображение сочетается со схематическим. Комплексный метод заключается в том, что наиболее крупные предметы вычерчиваются в масштабе, а мелкие — схематически. Например, в масштабе изображаются помещения, крупные предметы, а мелкие предметы и следы изображаются схематично, так как в масштабе их изобразить трудно. Такие документы называются схематическими планами. При следственных действиях (осмотре места происшествия) нередко составляются вертикальные разрезы.

Изготовляемые планы (схемы) места происшествия могут быть:

? ориентирующими, т. е. изображают место происшествия с окружающей обстановкой;

? обзорными, т. е. фиксируют место происшествия в целом. Такой план (схема) дает представление о взаимном расположении объектов;

? узловыми (обычно изображают наиболее важный участок места происшествия);

? детальными, т. е. вычерчивают отдельные следы и предметы.

Планы (схемы) помещения могут быть простыми, развернутыми

или отображать помещения в разрезе.

Планы (схемы) местности бывают полными, профильными и планами-маршрутами. Они могут составляться по топографическим картам или планам с изменением или без изменения масштаба, а также непосредственно на местности.

Для составления плана (схемы) желательно иметь папку-план- шет, компас, визирную линейку, циркуль-измеритель, резинку для стирания (она должна быть мягкой, не оставляющей следов на бумаге при стирании), рулетку или метр и набор карандашей, в который входили бы:

? простые карандаши — твердый, средний, мягкий;

? цветные карандаши — красный, синий, черный.

Качество составления плана (схемы) во многом зависит от выбора и заточки карандашей. Каждый карандаш нужно тщательно заточить и придать его концу коническую форму длиною около 2 см. Величина грифеля должна быть равной не более 3—4 мм.

Для вычерчивания визирных линий и первоначальных набросков лучше всего пользоваться твердым (Т) или средним (ТМ) простым карандашом, так как он оставляет малозаметный след, который легко стирается резинкой. Для окончательного оформления плана (схемы) и производства подписей следует использовать мягкий (М) карандаш. Цветные карандаши рекомендуется применять для обозначения на плане (схеме) различных предметов и следов преступлений.

При составлении планов (схем) участков местности используются условные знаки, которые, как правило, вычерчиваются от руки простым карандашом. Для большей наглядности плана (схемы) можно применять и цветные карандаши.

Для того чтобы не загрязнять чертеж, условные знаки чертятся тонкими, едва заметными линиями, а затем утолщаются. В ходе работы не следует сильно нажимать карандашом на бумагу, так как от этого на ней остаются борозды.

 

Для большей наглядности некоторые условные знаки оттеняются утолщением линий с тех сторон, которые должны быть в тени. Источник света при этом всегда предполагается в верхнем левом углу плана. В связи с этим все предметы, выступающие над поверхностью земли (постройки, грунтовые дороги, острова на озерах и реках), на плане будут иметь утолщенные нижние и правые стороны, а предметы, вдающиеся в земную поверхность (озера, пруды, реки), — утолщенные верхние и левые стороны.

При штриховке условных знаков внутренние линии должны быть тоньше линий, образующих контур знака. Направление штриховки произвольное. Штриховые линии наносятся строго параллельно друг другу через контур знака.

При вычерчивании длинных кривых линий не следует проводить их сразу, непрерывным движением карандаша. Нужно сначала обозначить положение такой линии, а затем вычертить ее короткими штрихами, накладывая их последовательно один на другой. Штрихи проводятся сверху вниз «на себя», для чего бумагу каждый раз надо поворачивать в нужном направлении. Необходимо добиваться того, чтобы линия получалась плавной, одинаковой толщины, без узлов.

Для проведения параллельных кривых линий можно использовать небольшую полоску бумаги с начерченными на ней двумя штрихами. Промежуток между штрихами должен быть равен расстоянию между вычерченными линиями. Прикладывая такую мерку последовательно в разных местах к первой из прочерчиваемых линий, можно легко наметить параллель, а затем провести вторую линию.

На планах (схемах) лес изображается полуовалами, кустарник — овалами; полуовалы и овалы длинными осями должны располагаться параллельно верхнему (нижнему) обрезу листа бумаги. Полуовалы и овалы чертятся непрерывным движением карандаша с оттенением нижней части. При сплошном лесе полуовалы должны образовывать один общий контур леса, для чего каждый отдельный полуовал соединяется с последующим небольшой извилистой линией.

При изображении кустарника овалы чертят произвольно, но вокруг них вычерчивают один-два маленьких овала в четырех расходящихся направлениях. Условные знаки, обозначающие километровые столбы, отдельные деревья, плантации, луга, горелый и вырубленный лес, должны вычерчиваться так, чтобы вертикальная ось их рисунка всегда располагалась перпендикулярно верхнему (нижнему) обрезу листа бумаги.

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.

(в ред. Федерального закона от 06. 02. 2020 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

 

Ст. 20 Федерального закона " О полиции":

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Ст. 21 Федерального закона " О Полиции":

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные;

2) специальные газовые средства;

3) средства ограничения подвижности. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства;

5) электрошоковые устройства;

6) светошоковые устройства;

7) служебных животных;

8) световые и акустические специальные средства;

9) средства принудительной остановки транспорта;

10) средства сковывания движения;

11) водомёты;

12) бронемашины;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

14) средства разрушения преград.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Ст. 22 Федерального закона " О полиции":

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.