|
|||
Назначение смазки:Стр 1 из 4Следующая ⇒ 1) уменьшение коэффициента трения (переводит трение в жидкостное или граничное, что существенно снижает износ); 2) удаление продуктов износа, нагара от трущихся поверхностей (жидкое масло); 3) отвод тепла из зоны трения (жидкое масло); 4) уплотняет зазоры и защищает от абразивного загрязнения (пластичная смазка в большей мере); 5) предохраняет от коррозии. Исходя из этого: - снижает нагрузки в механизмах; - повышает компрессию и КПД; - амортизирует ударные нагрузки в соедин ениях с зазором; - снижает шум и вибрации. 1. 1. По происхождению масла различают: - мин еральное, изготавливается из нефти путем перегонки мазута (остатка после отгонки из нефти светлых продуктов – бензина, керосина, дизельного топлива). Учитывая зависимость отспособа получения они классифицируются на: - дистилятные, первый этап перегонки мазута͵ имеют малую или среднюю вязкость; - остаточные, получают из гудрона, оставшегося после отгонки дистиллятов, имеют повышенную вязкость; Для получения требуемых эксплуатационных характеристик в такие масла добавляют большое количество различных присадок, которые имеют обыкновение в процессе эксплуатации довольно быстро разрушаться, вследствие чего мин еральное масло требуют замены через определ енные периоды. - растительные и животные (органические), имеющие органическое происхождение. а) растительные масла получают путем переработки семян определ енных растений (касторовое, горчичное и сурепные масла и др. ) б) животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, технический рыбий жир, костное масло и др. ). Органические масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью. По этой причине их чаще используют в смеси с нефтяным; - синтетические, получаемые из различного исходного сырья различными химическими методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соедин ений и т. д. ). Молекулы такого масла синтезируются с заданными свойствами, а у мин ерального – самой природой. По этой причине синтетические масла обладают вс еми необходимыми свойствами, однако из-за высокой стоимости применяются только в самых ответственных узлах трения. 1. 2. По агрегатному состоянию смазочные материалы делятся на: - жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими определ енной текучестью (нефтяные и растительные масла); - пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др. ) Пластичные смазки используются в узлах трения, к которые невозможно непрерывно подводить масло, а также при больших удельных нагрузках и малых скоростях, в трудногерметизируемых узлах. Ο ʜ ᴎ подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные, канатные и др; - твердые, смазочные материалы, которые не меняют своего состояния под действием значительных температур (от -250 до +3750С) и давления (графит, сульфит молибдена, тефлон, слюда, и др. ). Их применяют отдельно, в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами, в виде смазочных пленок и наносят в узлах трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов, в рессорах, подвесках тракторов и машин, открытых зубчатых передачах, в конвейерных цепях и др. 1. 3. По назначению смазочные материалы делятся на масла: - моторные, предназначенные для двигател ей внутреннего сгорания; - трансмиссионные, для смазывания деталей механических передач, к примеру в трансмиссиях тракторов, автомобилей (КПП, РК, ведущие мосты, бортовые передачи, механизмы РУ). Основное назначение то же, что и у моторных, кроме того трансмиссионное масло снижает действие ударных нагрузок, уменьшают шум и вибрацию шестерен, уплотняют зазоры в сальниках и различных соедин ениях); - индустриальные, использующиеся для смазывания технологического оборудования (главным образом станков); - гидравлические, для гидросистем различных машин; - компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные и др. 1. 4. По температуре применения: - низкотемпературные, для температуры не более 60°С; - среднетемпературные, применяемые при температурах 150 - 200°С; - высокотемпературные, используемые в узлах, которые подвергаются воздействию температур до 300°С и выше (моторные масла).
|
|||
|