|
|||
Сложные размерыСложные размеры получаются в результате слияния двух или более простых однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4. · Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8. · Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16. · Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16. · Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16. Количество сильных долей в сложном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав. Относительно сильные доли Акцент на первой доле сложного размера всегда сильнее акцентов остальных долей, в связи с чем первую долю называют сильной долей, а остальные сильные доли — относительно сильными долями. Рисунок 1. Сильные и относительно сильные доли На рисунке мы видим сложный размер 4/4, составленный из двух простых размеров 2/4. Знаками акцента «> » обозначены ноты, которые соответствуют сильным долям. Красным подчёркнута сильная доля — она первая в такте, а синим — относительно сильная доля. Примечание: поскольку доля в нашем случае занимает одну четверть, то и красной, и синей линиями подчёркнуты длительности в одну четверть, чтобы обозначить долю. Обратите внимание: сильные доли в сложном размере расположены равномерно. Группировка При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие в состав простого размера. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно: · указать одну ноту длительностью в такт; · указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой.
Для наглядности: 9/8= 3/8+3/8+3/8. Видим, что вместо трех тактов, в каждом из которых должно быть три «восьмых» ноты, получается один такт с девятью «восьмыми» нотами (3+3+3). Точно также расшифровываются и другие сложные размеры: 12/8=3/8+3/8+3/8+3/8 9/4= 3/4 + 3/4 +3/4 4/8= 2/8+2/8 6/4= 3/4+ 3/4. Можно заметить, что сложный размер состоит из ОДИНАКОВЫХ простых тактов, если же они будут разными, то это уже будет смешанный размер. В отличие от простых, сложный музыкальный размер имеет не только сильную и слабую доли, но и относительно сильную (акцент не слишком слабый, но и не сильный). Так, получается мелодия с другой ритмичностью. Определить сложный размер легко: если верхняя цифра равна 4 и выше, то это именно он. Кроме того, в трехдольных размерах, верхняя цифра (помимо 4) должна делиться на 3. В результате получаются такие размеры: 1. Двухдольные • Четырехдольные, (сильная доля, слабая, относительно сильная, слабая). Наиболее распространённый – «четыре четверти». 2. Трехдольные (сколько простых размеров в сложном, столько должно быть сильных и относительно сильных долей в такте). • Шестидольные. (сильная доля, две слабые, относительно сильная, две слабые). • Девятидольные (одна сильная, две относительно сильные, остальные – слабые). • Двенадцатидольные. (одна сильная, три относительно сильные, остальные – слабые). С группировкой нот также все просто, они объединяются по вхождению в простой такт. Пример: Размер 9/8. Значит, на нотной строке мы увидим три восьмые ноты под одним ребром в трехкратном количестве. Быстрые вальсы, латиноамериканские танцы, жиги – вот произведения, в которых можно встретить сложный размер.
|
|||
|