|
|||
Здравствуйте! Меня зовут Сахончик Екатерина Сергеевна,, я директор Языковой Школы «СибТайм», которой в этом 2020 году исполняется уже 16 лет. На протяжении всего времени, что работает наша школа, я часто слышу от наших взрослых учеников, или от родителей детей, которые у нас учатся, вопрос, суть которого сводится к следующему: « Когда я » или « Когда мой ребенок заговорит свободно на английском языке? Сколько для этого нужно заниматься? » Вопрос вполне понятный, и, чтобы максимально развернуто ответить на него нашим клиентам, я решила написать эту статью. Надеюсь, мне удастся «расставить все точки над и», как говорят англичане… Безусловно, есть способы быстро – за год, или даже меньше, если речь идет о маленьком ребенке – свободно заговорить на иностранном языке. Для этого нужно уехать в страну изучаемого языка и жить там. Причем общаться не с соотечественниками, а с носителями языка. Смотреть местные телепрограммы, ходить в магазины и кафе, дружить с местным населением, то есть полностью окружить себя иностранным языком. Конечно, детям это сделать проще, потому что они, как правило, легче заводят друзей среди сверстников, и процесс коммуникации у них налаживается быстрее, чем у взрослых. Поэтому чем в более раннем возрасте человек попадает в страну и начинает контактировать с языком в режиме нон-стоп, тем быстрее он достигнет способности свободно на языке общаться. Еще один способ, подходящий, правда, только взрослым - выйти замуж за иностранца (для мужчин - жениться на иностранке, соответственно). Но важно, чтобы иностранный супруг/супруга общались с партнером на своем языке, не пытаясь переключаться на русский. А ребенок у такой пары будет в совершенстве владеть двумя языками: если родители говорят с ним каждый на своем языке, у них вырастет билингвал, говорящий на обоих языках на уровне носителя (повезло, что говорить! ) Как видно, эти три способа объединяет одно: постоянное, ежедневное, многочасовое общение с носителями языка. Если же вышеперечисленные варианты вам не доступны, остается не менее эффективный способ хорошо, основательно выучить иностранный язык: учить его с хорошими профессиональными педагогами, от простого к сложному, приготовившись потратить на обучение не один год. И оптимальный вариант – когда ребенок начинает изучение языка в дошкольном возрасте и продолжает заниматься им до окончания средней школы. В этом случае, если языковая школа хорошая, с выстроенной многоступенчатой системой обучения, при которой уровень языка растет постепенно и каждая ступень ведет к все более совершенному владению всеми аспектами языка – а это говорение, понимание речи на слух, чтение и письмо – многолетние занятия иностранным языком приведут к качественному глубокому овладению языком, к способности им пользоваться во всех ситуациях, начиная от свободного общения с носителями языка заканчивая возможностью при необходимости - в более взрослом возрасте - пользоваться специальной литературой на этом языке. Дальше постараюсь максимально понятно выразить позицию, которую разделяют все мои коллеги – а это целое сообщество профессиональных преподавателей английского языка в разных странах! - и приведу некоторые отрывки из книги известного шведского полиглота, лингвиста, писателя, Эрика Гуннемарка «Искусство изучать языки». 1. Про временные затраты «Время – это один из важнейших факторов при изучении языков. Существует некоторый минимум времени, который необходим нормальному человеку для овладения любым языком. Время нужно для того, чтобы собрать воедино свои умения и навыки. Можно сказать, что язык должен «созреть». Ребенок сначала ползает и только потом встает на ноги. То же можно сказать и об изучении языков. Сначала мы продвигаемся еле-еле – зато потом овладеваем более сложными навыками. Вот небольшой перечень сроков, которые можно назвать реалистичными. Он построен для учащихся, которые начинают изучение языка с «нулевого уровня» и хотят достигнуть уровня минимального владения разговорной речью. Все приводимые цифры выведены для шведов, однако в них нетрудно внести коррективы, обусловленные родным языком читателя. Итак, затрачивая не менее 120 часов в месяц на изучение языка, – немецкий язык можно освоить за 2–3 месяца; – английский – за 3–4 месяца; – французский, испанский или итальянский – за 5–6 месяцев; – русский – за 8–10 месяцев Практический опыт показывает, что за более короткий срок язык не выучить. Что же касается более коротких сроков, то к ним следует относиться со скептицизмом. И в Швеции, и в других странах нередко устанавливаются нереалистичные, слишком короткие сроки овладения языком. Нужно заметить, что реклама об овладении языком всего за 60 часов была воспринята отрицательно, по крайней мере, в Швеции, и к настоящему времени практически не встречается. Одно дело – выучить язык по-настоящему и надолго, и совсем другое – «забросить» себе в голову то, что через короткое время, скорее всего, будет забыто. Настоящим обучением можно называть только такое, в результате которого вы достигаете прочных, фундаментальных знаний, умений и навыков. «Интенсивный курс», материал которого будет забываться так же интенсивно, как был усвоен, представляется достаточно сомнительным предприятием. » Итак, 120 часов в месяц, 4 месяца! Причем для шведов: для них английский язык может считаться более легким, чем для нас, русских, в силу особенностей родного языка и географического расположения. Если 120 умножить на 4, получится 480 часов. Что же имеем мы? При обучении с частотой 60 минут 2 раза в неделю мы получаем всего 72 часа английского за учебный год! Чтобы наработать 480-500 часов, изучать язык при нашей частоте занятий нужно 6-7 лет.
2. Неужели нужно так долго ждать? Конечно же, английский начинает использоваться на наших уроках уже с первого занятия, и даже после самого первого урока вы уже сможете кое-что сказать, и что то понять! Например, дошкольники, начинающие у нас учиться, очень быстро переключаются на английский язык, который используется на занятиях постоянно, и к концу первого года обучения они многое понимают и говорят. Но это все еще не свободное владение языком, которое предполагает умение спонтанно общаться на абсолютно любые темы. После первого года обучения вы или ваш ребенок сможете общаться, но в рамках того, что изучали на уроках, поэтому неправильно ожидать, что само собой придет умение строить фразы из слов, которые ни разу не встречались! Например, позанимавшись год, ребенок освоил счет, цвета, может назвать свое имя, возраст, рассказать о любимой игрушке и времени года, знает много глаголов движения, рассказывает, что есть у него в сумке… – отличный результат! Но если родитель в качестве проверки знаний спрашивает ребенка то, что они еще не проходили (например, просит сделать сложный заказ в ресторане, или назвать по-английски все предметы одежды), ребенок, очевидно, стушуется и ничего не скажет. Но это совершенно не означает, что его ничему не научили! Мы призываем: терпение! Давайте спрашивать то, с чем мы работали ( что мы всегда и делаем в рамках итогового тестирования, и непременно рассказываем об этом родителям )– и ребенок обязательно ответит! И тем, на которые ребенок сможет общаться, из года в год будет все больше, это мы гарантируем! А все эти рекламные лозунги типа «Свободный английский за 20 часов» и подобные им «Худеем за неделю»/ «Густые блестящие волосы всего за 3 дня» и т. п. – не более чем маркетинговый ход, который не имеет ничего общего с реальностью. 3. Про систему Наша система обучения английскому языку – многоуровневая, построенная по принципу от простого к сложному, подразумевающая постепенное, но очень качественное изучение языка, при котором достигаются прочные фундаментальные знания, позволяющие свободно пользоваться языком при общении с носителями. Причем мы в нашей школе не разрабатывали новую систему, а взяли за основу уже готовую и самую эффективную методику обучения английскому языку, разработанную в Англии, в Кембриджском университете. Зачем изобретать велосипед, если его уже изобрели?! Именно поэтому наши ученики на разных этапах обучения сдают международный кембриджский экзамен – это самое объективное подтверждение знаний и ценный международный сертификат, который принимают и понимают во всем мире! В идеале начать изучать язык лучше в дошкольном возрасте, и заниматься до старших классов школы: на каждом этапе овладения языком можно сдавать кембриджский экзамен, который подтверждает прогресс и соответствие уровня знаний общей европейской шкале. Всего можно сдать 5-6 экзаменов (от простой начальной ступени к более сложным), перерывы на подготовку между этими ступенями составляют примерно 2 года. Самая высокая рекомендуемая ступень соответствует уровню B2 (продвинутый уровень, позволяющий понимать речь носителя языка, в том числе новостные передачи, неадаптированные фильмы, свободно общаться с носителями, читать художественную и специализированную литературу на языке, писать сочинения и статьи на широкий диапазон тем). Если вы пришли изучать язык в среднем или старшем школьном возрасте, или будучи взрослым, и ваш уровень близок к начальному, нужно ориентироваться на то, что за 3-4 года обучения дойти до самого высокого уровня B2, скорее всего, не получится, но за это время вы сможете получить знания, позволяющие общаться на хорошем среднем уровне. 2-3 года обучения тоже приведут к умению пользоваться языком, но на более простом уровне. А первый год обучения – это самое начало, ступень, на которой происходит знакомство с языком, с его самыми простыми законами, закладывается фундамент для дальнейшего его изучения. Общаться после первого года обучения можно будет оперируя только несложными фразами и выражениями. 4. Почему не каждый человек – полиглот? Почему, когда речь идет об изучении языка, многие хотят быстро и сейчас, а когда мы говорим о такой науке как, скажем, математика, никто не ожидает, что интегралы станут изучать во время второго года обучения? Почему в музыкальной или художественной школе учатся 7 лет, и все готовы терпеливо ждать результатов (при том, что дети занимаются музыкой или рисованием гораздо чаще, чем 2 раза в неделю по 60 минут), а придя в языковую школу, нередко ожидают свободного говорения через год после начала занятий? Если бы это было возможно, и учить язык было бы так легко – все мы были бы полиглотами! Надеюсь, мне удалось убедить вас, что изучение языка – это не быстрый, не всегда простой, но обязательно - интересный и увлекательный путь! Настраивайтесь сами, и настраивайте своих детей именно на это - и у нас с вами обязательно все получится! И не только в гостинице и в ресторане со временем получится спросить, заказать, узнать, но, если понадобится, и на международной конференции с докладом на английском языке выступить! Мы это гарантируем, а наши ученики, достигнувшие уровня B2 и получившие международные сертификаты FCE - полностью подтверждают!
|
|||
|