Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Арнольд Шёнберг



Арнольд Шёнберг

(1874-1951)

    Шёнберг – австрийский композитор, педагог, теоретик музыки, дирижёр, художник, глава Новой венской школы (А. Шёнберг, Альбан Берг, Антон Веберн). Основоположник новой техники композиции XX века – додекафонии. Считал, что он живёт в XX веке – веке потрясений и войн, поэтому невозможно пользоваться теми же музыкальными средствами, которые использовали Гайдн, Моцарт и Бетховен. Нужно менять всю музыкальную систему. Так появилась техника додекафонии. См. лекцию!!! «Техники композиции XX века»!!!

    *Старая венская школа – это венские классики Гайдн, Моцарт и Бетховен.

    Этапы становления стиля Шёнберга:

- романтический период (1897-1908);

- атональный период (до 1920);

- додекафонный период (с 1920-го).

Одно из ярчайших произведений Шёнберга позднего периода творчества – кантата «Уцелевший из Варшавы», созданная в 1947 году, когда стали открываться ужасы фашистских концлагерей.

    Основой содержания стал достоверны рассказ человека, оставшегося в живых в концлагере. Кантата рассказывает о дне расстрела евреев в лагере: непосредственно перед расстрелом евреи начали петь молитву, чем отсрочили свою смерть, т. к. солдаты не смогли стрелять в них, поражённые пением.

    Кантата написана для чтеца, мужского хора и симфонического оркестра.

Вокальная партия чтеца решена в новой манере, изобретённой Шёнбергом: он называл её «шпрехштимме», т. е. речевое пение.

 

Французская шестёрка (Группа шести) –

содружество французских композиторов, существовавшее с 1910-х годов до середины 1930-х. Название дано по аналогии «Могучей кучки» - содружества русских композиторов второй половины XIX века, которое в Европе называли «Русской пятёркой» (М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи и музыковед В. Стасов).

    Идейные вдохновители «Шестёрки» - Жан Кокто (писатель и художник, выступал против импрессионизма) и Эрик Сати (композитор, провозвестник импрессионизма и его отрицатель впоследствии, автор манифеста «Петух и Арлекин» (1918), где Петух олицетворяет дерзкий национальный дух Франции, а Арлекин – шут, символ эклектики, смешения различных стилей.

    Состав «Шестёрки»:

- Луи Дюрей (1888-1979) – композитор, общественный деятель, музыкальный критик, автор «Песен борцов за свободу», кантаты на слова В. Маяковского.

- Дариус Мийо (1892-1974) – композитор, дирижёр, член Академии изящных искусств; в 1916-18 г. г. был секретарём посла Франции в Бразилии, собирал бразильский фольклор (сочинение «Бразильских танцев»).

- Артур Онеггер (1892-1955) – композитор, дирижёр, участник антифашистского Народного фронта, автор книги «Я – композитор! ». Одним из самых известных произведений Онеггера является симфоническая пьеса «Пасифик 231». «Пасифик» - это поезд, композитор в музыке рисует движение этого поезда, его гудок, те звуки, которые мы называем урбанистическими (звуки города, звуки транспорта и т. д. ). В этом – отрицание «мечтательного импрессионизма, облаков, пейзажей и утверждение музыки, воплощающей реальные звуки повседневной жизни, развивающейся техники.

- Жорж Орик (1899-1983) – композитор, с 1954 года президент Общества по охране авторских прав композиторов, один из первых обратился к музыкальному языку джаза.

- Франсис Пуленк (1899-1963) – композитор, автор более 160-ти песен («французский Шуберт»), автор монооперы «Человеческий голос». Вершина творчества – патриотическая кантата «Лик человеческий» (1943).

* Моноопера – опера, в которой внимание сосредоточено на ограниченном количестве героев (3-4 героя). «Человеческий голос» Пуленка – опера одного человека: героиня – Женщина, говорящая по телефону со своим возлюбленным, который завтра венчается с другой девушкой. Основная мысль: человеческий голос – единственное, что связывает двоих людей в мире.

- Жермен Тайфер – женщина-композитор, брала уроки у Мориса Равеля.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.