|
|||
ГЛОССАРИЙДля получения положительной оценки по данной дисциплине студент должен знать следующие термины, названия и персоналии: Баньпо. 半 坡 Неолитическая стоянка (ок. 5-6 тыс. лет тому назад, пров. Шэньси). «Благородный муж». Кит. цзюнь цзы. 君 子 Высокий норматив личности в конфуцианстве. Ван дао. 王 道 «Путь совершенного правителя», «путь истинного царя». Понятие традиционной китайской, главным образом конфуцианской политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Ван Ман. 王 莽 45 до н. э. – 23 н. э. Узурпатор, пытавшийся основать в 8-23 гг. династию Синь («Новая»). «Весны и осени». См. «Чунь цю». «Взаимореагирование Неба и человека». 天 人 感 应 Концепция взаимодействия человека и высших природных и провиденциальных сил, разработанная реформатором конфуцианства Дун Чжуншу (II в. до н. э. ). Вэнь-«письменность/культура». 文 Категория китайской традиционной философии и культуры. В широком значении – явленная упорядоченность, исходящая от природы; «культурное», «гражданское» начало, дополняемое «воинственностью», «военным/насильственным» началом у. Гуа. 卦 Обозначение графических элементов двух представленных в «И цзине» («Чжоу и») классификационных схем – восьми триграмм и 64 гексаграмм. В «И цзине» гуа, состоящие из черт двух видов – целой, символизирующей ян, и прерванной, символизирующей инь, – выступает воплощением миропорядка и средством, с помощью которого древние «совершенномудрые» упорядочивали жизнь человеческого общества. Давэнькоу. 大 汶 口 Неолитическая стоянка (ок. 4-5 тыс. лет тому назад, пров. Шаньдун.
Дао. 道 Букв. «Путь». Одна из важнейших категорий китайской культуры и философии. В общем смысле – обозначение универсума и мирозакона.
«Дао дэ цзин» 道 德 经 («Канон Пути и Благодати», «Книга дао и дэ» и т. п. ). Основополагающий трактат даосизма, приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-цзы. Ок. IV в. до н. э. (традиционая версия – VI в. до н. э. ). Даосизм. 道 家 , 道 教 Автохтонная китайская философско-религиозная система, одно из «трех учений», составивших основу философской и религиозной культуры Китая. «Да сюэ». 大 学 Глава из конфуцианского канона «Ли цзи», в качестве самостоятельного произведения вошедшая в неоконфуцианское «Четверокнижие». Содержит изложение «трех устоев» («выявление сиятельной добродетели»; «породнение с народом» - в версии Да тун. 大 同 «Великое единение». Конфуцианская утопия, представленная в каноне «Ли цзи». Ди. 帝 См. «Первопредки». Дун Чжуншу 董 仲 舒 (190 или 179 – 120 или 104 до н. э. ). Реформатор конфуцианства, придавший ему статус государственной идеологии. «Естественность». Кит. цзы жань. 自 然 «Естественность». Концепция спонтанности и беспредпосылочности дао, впервые представленная в «Дао дэ цзине». Жэнь-«гуманность/социальность». 仁 Категория классической китайской философии, введенная Конфуцием. Варианты перевода – «гуманность», «человеколюбие», «взаимность». Содержание понятия исторически расширялось от обозначения норм межчеловеческих отношений и нравственного идеала личности до выражения онтологического принципа всеобщей связи вещей. И-«долг/справедливость». 义 Категория классической китайской философии, прежде всегоконфуцианства. В общем смысле выражает императив единственно должного действия. Словарные значения – «долг», «чувство долга», «справедливость», «добропорядочность», «значение», «смысл», «принцип». «И ли» 仪 礼 «Образцовые церемонии и правила благопристойности». Др. названия – «Ли цзин» («Канон благопристойности (ритуала)»), «Ши ли» («Правила благопристойности служилых»). Один из канонических текстов конфуцианства. Инь ян. 阴 阳 Противоположные космические начала. Пара основополагающих категорий китайской философии и культуры, фиксирующая базовую для них классификационную схему и познавательную матрицу. Инь и ян соотносятся с бесконечным рядом оппозиций, главными из которых принято считать те, что ассоциативно и иным образом связаны с противопоставлением вторичного женского и доминирующего мужского начал: луна – солнце, темное – светлое, пассивное – активное, мягкое – твердое, нижнее – верхнее и т. д. Терминологизированные пары философских и общекультурных концепций, составленные по модели И. я., в качестве первого члена обычно включают референцию ян: Небо – Земля, Юг – Север, внутреннее – внешнее и т. п. «И цзин» 易 经 («Канон Перемен», «Книга Перемен»). Название главной (канонической) части древней китайской гадательной книги, излагающей основания универсальной классификационно-прогностической системы, применявшейся в восточной и центральной Азии во всех областях традиционного знания для его классификации и систематизации. Полное название – «Чжоу и» («Чжоуские Перемены» или «Циклические Перемены»). Графическая система «У цзина» складывалась, видимо, в конце II – начале I тыс. до н. э., комментирующая («Десять крыльев») – ок. IV в. до н. э. «Исторические записки» («Ши цзи»). 史 记 Первый в Китае историко-энциклопедический свод, составленный Сыма Цянем (145 до н. э. –? ). Каноноведение. Кит. цзин сюэ. 经 学 Традиция комментирования конфуцианских канонов. В рамках каноноведения сосуществовали два основных направления – «школа текстов новых письмен» и «школа текстов старых письмен», в русле которых выстраивались оригинальные философские и общественно-политические доктрины. Конфуцианство. Принятое на Западе обозначение ведущего в Китае философского и этико-политического течения; китайское наименование – жу цзя 儒 家 («школа ученых-интеллектуалов»), жу цзяо 儒 教 («учение ученых-интеллектуалов»); по отношению к конфуцианскому философскому и этическому учению, отделенному от идеологических функций, применяется термин жу сюэ 儒 学 («учение ученых-интеллектуалов»). Конфуций. 孔 子, 孔 夫 子 552/551-479 до н. э. Мыслитель, основоположник конфуцианства. Лао-цзы. 老 子 1. Полулегендарный основоположник даосизма, согласно традиции – автор трактата «Дао дэ цзин». 2. Второе название трактата «Дао дэ цзин». Ли-«[этико-ритуальная] благопристойность». 礼 Категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианской этики. Словарные значения – «ритуал», «церемонии», «этикет», «вежливость». Ле-цзы. 列 子 1. Название древнего даосского трактата (известен в раннесредневековой редакции). 2. Полулегендарный отшельник IV в. до н. э. Ле Юйкоу, согласно традиции – автор трактата «Ле-цзы». «Ли цзи». 礼 记 «Записки о правилах благопристойности», «Книга ритуалов», «Книга установлений», «Книга обрядов», «Трактат о правилах поведения», «Записки о нормах поведения». Одно из главных произведений конфуцианской канонической литературы. Авторство приписывается ученикам Конфуция, но текст составлялся в основном в III-I вв. до н. э. Во II в. до н. э. трактат наряду с «Чжоу и», «Шу цзином», «Ши цзином» и «Чунь цю» включен в состав конфуцианского «Пятикнижия» («Пятиканония» – «У цзин»). В XII в. две главы «Ли цзи» – «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединность и постоянство») – в качестве самостоятельных произведений вошли в «Четверокнижие» («Сы шу») – базовый конфуцианский канонический свод. Луншань. 龙 山 文 化 Неолитическая культура серой и черной керамики, изготовленной на гончарном круге. «Лунь юй». 论 语 «Суждения и беседы», «Беседы и высказывания», «Рассуждения и высказывания», «Аналекты», «Изречения». Сборник бесед и суждений древнекитайского мыслителя Конфуция(Кун-цзы, VI-V вв. до н. э. ), составленный его учениками. В XI-XII вв. вместе с «Мэн-цзы», «Да сюэ» и «Чжун юн» – в базовый конфуцианский канонический свод «Четверокнижие» («Сы шу»). Мо Ди. 墨 翟 Мо-цзы. 468 (или 478, 480, 490) – 376 (или 403, 392 и др. ) до н. э. Основатель древнекитайской философской школы мо цзя (моистов). Моизм. См. Мо цзя. Мо цзя. 墨 家 Древнекитайская философская школа, основанная Мо Ди; известна идеей «всеобщей любви и взаимной выгоды Мэн-цзы. 孟 子 1. Мэн Кэ. 孟 372-289 до н. э. Ведущий представитель древнего конфуцианства. 2. Философский трактат, в основном составленный учениками Мэн Кэ на основе записей его высказываний. «Недеяние». Кит. у вэй. Концепция беспредпосылочности дао (мудреца), впервые представленная в «Дао дэ цзине». Нюйва. 女 娲 Женская персонификация «первопредка»-ди, составляющая пару с Фуси. «Первопредки». Кит. ди. 帝 Категория мифологических культурных героев – созидателей китайской (т. е. общечеловеческой с т. зр. китайской традиционной картины мира) цивилизации. В историзованной версии мифологии представлены как древнейшие правители Поднебесной. Поднебесная. Кит. тянь ся. 天 下 В китайской культуре - обозначение ойкумены (вместе с социумом), гармонизируемой властью единственного легитимного правителя – Сына Неба. «Пять канонов». 五 经 Основополагающий набор конфуцианской классики: «Ши цзин», «Шу цзин», «Ли цзи», «И цзин», «Чунь цю». «Пять элементов». «Пять стихий», «пять фаз», «пять движений». Кит у син. 五 行 Универсальная пространственно-временная классифицирующая схема китайской нумерологии, знаменующая единство универсума и взаимосвязь его аспектов. Сань хуан у ди. «Трое августейших, пять первопредков-государей». Традиционная формула, группирующая «первопредков» по категориям с использованием базовой нумерологической схемы, выражающей цельность универсума. В число «троих августейших» обычно попадают персонажи, имеющие зооморфные признаки: либо Фуси, Нюйва и Шэньнун (Божественный Земледелец), либо пара Фуси – Нюйва (иногда один Фуси), Чжужун и Шэньнун. К «пяти первопредкам» чаще всего относят Хуанди (Желтого Императора) и его потомков Чжуаньсюя, Гаосиня, Яо и Шуня (последние двое также начинают череду «совершенномудрых»-шэн). «Совершенномудрый». Кит. шэн жэнь. 圣 人 Идеал личности в конфуцианстве; «совершенномудрыми» считались легендарные древние правители Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-гун, а также Конфуций и Мэн-цзы. Сяо кан. 小 康 «Малое процветание». В конфуцианском каноне «Ли цзи» (гл. «Ли юнь») – общество относительной социальной гармонии. В современном китайском политическом лексиконе – общество, которое должно быть создано в Китае к середине XXI в. Сяо ти. 孝 悌 «Сыновняя почтительность (благочестие) и почитание старшего брата». Категории конфуцианской этики. У. «Воинственность/насилие», военное дело. Разрушительное, карательное начало, составляющее пару с категорией вэнь – «письменность/культура». У вэй. 无 为 «Недеяние», «отсутствие деятельности». Категория китайской философии и культуры, прежде всего даосизма. Выражает принцип невмешательства в естественный порядок вещей в подражание мирозакону-дао. У син. 五 行 См. «Пять элементов». Фуси. 伏 羲 «Первопредок»-ди, считавшийся создателем сети и силков как средства охоты, узелкового письма и восьми триграмм. В паре с Нюйва персонифицирует мужское (порождающее) начало мироздания. Как и другие «первопредки», мыслится носителем демиургических функций (упорядочения и гармонизации мира). Хань. 汉 Имя династии, империи, ставшей преемницей империи Цинь, и эпохи, которая делится на два периода: Ранняя (Западная) Хань (206 до н. э. – 8 н. э. ) и Поздняя (Восточная) Хань (25-220 н. э. ). Хань Фэй. 韩 非 280-233. Крупнейший теоретик и главный систематизатор философской и политической доктрины легизма, автор трактата «Хань Фэй-цзы». «Хань шу». 汉 书 «Книга династии Хань», «История династии Хань». Династийная история, первое сочинение в жанре чжэн ши («образцовые историописания»), главным создателем которой является Бань Гу (I в. н. э. ). Хуан-ди. 黄 帝 Желтый Император. Один из «первопредков»-ди, создатель письменности, ткацкого станка, средств передвижения, архитектуры и т. п. Хэмуду. 河 姆 渡 遗 址 Неолитическая стоянка (ок. 7 тыс. лет тому назад, пров.
Цзюнь цзы. 君 子 «Благородный муж», «совершенный муж» (букв. «дитя правителя»). Обозначение нормативной личности в конфуцианстве. Цинь. 秦 Царство Древнего Китая и имя первой централизованной империи в Китае (221-207/206 до н. э. ).
Цинь Шихуан(ди). 秦 始 皇 帝 Имя, которое взял себе основатель первой централизованной империи Цинь. «Четверокнижие». Кит. «Сы шу». 四 书 Ставшие основополагающими для неоконфуцианства четыре конфуцианские «книги» (шу) - «Лунь юй» («Суждения и беседы», излагающие высказывания Конфуция), «Мэн-цзы» и две главы из канона «Ли цзи» («Записок о правилах благопристойности») – «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединость и постоянство»). Чжаньго (Сражающиеся царства). Период древней истории Китая (475-221 или 256 до н. э. ). Чжоу. 周 1. Государственное образования, под властью которого в XI в. до н. э. (по официальной версии) была объединена значительные территории Центрального, Северного, Западного и Восточного Китая. 2. Историческая эпоха (XI-III вв. до н. э. ), в продолжение которой номинальным правителем Пдюнебесной считался чжоуский ван. Делится на период Западной (Ранней) Чжоу (1046 [1122, 1027, 1134] – 771/770 до н.. э. ) и Восточной Чжоу (771/770 – 256 до н. э. ). Чжоу-гун. 周 公 Легендарный «совершенномудрый» XI в. до н. э., брат чжоуского У-вана и регент при его сыне Чэн-ване, по традиционным представлениям – создатель совершенной системы управления. «Чжоу ли». 周 礼 «Чжоуские ритуалы». Другое название – «Чжоу гуань» («Дела управления в эпоху Чжоу»). Один из конфуцианских канонов. Описывает идеальную административно-ритуальную структуру, якобы Чжуан-цзы. 1. Чжуан Чжоу 庄 周 (IV в. до н. э. ), один из основоположников даосизма, которому традиция приписывает авторство трактата «Чжуан-цзы». 2. «Мудрец Чжуан», один из основополагающих даосских трактатов.
«Чжун юн». 中 庸 Глава из конфуцианского канона «Ли цзи», в качестве самостоятельного произведения вошедшая в неоконфуцианское «Четверокнижие». Содержит, в частности, изложение концепции «искренности» (чэн) как космического принципа (качества, присущего Небу) и требования к человеческому существу, а также концепции «обращения к собственной личности» (фань шэнь) для совершенствования ее самой и социальной сферы. Чжэн мин. 正 名 «Выправление имен», «исправление имен». Социально-гносеологическая концепция, впервые сформулированная Конфуцием и подразумевающая требование соответствия реального номинальному, необходимое для политико-административного управления. «Чунь цю». 春 秋 «Весны и осени». 1. Название летописи царства Лу, составление которой приписывается Конфуцию; охватывает события с 722 по 481 гг. до н. э. 2. Период древней истории Китая с 771/770 – 475 до н. э. Шан – Инь. 商 殷 Название государства на территории Древнего Китая (XVIII-XII или XVI-XI вв. до н. э. ), существование которого подтверждается археологическими находками. Уничтожено племенным союзом (или раннегосударственным образованием) Чжоу. Шан Ян. 商 鞅 390-338 до н. э. Государственный деятель и политический мыслитель, один из основоположников легизма. Основное сочинение –
«Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). «Ши цзи». 史 记 См. «Исторические записки». «Ши цзин». 诗 经 «Книга песен», «Канон стихов». Один из главных конфуцианских канонов – собрание песенно-поэтических произведений, в основном сформированное предположительно в 10-6 в до н. э
«Школа текстов новых письмен». 今 文 经 学 Каноноведческая школа, основанная на толковании текстов канонов, записанных с устной перечачи во II в. до н. э. реформированным письмом. Акцентировала скрытый аллегорический и символических смысл канонических текстов, приписывала Конфуцию авторство на ряд канонов.
Шунь. 舜 Один из легендарных «совершенномудрых», предшественник Юя (по одной из традиц. версий – 2255-2205 до н. э. )
«Шу цзин». 书 经 «Книга истории», «Канон документальных писаний». Другое название – «Шан шу» («Книга преданий»). Один из главных конфуцианских канонов, собрание преданий, сказаний, мифов и их историзованных версий, обращений и указов правителей, поучений сановникам и т. п. Историзованный материал охватывает период с XXIV по VIII в. до н. э. А также Конфуций и Мэн-цзы. Шэньнун. 神 农 Божественный Земледелец. «Первопредок»-ди – культурный герой, научивший людей возделыванию злаков и товарообмену.
Яншао. 仰 韶 ( 文 化 ) Неолитическая культура крашеной керамики. Яо. 尧 Один из легендарных «совершенномудрых», предшественник Шуня (2356-2255 до н. э. ).
|
|||
|