Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глоссарий. (История психологии)



Глоссарий

(История психологии)

АВЕРРОИЗМ - направление в западноевропейской философии XIII - XVI вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истине. Возник в Парижском университете, противостоял как августианству, так и томизму. Был осужден католической церковью.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos - недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

АДАПТАЦИЯ (лат. adapta - приспособляю) - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АНАЛИЗАТОР - прибор для определения характера поляризации света (поляризационная призма, поляроид и др. ).

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

АНТРОПОЛОГИЯ - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины XX в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad -- к и perceptio - восприятие) - понятие философии и психологии Нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т. п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой «эмпирической апперцепцией вводит понятие «трансцендентальной» апперцепции - изначального неизменного «единства сознания» как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции - восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio) - усвоение.

АССОЦИАНИЗМ в психологии - связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п. ); основное понятие ассоциативной психологии. Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698 г. ).

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одно из основных направлений в психологии XVII - XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни - понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в XVIII в. различная трактовка ассоциативной психологии была дана Д. Гартли, Дж. Беркли и Д. Юмом.

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio - соединение) - связь между психическими явлениями, при которой актуализацияодного из них влечет за собой появление другого.

АФФЕКТ (лат. affectus -- душевное волнение, страсть) - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

АФФЕРЕНТНЫЙ (лат. afferentis - приносящий) - понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

БОГОСЛОВИЕ - совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883 г. ) - направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.

ВОСПРИЯТИЕ - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ - интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ - течение в философии середины XIX в., представители которого (Фохт, Бюхнер, Молешотт) крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей («мозг выделяет мысль так же, как печень -- желчь»).

ГЕНЕЗИС (генез) - происхождение, возникновение; в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

ГИЛОЗОИЗМ ( от греч. hyle - материя и zoe - жизнь) - философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин введен b' XVIII b. Р. Кедвортом. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма, для натурфилософии эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно, Т. Парацельс), ряда французских материалистов XVIII в., в том числе Д. Дидро, натурфилософской школы Ф. Шеллинга и др.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ - передний (высший) отдел центральной нервной системы, расположенный в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности. Наряду с эндокринной системой регулирует все жизненно важные функции организма.

ГОМЕОСТАЗ - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто, заранее данное, а «открытую» возможность самоактуализации, присущую только человеку.

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ - координация физиологических и биохимических процессов в организме, осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью гормонов и различных продуктов обмена веществ.

ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине первого тысячелетия до нашей эры на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале нашей эры даосизм оформился в развитую религию. К XII в. создан «Дао цзан» - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма -- достичь единства с первоосновой мира - дао, и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (то есть «промысел божий», чудеса и т. п. ) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей эпохи Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в XVII - XVIII вв.

ДЕЙСТВИЕ - физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время. Если рассмотреть некоторую совокупность возможных движений механической системы между двумя ее положениями, то истинное (фактически происходящее) ее движение будет отличаться от возможных тем, что для него значение движения является наименьшим. Это позволяет найти уравнение движения механической системы и изучить это движение.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino-- определяю) - философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - принцип изучения психики, в основу которого положена, разработанная К. Марксом категория предметной деятельности.

ДИССИМИЛЯЦИЯ (от лат. dissimilis) - несходный.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введён Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.

ДУША -- понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа-- активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

ЕВГЕНИКА - (от греч. eugenes --- хорошего рода) - теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869 г. ), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, отгреч. idea - идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое -- первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов, (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в Новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (XVIII в. ). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

ИДЕЯ (греч. idea) --первоначально «то, что видно», «видимое» (как и эйдос), затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи - понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, бог).

ИММАНЕНТНОСТЬ (от лат. immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) - нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному - трансцендентный.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus - побуждение) - врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление средневековой схоластической философии.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА - понятие, расширяющее и углубляющее павловское представление о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга.

ЛОГОС (греч. logos) - одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня.

ЛОГОТЕРАПИЯ -- теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом; исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ (от лат. localis - местный, locus - место) - отнесение чего-либо к определенному месту; ограничение места действия, распространения какого-либо явления, процесса, например, локализация пожара.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis - вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму, их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин «материализм» употребляется с XVII в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала XVIII в. в философском смысле - для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), мета-физический (механистический) материализм XVII--XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза); французский материализм XVIII в. - (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический мате-риализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos - предание, сказание и... логия)-- наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).

МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма - дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал).

НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme, от лат. naturalis-- природный, естественный) - в философии взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, «сверхъестественное». Свойствен некоторым разновидностям материализма, течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). В социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д. Натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли XVII --XVIII вв. (концепции «естественного человека», естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п. ).

НЕОПЛАТОНИЗМ - направление античной философии III--VI вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы: римская (III в:, Плотин, Порфирий), сирийская (IV в., Ямвлих), пергамская (IV в., император Юлиан), афинская (V - VI вв., Прокл), александрийская (V -- нач. VII вв. ). Латинские неоплатоники - Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций. Неоплатонизм оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.

НЕОСХОЛАСТИКА -- собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящиеся к реставрации средневековой схоластики. Возникла в начале XIX в., получила особое развитие с конца XIX в., когда главным течением неосхоластики стал неотомизм. Ряд школ пытается синтезировать томизм с новейшими философскими течениями (лувенская школа в Бельгии, пуллахская школа в Германии).

НОМИНАЛИЗМ - направление средневековой схоластической философии, которое в противоположность реализму отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen-- имя nominalis - именной; отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др. ), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты; отсюда название этого «умеренного номинализма» - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в XI - XII вв., получил особое развитие в XIV--XV вв. (У. Оккам и его школа).

ПАНПСИХИЗМ (от пан... -- все и греч. psyche --душа) -- идеалистическое представление о всеобщей одушевленности у природы. Исторические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой философии до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монады у Г. В. Лейбница, философские идеи Г. Т. Фехнера, К. Г. Юнгаидр. ).

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (от греч. peripatos - крытая галерея), или Ликей (по названию гимнасия на окраине Афин) -- философская школа, основанная Аристотелем. После Аристотеля около 34 лет возглавлялась Теофрастом. Представители перипатетической школы занимались также конкретными науками (теоретик музыки Аристоксен, историк и теоретик государства Дикеарх, физик Стратон из Лампсака, географ и астроном Аристарх Самосский и др. ).

ПНЕВМА (греч. pneuma - дыхание, дуновение, дух) - термин древнегреческой медицины и философии, в стоицизме - жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнем, космическое «дыхание», дух; в христианстве - «святой Дух», третье лицо Троицы.

ПСИХОФИЗИКА - раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Основана Г. Фехнером во второй половине XIX в. Охватывает две группы проблем: измерение порога ощущений, т. е. предела чувствительности сенсорной системы человека (закон Вебера-Фехнера и др. ), построение психофизических шкал (С. Стивенси и др. ).

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ - раздел физиологии и психологии, изучающий физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений.

РАЗДРАЖИТЕЛЬ - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм XVII --XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (то есть, объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.

РЕФЛЕКС (лат. reflexus - отражение) - опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА -- понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру, перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители.

РЕЦЕПТОР (лат. recipere - получать) - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т. д. - и их преобразования в нервные электрические импульсы.

СЕНСУАЛИЗМ (отлат. sensus --восприятие, чувство) - направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия -- основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство) - направление, провозглашавшее культ естественного чувства, природы, (по духу представители были близки к идеализму).

СОЗНАНИЕ высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

СОЛИПСИЗМ (от лат. solus - единственный и ipse - сам) - крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании (тенденция к солипсизму характерна для Дж. Беркли, имманентной философии, эмпириокритицизма). В этическом смысле - крайний эгоизм, эгоцентризм.

СОФИСТЫ (от греч. sophistes--искусник, мудрец, лжемудрец) - в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия второй половины V - первой половины IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др. ). Для софистов характерно перемещение Интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»). С критикой софистов выступили Сократ и Платон. Профессиональные ораторы II - V вв. н. э., культивировавшие классические образцы древнегреческой риторики.

СТОИЦИЗМ (от греч. stoa - портик [галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма]) - направление античной философии. Древняя Стоя (III --II вв. до н. э. ) - Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; средняя Стоя (II --I вв. до н. э. ) - Панеций и Посидоний (стоический платонизм); поздняя Стоя I - II вв. ); римский стоицизм - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне - логосе; мир - живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой «рок». Все люди - граждане космоса, как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей - свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.

СТРУКТУРАЛИЗМ - направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. XX в. и связанное с использованием структурного метода моделирования элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования структурализма - культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода - выявление структуры, как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле - научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение - генетический структурализм Л. Гольдмана).

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое --; первично, аматерия, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в Новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг и др. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (XVIII в. ). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos - школьный, ученый) - тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (XI - XII вв. ) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентер-берийский и др. ). В споре об универсалиях схоластическому.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (нем. phaenomenologie, от феномен, и... логия ), одно из главных направлений в философии XX в., основателем которого является Э. Гуссерль, непосредственными предшественниками - Ф. Брентано и К. Штумпф. Исходный пункт феноменологии, как философского учения, - интенциональная жизнь сознания (Гуссерль), бытие личности (Шелёр) и фундаментальные-структуры человеческого существования (Хайдеггер), возможность описания которых укоренена в самом сознании и человеческом бытии. Реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (XII - XIII вв. ) -- христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др. ), ее главный центр Парижский университет, основной жанр -- «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (XIII - XIV вв. ) - Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (вторая схоластика, XVI - XVII вв. - Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.

ТЕОЛОГИЯ - см. богословие.

ФРЕНОЛОГИЯ (от греч. phren - душа, ум и... логия) - концепция, согласно которой на основании краниометрических данных можно судить о психических особенностях человека.

ЭЛЛИНИЗМ - период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение II - I вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция, эмпиризм сформировался в XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

ЭПИФЕНОМЕНАЛИЗМ (от греч. epi - над и phainomenon - феномен, явление) - учение, согласно которому психика не играет активной роли в жизни и деятельности человека и является лишь избыточным продуктом материальных (физиологических) процессов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.