|
|||
Это интересно. Североамериканская интеграция
Это интересно Североамериканская интеграция Во второй половине XX в. интеграционный процесс в Северной Америке развивался на основе роста и углубления кооперации между американскими и канадскими компаниями. США и Канада долгие годы оставались главными торговыми партнёрами друг для друга. Кооперация на частном уровне поощрялась мерами государственной поддержки, в частности освобождением торговых потоков от таможенных пошлин. Наступление эпохи глобализации, сопровождавшейся усилением конкуренции на мировом рынке, побудило правящие круги США более жёстко структурировать интеграционные связи, что обещало рост конкурентных преимуществ. 27 июня 1990 г. американский президент Дж. Буш-старший выступил с инициативой создать зону свободной торговли и инвестиций в составе США, Канады и стран Латинской Америки, которая заложила бы основу общеамериканского рынка. Первым шагом на этом пути стало создание Соединёнными Штатами, Канадой и Мексикой Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Договор вступил в силу 1 января 1994 г. Во второй половине 1990-х — начале 2000-х гг. НАФТА развивалась динамично, и некоторые латиноамериканские республики заявили о своём желании присоединиться к этой зоне через систему двусторонних и многосторонних договоров. В первое десятилетие после создания НАФТА страны-члены добились существенного снижения, а затем и ликвидации всех тарифных ограничений во взаимной торговле. Данный процесс, как и предусматривалось, носил асимметричный характер: США и Канада снижали пошлины на товары мексиканского экспорта раньше и более быстрыми темпами, чем Мексика на американские и канадские товары. Таким образом, Мексика получила ощутимое преимущество в рамках НАФТА. В результате резко вырос товарооборот между всеми участниками: с 1993 по 2005 г. на 173 %. В 2006 г. товарооборот между США, Канадой и Мексикой достиг рекордного показателя — 2, 2 млрд долларов в день. Быстрое развитие НАФТА во многом обеспечивалось бурным ростом американской экономики во второй половине 1990-х гг. Партнёры США по НАФТА пользовались благоприятной конъюнктурой. С 1993 по 2005 г. ВВП Мексики вырос на 40 %, Канады — на 49 %. Несмотря на очевидные успехи североамериканской интеграции, функционирование НАФТА имело и нежелательные побочные эффекты. Среди отрицательных последствий для Канады и Мексики на первоеместо обычно ставят рост их зависимости от США. Во внешнеторговом обороте Канады на рубеже веков на долю Мексики приходилось около 0, 5 % экспорта и около 2 % импорта. Как отмечалось в составленном в 2004 г. докладе постоянного сенатского комитета по международным делам парламента Канады, углублению экономических связей с Мексикой мешали слабость мексиканской экономики, чрезмерная концентрация канадского бизнеса в США, рост разногласий по вопросам торговли сельхозпродукцией. В то же время на американский рынок поступало около 90 % всего канадского и мексиканского экспорта. Иными словами, Канада и Мексика тесно интегрированы с Соединёнными Штатами и очень слабо друг с другом. Это положение отражает несопоставимый по мощи экономический потенциал партнёров, что нередко затрудняет достижение взаимовыгодных соглашений. Главным препятствием для перехода к таможенному союзу или иной форме интеграции, требующей большей координации экономической политики и согласования в других сферах деятельности, является незаинтересованность в таком проекте Вашингтона. Соединённые Штаты традиционно предпочитают сохранять свободу рук и не брать на себя какие-либо далеко идущие обязательства. 23 марта 2005 г. лидеры трёх стран — членов НАФТА собрались в г. Уэйко, штат Техас. В совместном заявлении по окончании саммита они объявили о создании «Партнёрства во имя безопасности и процветания Северной Америки» (ПБП). Было заявлено о намерении «добиваться того, чтобы Северная Америка оставалась самым динамично развивающимся экономическим районом мира и безопасным домом для наших народов».
|
|||
|