|
|||
Пояснительная записка к интерактивному занятиюПояснительная записка к интерактивному занятию «Мой свободный мир» Актуальность Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека. Именно в подростковом возрасте человек впервые переживает свою свободу не только ситуативно, но в контексте всей своей жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку достоинство и уверенность в наличии у него своего места среди людей. Один из парадоксов подростничества – несоответствие потребности подростка в свободе и степени доступной ему ответственности. Разумеется, соотношение свободы и ответственности должно быть по силам подростку как по его психическим, так и по физическим возможностям. Если родители не дают подростку свободы и не требуют ответственности, он не стремится стать взрослым. В это время уже подросший ребенок проверяет усвоенные правила, ценности, установки на собственном опыте. Если до этого времени он безоценочно усваивал то, что говорили взрослые, то теперь происходит тотальный пересмотр сказанного, критика и вопросы: «зачем? », «в чем смысл? ». Любое утверждение требует доказательств. Для подростка это является способом формирования его взрослого «Я», так происходит формирование собственной позиции, своих ценностей. Современное общество предъявляет новые требования к таким свойствам личности, как активность, самостоятельность, ответственность. В условиях переоценки ценностей и смены социальных идеалов проблема воспитания ответственности обучающихся становится одной из приоритетных. Новые социальные условия требуют персональной ответственности человека. Обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать решения и отвечать за свой выбор. В предлагаемой программе уделяется внимание воспитанию ответственного поведения, умению обстоятельно подходить к принятию решений и развитию волевых качеств. Цель: создание условий для формирования ответственного поведения у обучающихся подросткового возраста, развития волевых качеств Рекомендации для педагогов: 1) Организовать электронный почтовый ящик для анонимных вопросов от обучающихся и проводить тематические классные часы «Вопрос – ответ». В случае затруднения с ответами обращаться к специалистам ГБУ ДО ЦППМСП. 2) Провести обсуждение с обучающимися о способах снижения эмоционального напряжения. 3) Организовать классный час, посвященный способам эффективного и конструктивного межличностного взаимодействия, способствующие развитию коммуникативной компетентности обучающихся. 4) Специалистам службы сопровождения школы вести информационно - просветительскую работу о вопросах выбора, ответственности и свободы. 5) Создать среду, в которой каждый обучающийся может проявлять себя ответственным человеком (в организационной, творческой, спортивной деятельности). Следить, чтобы порученная деятельность была посильной. Отмечать и поддерживать успехи школьников в данном направлении. 6) Провести дискуссионный клуб в дистанционном режиме «Мораль vs Нравственность». 7) Избегать ситуаций, в которых один обучающийся несет ответственность за деятельность остальной части школьного коллектива. 8) Провести фотоконкурс среди обучающихся на тему «Свобода». 9) Ознакомиться с содержанием программы-презентации, выполнить предложенные упражнения. 10) В случае возникновения проблем рекомендовать родителям обращение к специалистам ГБУДО ЦППМСП за помощью. Рекомендации родителям: 1) Обеспечить соблюдение подростком режима дня. 2) Самостоятельно выполнить упражнение «Уже не ребенок». 3) Инструкция к упражнению: разделить лист бумаги на две части. Первую колонку заполнить пунктами, за что подросток несет личную ответственность, во вторую колонку вписать те пункты, ответственность за которые лежит на Вас (либо Ваша постоянная ответственность, либо та, которую подросток еще не может взять на себя). Согласовать, обсудить результаты с подростком. 4) Выделить для подростка свободное время (минимум 45 мин в день), которым он будет распоряжаться самостоятельно. 5) Привлечь подростка к организации и проведению семейного досуга. 6) В ходе разговора с подростком формулировать возникающие у него сложности и проблемы в виде задач, которые ему предстоит решать. 7) Исследовать литературу о психологических особенностях развития личности в различных возрастных категориях. 8) Использовать по отношению к подростку ТОЛЬКО конструктивную и обоснованную критику, сопровождать ее вариантами коррекции того, что подверглось критики. 9) Не навязывать свои ценности, позиции, воззрения, НО быть для подростка примером в том, как жить полной жизнью – интересно и счастливо. 10) Быть осторожными при обсуждении деликатных тем с подростками. 11) Поддерживать сам факт наличия у подростка собственного мнения, даже в том случае, если оно отлично от Вашего. 12) Внимательно относиться к личным границам подростка и к своим собственным. Научиться\научить подростка конструктивно их отстаивать. 13) Не становиться для подростка «обслуживающим персоналом» там, где онсам может о себе позаботиться (сходить в магазин, приготовить обед, найти какую-то информацию и т. д. ). 14) Держать свое слово. 15) Обращаться к подростку за помощью. 16) Ознакомиться с содержанием программы-презентации, выполнить предложенные упражнения. Рекомендации для обучающихся: 1) Время от времени возвращаться к упражнениям из презентации к программе «Мой свободный мир». 2) Развивать в себе навык КОНСТРУКТИВНО отстаивать свою точку зрения, аргументировать позицию. 3) Ставить перед собой реалистичные цели и планировать их достижение. 4) Быть последовательным в соблюдении договоренностей с родителями и окружающими, быть инициативным при обсуждении важных вопросов. 5) Выражать свои чувства и мысли посредством техники «Я-высказывание», приведенной в программе. Литература для родителей и педагогов: 1) «Переходный возраст» Лоуренс Стейнберг 2) «Ваш беспокойный подросток» Роберт и Джин Байярд 3) «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш 4) «Пока ваш подросток не свел вас с ума» Найджел Латта 5) «Наши хорошие подростки» Нелли Литвак 6) «Дети: границы, границы... Как воспитать у ребенка чувство ответственности» Генри Клауд, Джон Таунсенд 7) «Эти беззащитные подростки» Ирина Млодик 8) «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребёнком в переходном возрасте» Дэниел Сигел Литература для обучающихся: 1) «Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей» Ирина Млодик 2) «Что делать, если ждет экзамен? » Людмила Петрановская 3) «7 навыков высокоэффективных тинейджеров» Шон Кови 4) «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал 5) «Ты можешь больше, чем ты думаешь» Томас Армстронг 6) «Как привести дела в порядок – в школе и не только» Дэвид Аллен, Майк Уильямс, Марк Уоллес
|
|||
|