Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы



 

УДК 159. 9

Михаил Кондратьев: когда на визитке только имя [1]

 

М. Е. Сачкова¹, Н. В. Кочетков²

¹ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Российская Федерация, 119571, Москва, просп. Вернадского, 84,

² Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

 

Статья посвящена памяти выдающегося ученого–психолога, основателя и декана факультета социальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Михаил Юрьевич Кондратьев был известным исследователем и практиком в области социальной психологии: проблематики закрытых социальных групп, структурирования сообществ разного типа, отношений межличностной значимости, феноменов власти и авторитета, автором свыше 300 учебных, научных и методических публикаций по социальной, пенитенциарной, возрастной и педагогической психологии.

Ключевые слова: научная школа А. В. Петровского-М. Ю. Кондратьева, факультет социальной психологии, отношения межличностной значимости, закрытые социальные общности.

«На идеальной визитной карточке должны быть указаны только имя и фамилия» – говорил Михаил Юрьевич Кондратьев. Он считал, что не награды и звонкие звания должны говорить о человеке (на стенах его кабинета всегда висели только грамоты студентов и благодарности, полученные коллективом всего факультета, но никогда не личные), что у тех, кто является представителем администрации, должен быть не «авторитет власти», а «власть авторитета». Он никогда не кичился своими профессиональными и административными достижениями и при знакомстве представлялся достаточно просто: «Миша Кондратьев». А регалий у этого известного ученого было много – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования, основатель и первый декан факультета социальной психологии Московского городского, затем государственного психолого-педагогического университета, лауреат Премии Президента РФ в образовании. Каким был этот человек в профессии и жизни и каким он остался в памяти своих коллег, учеников, друзей и знакомых – об этом наша статья.

В марте следующего года Михаилу Юрьевичу исполнилось бы 65 лет. Он родился в Москве, в семье филологов. Его родители вместе учились на факультете русского языка и литературы Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина (сейчас МПГУ). Отец, Юрий Михайлович Кондратьев, впоследствии остался в альма-матер – стал профессором кафедры зарубежной литературы филологического факультета, где занимался проблемами развития английского романа. По стечению обстоятельств, в это время его студентом был Артур Петровский, который впоследствии возглавил лабораторию психологии личности в коллективе Психологического института АПН (сейчас Психологический институт РАО). Туда и ушел работать после окончания в 1979 г. исторического факультета педагогического института им. В. И. Ленина М. Ю. Кондратьев.

В НИИ ОПП АПН СССР Михаил Юрьевич проработал почти два десятка лет, проделав путь от лаборанта до главного научного сотрудника. Именно в этом месте, на Моховой, 9, в лаборатории А. В. Петровского, создавались одни из самых значительных теорий в современной социальной психологии. Говоря о научном наследии Артура Владимировича, невозможно ограничиться несколькими словами, ведь он не только породил целое созвездие идей, но и собрал группу единомышленников, которая могла бы (применяя психологический тезаурус) по праву называться коллективом. В 1982 г. в лаборатории под его руководством работали И. Г. Дубов, А. К. Ерофеев, М. Ю. Кондратьев, А. С. Морозов, И. Е. Нелисова, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, А. Сомов, Е. Ю. Уварина, Ю. В. Янотовская.

Идей, генерируемых сотрудниками, хватило на защиту более полусотни кандидатских и нескольких докторских диссертаций, было подготовлено более 2 тысяч публикаций. Одно из основных преимуществ научной школы А. В. Петровского состоит в том, что она базируется на едином методологическом фундаменте, что, в общем, характерно для отечественной психологии того времени. Корни концепций академика Петровского уходят в деятельностный подход А. Н. Леонтьева-С. Л. Рубинштейна, на основе которого была построена психологическая теория коллектива. Ее суть заключается в том, что в основе межличностных взаимодействий лежит совместная деятельность и отношение всех членов группы к этой деятельности, тогда как отношения, не связанные с ней, составляют внешнюю, наименее весомую, страту (Кондратьев, 2011). Кроме этого, каждая группа характеризуется определенным уровнем развития. Он зависит от двух факторов – уровня опосредствования отношений совместной деятельностью и ее социальной значимостью. При этом вхождение нового индивида в любую группу проходит через три стадии – адаптации, индивидуализации и интеграции. На первой стадии человек усваивает правила, ценности новой группы, на второй – противопоставляет себя ей, на третьей – вливается в группу теми своими личностными особенностями, которые позволяют группе развиваться. Интересно, что используя это же основание, А. В. Петровский строит и периодизацию развития личности, рассматривая детство, отрочество и юность как три этапа вхождения нового человека в широкий социум. Еще одной идеей академика Петровского было развитие понятия «значимого другого», что воплотилось в трехфакторной модели (Петровский, 1991). «Значимый другой» – это человек, который оказывает влияние на мотивационно-смысловую сферу другого человека. При этом существует три формы его метаиндивидной репрезентации: аттракция, референтность и статус власти.

Именно на этих концептуальных схемах выстроил и в 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей» М. Ю. Кондратьев. Таким образом, он стал одним из пионеров пенитенциарной психологии в России.

В 1994 году М. Ю. Кондратьев защитил докторскую диссертацию на тему «Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждениях». В ней он в том числе показал, что монодеятельность, господствующая в закрытых учебно-воспитательных учреждениях, в свою очередь способствует формированию внутренней моноструктуры подростковых групп, обусловливающей межличностные отношения, при которых значимость каждого члена группы зависит от принадлежности его к той или иной статусной страте.

В 1993-95 годах был ведущим научным сотрудником Федерального института социологии образования, ученым секретарем Экспертного совета Высшей Аттестационной Комиссии РФ по направлению «Педагогика и психология», позднее неоднократно был членом Экспертного совета ВАК РФ. Вот как это было по воспоминаниям самого Михаила Юрьевича: А. В. Петровский при встрече с В. П. Зинченко сказал, что ему поручено сформировать экспертный совет ВАК и он собирается предложить в качестве его председателя академика Зинченко, а в качестве ученого секретаря – Кондратьева: «Не знаю было ли это предложение неожиданным для Владимира Петровича, но для меня подобный карьерный " скачок", да еще возможность работать вместе с легендарным В. П. Зинченко и с другими ведущими отечественными психологами были поистине неслыханным сюрпризом. Владимир Петрович посмотрел на меня, потрясенно молчащего, со снисходительной, но явно доброжелательной улыбкой и, обернувшись к Петровскому, произнес: " Ну если Михаил Юрьевич одобрит Ваш выбор председателя, то уж я-то, конечно, на такого ученого секретаря согласен" » (Кондратьев, 2015).

В 1994-97 исполнял обязанности заведующего кафедрой социальной психологии в Университете РАО. В 1996 году был избран членом-корреспондентом РАО по отделению «Психология и возрастная психология». В 1998 году стал деканом первого специализированного факультета по социальной психологии в Московском городском психолого-педагогическом институте. До 2013 года был деканом и профессором, руководил программами бакалавриата, специалитета, магистратуры. Одна из первых магистерских программ «Социальная психология» была непосредственно разработана и внедрена Михаилом Юрьевичем.

М. Ю. Кондратьев продолжал идеи А. В. Петровского и был самым ярким представителем его научной школы (Крушельницкая, Маринова, 2016). В фокусе внимания Михаила Юрьевича оказывались самая разнообразная проблематика. Одной из интересных открытых феноменов стал, например, эффект «нисходящей слепоты», выявленный в колониях для несовершеннолетних. Суть его заключается в том, что высокостатусный подросток в структуре неформальной власти всегда является «значимым другим» для низкостатусного, но при этом низкостатусный находится для него за гранью личностного различения. Были описаны также «ирридиация власти» и «ирридиация безвластия», при которых ролевая значимость высокостатусных и, соответственно, низкостатусных начинает определять личностные отношения. Именно благодаря открытию этих закономерностей было установлено, что при расчете интегрального интрагруппового статуса наибольший «вес» имеют значения неформальной власти, нежели социометрический и референтометрический показатели (Кондратьев и др., 2010).

М. Ю. Кондратьев известен также исследованиями авторитетности в группе. Им была разработана исследовательская методика для определения круга авторитетных лиц и выделены три уровня референтности – информативный, собственно референтный, авторитет. Авторству Кондратьева принадлежит социально-психологическая модификация «репертуарных решеток» Дж. Келли. Ученый заметил, что заменяя 24 ролевых персонажа из оригинальной техники (отец, мать, учитель и т. п. ) на список членов той или иной малой группы (например, школьного класса), можно получить много интересной информации. Так, эта модификация дает возможность изучать особенности статусно-ролевых отношений, выявлять стадию вхождения индивида в группу (и косвенным образом – уровень развития этой группы), говорить о психологическом климате сообщества.

М. Ю. Кондратьев стоял у истоков новых направлений в социальной психологии – социальной психологии развития и психологии дорожного движения. Все вышеизложенное нашло воплощение более чем в 300 публикациях, среди которых можно выделить «Слагаемые авторитета» (Кондратьев, 1988), «Подросток в замкнутом круге общения» (Кондратьев, 1997), «Социальная психология закрытых образовательных учреждений» (Кондратьев, 2005), «Психология отношений межличностной значимости» (Кондратьев, Кондратьев, 2006), справочно-энциклопедическое издание «Азбука социального психолога-практика» (Кондратьев, Ильин, 2007), учебное пособие «Социальная психология в образовании» (Кондратьев, 2008).

Любой текст о Михаиле Юрьевиче как о человеке неизбежно наталкивается на труднопреодолимую преграду – ограничение объема, т. к. в одной, даже очень большой, публикации невозможно передать масштаб личности этого человека. Теплые воспоминания его друзей (Вачков, Донцов, Дубов, Петровский, 2016) отчасти восполняют этот пробел. Данной статьей мы тоже вносим свою лепту.

Среди качеств, которые сделали М. Ю. Кондратьева уникальной, неповторимой личностью, можно назвать необычайное трудолюбие, высокий социальный интеллект, превосходное чувство юмора, большую физическую силу и жизнестойкость. Трудолюбивость Михаила Юрьевича была поистине колоссальной – если он ставил перед собой какую-то цель, то она не имела шансов быть недостигнутой. Если было необходимо, он мог работать по много часов в сутки, запираясь с едой в своей комнате. Может показаться фантастикой, но докторскую диссертацию он написал меньше, чем за год. Этому способствовала еще одна важная черта – легкость как устной, так и письменной речи. Михаил Юрьевич писал в темпе своего говорения. Кроме этого, он обладал великолепной памятью, которая позволяла работать в режиме «многозадачности». Он никогда не спрашивал своих многочисленных студентов, аспирантов, на каком месте они остановились в своих работах и прекрасно помнил их в мельчайших подробностях, а в молодости на спор мог вспомнить телефон любого человека из своей записной книжки.

Все, кто знал этого человека, отмечали его высокий социальный интеллект и социальную адекватность. В любой группе, в которой он бы не появлялся, будь то коллеги по работе, друзья, вне зависимости от пола и возраста – он всегда становился душой компании, рассказывая бесконечные байки и анекдоты. Как рассказчика Михаила Юрьевича можно было слушать бесконечно – его воспоминания были яркими, вкусными, каждый человек вокруг чувствовал себя вовлеченным в них. Он знал множество историй из психологического мира, некоторые из которых успел записать, но не успел издать – книга с ними вышла уже после смерти ученого (Кондратьев, 2015). Эти его качества любили студенты, неизменно посещающие его лекции куда чаще, чем любые другие пары.

Как о лекторе о М. Ю. Кондратьеве стоит сказать отдельно. Занятия с ним всегда проходили в неформальной и уютной атмосфере. До принятия закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…», когда в помещениях можно было курить, он, будучи заядлым курильщиком, позволял себе закуривать во время пар. За все время его преподавания не было ни одного студенческого возмущения по этому поводу – именно так проявляется описанный социальными психологами идиосинкразический кредит, который в данном случае давался несомненному лидеру. Он ввел курс «Социальная психология в интердисциплинарном аспекте», куда лично приглашал известнейших в нашей стране психологов. В результате студенты его факультета на протяжении нескольких лет могли увидеть и услышать «живых классиков» отечественной психологии, среди которых были Г. М. Андреева, А. И. Донцов, И. С. Кон, А. В. Петровский, И. В. Равич-Щербо и многие другие.

Михаил Юрьевич обладал большой физической силой – на врожденную силу рук наложились занятия большим теннисом, который он очень любил (до самой смерти, если по телевизору показывали какие-нибудь международные соревнования, он всегда досматривал их до конца). Будучи кандидатом в мастера спорта, в молодости он часто на спор боролся на руках, уверенно побеждая большую часть соперников. Учитывая обостренное чувство социальной справедливости и взрывной характер, часто использовал свое преимущество в силе, если видел, что где-то на улице (даже если человек был ему незнаком) эта самая справедливость ущемляется.  

Ну и, конечно, нельзя не отметить его жизнестойкость. Не так часто на долю одного человека выпадает столько испытаний – два инфаркта, сложная операция на сердце (аортокоронарное шунтирование в 1991 г. еще не было поставлено на поток), глаукома и потеря одного глаза в 1993 г., и многие другие… Даже одной такой «болячки» часто хватает, чтобы человек взял инвалидность, опустил руки. Каждый последующий врач не стеснялся в прогнозах, отводя все более короткое время жизни. Ни один из них так и не сбылся, и Михаил Юрьевич ушел из жизни непобежденным на шестидесятом году жизни. За этот, нельзя сказать большой, отрезок жизни он оставил после себя крепкий факультет, множество статей, учебных пособий, по которым учатся студенты, книг, которые переиздаются до сих пор, детей, внуков и научную школу, которая из школы А. В. Петровского по праву превратилась в школу А. В. Петровского-М. Ю. Кондратьева. В 2010 году вместе с Г. М. Андреевой Михаил Юрьевич основал специализированный журнал «Социальная психология и общество» и стал его главным редактором. В настоящее время журнал включен в ведущие международные базы цитирования, продолжает публиковать результаты психологических исследований наиболее актуальных социальных проблем.

С 2016 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете проводятся конференции памяти профессора М. Ю. Кондратьева. Уже традиционными стали направления, связанные с ведущей проблематикой современной социальной психологии, тенденциями развития организационной психологии, технологиями в психологии и образовании, тренингами и консультированием в социальной сфере, практической этнопсихологии, социальной психологии дорожного трафика, киберпсихологии (Крушельницкая, 2020). Ежегодно конференция собирает сотни людей – коллег, выпускников, студентов – всех тех, кто живет социальной психологией, интересуется проблемами современного общества. Авторы статьи, сами являясь учениками Михаила Юрьевича, продолжают традиции, заложенные в школе А. В. Петровского-М. Ю. Кондратьева, как в своих исследованиях, так и при передаче опыта новому поколению студенчества на лекционных и семинарских занятиях. Хочется верить, что данная школа будет развиваться и обогащаться интересными открытиями и новыми научными идеями.

 

Список литературы

Вачков И. В., Донцов А. И., Дубов И. Г., Петровский В. А. Михаил Юрьевич Кондратьев – ученый и человек // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 1. С. 158-170. doi: 10. 17759/sps. 2016070113

Кондратьев М. Ю. О научной психологической школе А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Социальная психология и общество. 2011. Т. 2. № 3. С. 14–31.

Кондратьев М. Ю. Отечественное профессиональное психологическое сообщество: штрихи к портрету поколения: персоналии, события, проблемы. М.: Генезис, 2015. 174 с.

Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М. - Воронеж, МПСИ, 1997. 335 с.

Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. М.: Знание, 1988. 80 с.

Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 383 с.

Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 с.

Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика: Справочно-энциклопедическое издание. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.

Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М.: ПЕР СЭ, 2006. 272 с.

Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М., Кочетков Н. В., Крушельницкая О. Б., Сачкова М. Е. Социально-психологический диагностико-коррекционный комплекс для психологов-практиков современных российских интернатных учреждений. Учебно-методическое пособие. М.: МГППУ, 2010. 72 с.

Крушельницкая О. Б. Конференция памяти М. Ю. Кондратьева: психологическая наука и практика о социальных изменениях и новых вызовах современности // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. С. 209–213. doi: 10. 17759/sps. 2020110214

Крушельницкая О. Б., Маринова Т. Ю. О научном наследии М. Ю. Кондратьева // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 1. С. 9-22. doi: 10. 17759/sps. 2016070102

Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 7-17.

Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования. Документальная летопись к 100-летию со дня основания. – 2-е изд. – М.; СПб.: Нестор-История, 2013. – 248 с.


[1] Сачкова М. Е., Кочетков Н. В. Михаил Кондратьев: когда на визитке только имя // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2020. - Т. 17. - №3. - C. 554-562. doi: 10. 22363/2313-1683-2020-17-3-554-562



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.