![]()
|
|||
Пояснительная запискаОбщая характеристика курса внеурочной деятельности. Курс внеурочной деятельности «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели курса: — создание на практике условий для развития читательских умений интереса к чтению книг; — расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; — формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятив-ными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. Содержание внеурочных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На внеурочных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Место курса в учебном плане: в 3–4 классах - 1 час в неделю. 34 занятия. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «В мире книг». Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата , так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего образования: — осознавать значимость чтения для личного развития; — формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: — прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: — участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; — соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Содержание программы 3 класс (33 ч) История книги. Библиотеки (4 ч) Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. 11Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А. С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умнаявнучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч) Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л. Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Книги о родной природе (3 ч) Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворе- ний, обмен мнениями. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Книги Л. Н. Толстого для детей (3 ч) Книги Л. Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л. Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л. Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л. Н. Толстого», «Сказки в обработке Л. Н. Толстого». Животные — герои детской литературы (4 ч) Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон- дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. 12Реклама книги «Заинтересуй друга! » (конкурс отзывов). Дети — герои книг (3 ч) Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др. ). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сбор- ник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг? ». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе». Книги зарубежных писателей (2 ч) Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару- бежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. Книги о детях войны (3 ч) Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чте- ние, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор мате- риалов, оформление «Книги памяти». Газеты и журналы для детей (3 ч) Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах). «Книги, книги, книги…» (2 ч) Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л. Н. Толстом и Х. К. Андерсене. Библиографи- ческие справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах? ». Универсальные учебные действия: — работать с книгой-сборником басен И. Крылова; — сравнивать басни по структуре и сюжету; — выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред- ложенных книг или открытого библиотечного фонда; — собирать информацию для библиографической справки об авторе; — составлять таблицу жанров произведений писателя; — выполнять поисковую работу по проекту; — презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу; — готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; — находить по каталогу нужную книгу; — заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; — писать отзыв о книге или героях книги; — пользоваться библиографическим справочником; — рассматривать и читать детские газеты и журналы; — находить нужную информацию в газетах и журналах; — собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»; — готовить материал для классной и школьной газеты; — пользоваться электронными газетами и журналами. Тематическое планирование 3 класс Занятие 1. Книги-сборники былин, легенд, сказов. Занятие 2. Первые книги. Библия. Детская библия. Занятие 3. Летописи. Рукописные книги. Занятие 4. История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Занятие 5. Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А. С. Пушкина». Занятие 6. Сказки бытовые, волшебные, о животных. Занятие 7. Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-се- милетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». 19Занятие 8. История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника. Занятие 9. Басни в прозаической форме Эзопа и Л. Н. Толстого. Сбор- ники басен. Занятие 10. Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Занятие 11. Герои басен. Инсценирование басен. Занятие 12. Родные поэты. Занятие 13. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. Занятие 14. Проект «Краски и звуки поэтического слова». Занятие 15. Книги Л. Н. Толстого для детей. Занятие 16. Л. Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на- родных сказок. Занятие 17. Книги-сборники произведений о животных. Каталог, ка- таложная карточка. Занятие 18. Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». Занятие 19. Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере- водчики рассказа. Отзыв. Занятие 20. Художники-иллюстраторы книг о животных. Занятие 21. Дети — герои книг. Типы книг. Занятие 22. Книги-сборники произведений о детях. Занятие 23. Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». Занятие 24. Книги зарубежных писателей. Занятие 25. Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. Занятие 26. Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. Занятие 27. Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». Занятие 28. Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). Занятие 29. Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Занятие 30. Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. Занятие 31. Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. Занятие 32. Создание классной газеты «Книгочей». 20Занятие 33. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге? ». Словарь книгочея.
|
|||
|