Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ



Ситуация 1. Преподаватель ставит отметку «неуд».
Наиб. распростр. убеждения преподавателей:
• отметка, в том числе и «2» – самое действенное средство стимулирования работы учеников и поддержания дисциплины;
• прежде всего преподаватель должен быть объективен;
• ученик может работать лучше, но не стремится к этому; не стоит поощрять такое поведение.

  Коррекция осмысления: 1. Плохие, пусть даже и заслуженные оценки снижают у ребят веру в себя, в свои силы и возможности. Через какое-то время ученик становится безразличным к «2» и смиряется с положением неуспешного – срабатывает защитный механизм психики – вытеснение. 2. Процесс обучения и отметка как его неотъем. часть не д. быть источником тревоги и опасений. Повышенная школьная тревожность приводит к «блокированию» потенц. возможностей (это тоже один из защитных механизмов психики), и в результате ученик уже не может справиться с теми заданиями, которые выполнял ранее. 3. Нельзя в полной мере овладеть новым знанием, умением и навыком, не споткнувшись, не сделав ошибку. Сделав ошибку однажды, мы, как правило, делаем вывод и не повторяем ее вновь. У уч-ся должно быть право на ошибку. Ошибку нельзя оправдать плохой оценкой. Ошибки надо исправлять. 4. Стремление к объективности любой ценой сводит труд преподавателя к процессу измерения требуемого и достигнутого, в кот. не учитывается главное – само воздействие на уч-ся. Коррекция поведения: 1. Неуспешные в учебной деятельности ребята не лишены сильных сторон, и нужно дать им возможность продемонстрировать свои возможности. А дифференцированная отметка позволит уч-ся проявить свои умения и не лишит его возможности добиться успеха. Дифференц. отметка – это профес. почерк преподавателя. 2. Постарайтесь в текущем учете как можно реже использовать «2». Попробуйте оценивать результат работы ребенка в устной форме, указывая на достоинства и анализируя способы устранения недостатков. 3. Оценивайте результат конкретной деятельности учащегося, а не личности.
   Ситуация 2 . Преподаватель делает на уроке много замечаний.
Наиболее распространенные убеждения преподавателей:
• если ученик не будет внимательно слушать – вся работа пойдет насмарку;
•«урок без дисциплины – это мельница без воды».
Коррекция осмысления: 1. Дисциплина на уроке не зависит от количества замечаний. Преподаватель, который ежеминутно делает замечания, никогда не добьется дисциплины. 2. Полная тишина на уроке не гарантирует понимания – можно слушать, но не слышать. 3. Полный покой не присущ детской натуре. Нельзя требовать от учащихся высокой концентрации внимания на протяжении 5-6 уроков (очень тихий ребенок настораживает опытного преподавателя). Поэтому необходимо использовать приемы, позволяющие включить внимание, переключить его с одного вида деятельности на другой. Тишина на уроке нужна для работы, а не для тишины. 4. Ситуативные замечания типа «Не разговаривай! », содержат элемент принуждения, что вызывает протест со стороны маленькой, но уже личности. Такое давление на внутреннюю позицию учащегося не эффективно, если же ситуативное замечание необходимо - умейте его аргументировать. Коррекция поведения: 1. Постарайтесь молча, без единого слова, заставить отвлекающегося учащегося «вернуться на урок». Например, выдержите паузу, задайте нестандартный вопрос и др. 2. Максимально спокойно реагируйте на недисциплинированность учащегося. Попробуйте более эффективно отнестись к дисциплинарным проступкам с юмором, а не кричать на учащегося. 3. Высказываемые вами замечания не должны произноситься в резкой форме, так как даже самое справедливое замечание в такой форме воспринимается плохо и кажется оскорбительным. 4. Постоянно включайте учащегося в деятельность и у него не будет времени на отвлечения. 5. Избегайте шаблонных приемов воздействия. В такой ситуации учащийся практически всегда найдет способ спровоцировать преподавателя.
  Ситуация 3. Преподаватель требует незамедлительного ответа на вопросНаиболее распространенные убеждения преподавателей:
• если ученик знает материал, то он ответит.
• на уроке нет времени для ожидания, пока ученик соберется с мыслями.
• опытный преподаватель знает, что нужно спросить и как.
Коррекция осмысления 1. Быстро ответить можно только в том случае, если материал заучен. Самостоятельные суждения и выводы предполагают спокойное обдумывание, сравнение, мысленное апробирование.
2. Содержательный ответ учащегося не может быть быстрым. Скорый ответ на вопрос – поверхностен, а значит, снижает познавательный интерес учащегося к предмету. 3. Каков вопрос – таков и ответ. От вопросов преподавателя зависит, куда будет направлена мысль ученика, к каким логическим выводам она приведет. 4. Множество мелких вопросов, требующих быстрого и краткого ответа, активизируют мыслительную деятельность учащегося. Коррекция поведения 1. При разборе умения задавать вопросы обратимся к классификации американского психолога А. Блума, который утверждал, что: «Вопросы низкого уровня требуют что-либо вспомнить, средний уровень требует применения знаний, а высокий – синтеза этих знании». Подобная система поможет спланировать систему вопросов на уроке. 2. Учащиеся, безусловно, должны помнить необходимые слова, правила, формулы и даты. Но не менее значимыми являются и рассуждения учащихся на заданную тему. Давайте учащимся время на размышление, обдумывание, в особенности тогда, когда по сути вопроса и в интересах дела это необходимо для развития их личности.
Ситуация 4. Преподаватель «ЗНАЕТ ВСЕ».

Наиболее распространенные убеждения преподавателей:
• нельзя показывать свою некомпетентность;
• преподаватель всегда должен быть готов ответить на любой вопрос;
• признаться, что ты, как учитель, чего- то не знаешь – значит расписаться в своей педагогической несостоятельности.

Коррекция осмысления. 1. Мысль о том, что можно знать все, сама по себе абсурдна. Энциклопедическая образованность под силу лишь отдельным личностям.
2. Говоря «Я не знаю», вы с гораздо большей степенью вероятности вызовете уважение за вашу прямоту и честность, чем презрение за ваше невежество. Искренность и откровенность всегда привлекают.
3. Признание неполного знания в том или ином вопросе – прекрасный стимул для дальнейшего, более глубокого познания.
Коррекция поведения 1. Если перед учениками вы чаще всего выступаете всезнайкой, постарайтесь хоть изредка признавать некоторые свои неудачи, и вы увидите, уч-ся будут больше доверять вам (особенно уч-ся старших классов). 2. Используйте приемы продуктивного разрешения ситуаций, такие, как:
• «Я об этом ничего не знаю, но обещаю посмотреть»;
• «Я не могу тебе сейчас ответить точно, но обязательно подумаю над этим вопросом»;
• «Вопрос интересный и мы обязательно вернемся к нему чуть позже, а пока не будем отвлекаться». 3. Попробуйте отмечать случаи, когда вы расстроились, сказав или сделав что-то не так, как вам хотелось бы, или же когда ваши действия и осуждения нашли неадекватную оценку у других. Проанализируйте конкретный случай и лишь затем, соотнеся все «за» и «против», постарайтесь принять правильное и разумное решение.
Ситуация 6. Преподаватель «не имеет права на ошибку »
Наиболее распространенные убеждения преподавателей:
• ошибка учителя воспринимается как признак незнания;
• если уж допустил ошибку, то постарайся это скрыть;
• ошибаться – это признак слабости.

Коррекция осмысления:
1. Желание быть всегда правым ведет к внутреннему напряжению, к постоянной необходимости быть настороже, заставляет скрывать свои ошибки. Это делает человека нервным и агрессивным. 2. Ошибиться может каждый, в том числе и преподаватель. Нет ничего страшного в том, что вы ошиблись на уроке.
3. Вы поставите под угрозу всю свою эрудицию, а в конце концов и свой авторитет, если, не исправив свою ошибку, начнете отстаивать свою правоту.
Коррекция поведения: 1. Отсутствие стремления во что бы то ни стало «спасти свое лицо» позволит вам наиболее благоприятным образом разрешить возникшую ситуацию. 2. Для продуктивного разрешения возникшей ситуации и поддержания определенного уровня самоуважения используйте следующие приемы:
• «Ошибка несущественная, я сделал ее случайно» (попытка оправдательного объяснения ошибки);
•«Извините, ребята, я ошиблась»;
• «Молодец, что заметил ошибку. Я ее допустила умышленно. Хотела посмотреть, какой ты внимательный».

    Ученический вклад в музыкальное общение тоже имеет результат – это совершенствование педагогического, исполнительского мастерства самого педагога, а так же и его личности. Творческое общение с учащимися – это та живительная сила, которая совершенствует педагогическое мастерство. Вот почему самые теплые слова благодарности посвятил своим ученикам Г. Г. Нейгауз: «... если дал кое-что моим ученикам, то они дали мне не меньше, если не больше, и я им бесконечно благодарен за это, так как наши совместные устремления к познанию искусства и овладению им были залогом дружбы, близости и взаимного уважения, а эти чувства принадлежат к лучшему, что можно испытать на нашей планете».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.