Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е.Е. Бергер. «НЕХОРОШО, ЧТО МОНСТРЫ ЖИВУТ СРЕДИ НАС».  (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий)



 

Задание №10. Прочитайте статью историка Е. Е. Бергер, посвященную труду Амбруаза Паре «О монстрах». Ответьте на вопросы:

1. Почему трактат Паре «О монстрах» можно трактовать как медицинский?

2. Какие врожденные аномалии описаны Амбруазом Паре?

3. Какие причины врожденных аномалий выделяет Паре? Выделите те из них, которые рассмотрены современной медициной, а также те, которое являлись следствием религиозного мировоззрения, суеверий и заблуждений.

3. Какие социальные проблемы, связанные с врожденными аномалиями, поднимает Паре? Прокомментируйте фразу А. Паре «Нехорошо, что монстры живут среди нас».

 

Е. Е. Бергер

«НЕХОРОШО, ЧТО МОНСТРЫ ЖИВУТ СРЕДИ НАС»

 (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий)

Амбруаз Паре - имя в истории медицины хрестоматийное. Придворный хирург четырех французских королей, создатель новой хирургии, он был в высшей степени врачевателем, считая своей главной задачей облегчение человеческих страданий. К изучению монстров Паре пришел чисто медицинским путем: его трактат «О монстрах и чудесах» стал продолжением трактата «О рождении». В предисловии указано, что книга предназначается для молодых студентов хирургии, а не для ученых докторов. Иллюстрации частично выполнены самим Паре, другие взяты из трактатов его предшественников.

В трактате Паре сделал попытку свести воедино сведения обо всех природных аномалиях: в разряд чудовищ попадают явления от сиамских близнецов до хамелеона, в разряд чудес – кометы, вулканы, землетрясения. Основное место занимает феномен врожденных патологий.

Чудовищами (monstres) он называет тех, кто появляется на свет вопреки природе: например, ребенок, родившийся с одной рукой или с двумя головами. Чудеса - это вещи противоестественные.

Трактат Паре выполнен как медицинский: его краеугольным камнем является вопрос о причинах рождения монстров. Таких причин Паре называет 13. Это слава Господня; гнев Господень; чрезмерное количество семени; слишком малое количество семени; воображение; большая или малая величина матки; поза беременной; удары по животу беременной; наследственные болезни; действия злобных нищих; демоны или дьяволы. Каждому описанному фактору соответствует определенный тип патологии.

Наиболее часто встречающиеся случаи поддаются идентификации - это сиамские близнецы, гермафродиты, кожные болезни. Среди факторов, ведущих к рождению уродов, есть теологические, демонологические, есть и такие, которые будут рассмотрены современной медициной: тугая шнуровка при беременности, некоторые позы и положения тела: если женщина во время беременности сидит, скрестив ноги, как часто делают портнихи, или на коленях, как вышивальщицы ковров, или слишком сжимают живот. Среди причин аномалий Паре известен малый размер матки, травмы беременной и наследственные болезни: «От горбатого рождается горбатый, от кривобокого – кривобокий, от людей маленького роста – карлики. От дураков редко родятся мудрые, от прокаженных родятся прокаженные. Так бывает не всегда, но чаще всего».

Лишь первые две причины появления монстров в списке Паре можно отнести к разряду теологических. Так, называя причиной появления монстров «славу Господню», Паре цитирует стих Писания о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божьи». Вторая причина, гнев Господень, рассматривается более подробно. Это единственный разряд монстров, появление которых, согласно Паре, всегда знаменует несчастья. К этому разряду Паре относит уродства наиболее ужасающие: младенец с собачьей мордой или птичьей головой, с четырьмя рогами на голове, особыми знаками на лице.

В трактате Паре заметное место занимают отзвуки античных медицинских теорий. Так, он разделяет мнение Аристотеля, что от слишком большого или слишком малого количества семени рождаются сиамские близнецы, бывают случаи недоразвития, гермафродитизма, чрезмерное количество близнецов. Паре напоминает, что от чрезмерного количества семени, по словам Гиппократа, рождаются дети с лишними органами. Если семени мало, рождаются однорукие дети или у них совсем не будет кистей или ступней.

В античной и средневековой традиции рождение нескольких детей одновременно объяснялось тем, что женская матка состоит из семи полостей: три справа для мальчиков, три слева для девочек и одна в середине для гермафродитов. Паре решительно опровергает это: так считают лишь те, кто не знает анатомии! Правда, Паре изучал только анатомию человека, поэтому он вслед за Гиппократом считает, что у женщин в матке только одна полость, а у самок животных несколько ячеек, поэтому они приносят несколько детенышей.

Проблема появления гермафродитов также находит свое место в трактате (По мнению Паре, они рождаются из-за того, что при зачатии было поровну мужского и женского семени). Паре описывает тех, у которых сформированы анатомические признаки обоих полов. Это те, кого законы заставляют выбрать, какой пол использовать, запрещая использовать другой. В некоторых случаях каноническое право предусматривало официальное изменение пола, как доказывают примеры, приведенные Паре («Достопамятные истории о некоторых женщинах, переродившихся в мужчин»). Так, в Португалии у одной девушки в переходном возрасте появились признаки мужского пола, с позволения церкви она стала одеваться в мужское платье, и ее имя Мария изменили на Эммануил. Он долго путешествовал по Индии, разбогател, по возвращении женился. Автор не знает, были ли дети, но борода не выросла. Этот казус не был единственным. Но, утверждает Паре, нет достоверных историй о том, как мужчина стал женщиной, так как природа всегда стремится от менее совершенного к более совершенному, и никогда наоборот.

Паре приемлет многие элементы магической системы объяснения мира. Самый яркий пример – «Монстры, созданные воображением». Дамасцен рассказывает о девочке, родившейся косматой, как медведь, поскольку мать во время беременности часто смотрела на изображение Иоанна Крестителя в шкуре. Гиппократ спас женщину от обвинения в прелюбодеянии, когда она родила ребенка, черного, как мавр: было доказано, что во время беременности она созерцала предметы черного цвета. Поэтому, пока ребенок не сформировался (35 дней мальчики, 42 дня девочки) нельзя смотреть на страшные предметы.

Он не сомневается в существовании демонов. Ссылаясь на римские законы 12 таблиц, где установлены наказания против колдунов, одержимых демонами, Паре делает вывод: не может быть закона о вещи, которой никто не видел.

Паре реалистически смотрит на возможность излечения, признавая, что все бывает: выздоравливают после тяжелейших ранений, умирают от самых легких. «Скажу вместе с Гиппократом, что в болезнях есть нечто божественное, чего человек не может объяснить». Не поддаются излечению болезни, насланные демонами, но есть и недуги, которые насылаются по изволению Божию и не могут быть вылечены обычными средствами.

Паре анализирует отношение окружающих к врожденным аномалиям. Отношение это колеблется между отвращением и любопытством. Паре поясняет, что жизнь их, как правило, коротка: они печалятся и впадают в меланхолию, поскольку все их притесняют. В описанном случае (сросшиеся девочки) две головы одновременно изъявляли желание есть, пить, спать, говорили похоже, и им давали приют, так как «это было любопытнейшее зрелище». Герцогиня Баварская поселила их у себя, чтобы понять, могут ли добродетели скрываться под устрашающей внешностью. Паре помечает на полях: это нехорошо, что монстры живут среди нас. Описаны случаи, когда монстров показывают за плату. Дети с врожденными патологиями вызывали затруднения в сфере канонического права. Чрезвычайно важно, что рожденных монстров всегда крестили. В случае с сиамскими близнецами как правило, их крестили как двоих («И они получили имена Луи и Луиза»).

Как же относится к монстрам сам Паре? Прежде всего рождение монстров – это не наказание за грех, напротив, он часто подчеркивает, что тот или иной урод появился на свет во вполне почтенной семье. Негодование у Паре вызывают липовые уродства. Нанесение себе намеренного вреда интересует его как действия «против природы». Так, он рассказывает о случае, происшедшем в 1525 г. в Анжере. Там мошенник отрезал руку у повешенного, приделал ее, как свою, и просил милостыню на паперти. «Иные притворяются желтушными – раскрашиваются. Но это легко разоблачить, посмотрев на белки их глаз, ведь они остаются белыми». Старый врач, всю жизнь излечивавший тяжелые страдания, не может без возмущения говорить о симуляции.

Разумеется, перед нами гораздо большее, нежели просто трактат о врожденных аномалиях. Здесь мы видим многие современные науки в зачаточном состоянии. Паре переводит загадку появления врожденных аномалий из контекста пророческого в контекст медицинский.

Чувство Паре по отношению к монстрам – не брезгливость, а любопытство. Монстры стали предметом медицинского анализа, и этот анализ – ступень на пути от ужаса и неприятия к переосмыслению человеческой природы. Незаурядность мышления А. Паре, быть может, наиболее явственно видна при его анализе именно этой проблемы. Он воспринимал мир с медицинской точки зрения, и поэтому помещал монстров не в сферу зла, а в сферу анализа.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.