|
|||
Лужское РКБ и Музей Краеведения.
Памятка краеведа (1933) С. 1. Краеведение есть изучение своего предприятия, колхоза, совхоза, города, района в целях содействия социалистическому строительству. Каждый краевед должен активно участвовать в краеведной работе.
а) Глина красная, белая, серая, голубая, красящая (охра, мумия); где были прежние выработки кирпича, горшков, черепицы. б) Глинистый песок (формовочная земля). Лучший темно-красного цвета. С. 2 в) Песок белый (кварцевый) и строительный. г) Гравий (графиль) и каменные горы. д) Известняк, мергели, туф, гажа. е) Болотный железняк, ржавчина, краски. ж) Торф, озерная вязель, илистая топь (сапропель) з) Целебные ручьи, роднички, кипуны. и) Природные выходы газов (зимой на этом месте образуется проталина, а летом в сыром месте и водоемах выделяются пузырьки к) Заросли черных шишек (рогоза). За открытие или за содействие открытию полезных ископаемых, имеющих промышленное значение, может быть выдана премия от 25 до 10000 рублей.
1) Опроси население, где оно знает полезные ископаемые. 2) Осмотри ямы, вновь роющиеся колодцы, природные обнажения, крутые берега рек, оврагов, склоны гор, счисти с них верхнюю насыпь и узнай, нет ли пород, годных в дело. 3) Запиши, на какой глубине начинается полезное ископаемое, его толщу (мощность), площадь распространения. При неглубоких залеганиях это узнать можно через рытье ям (шурфов) с метр в длину и в две лопаты в ширину. 4) Взять по два образца в 1 или 2 кгм. каждого полезного ископаемого, пири ложить к ним записочку, с точным адресом, где взяты, кем и когда, и выслать в музей на пробу.
С. 3 (Приобрети книжку, где рассказано, как это делать)
А) празднования и работа в праздники Б) хождения в церковь, принимания попа в праздники, сборы на попа, участие в церковных двадцатках В) Крещения детей, свадьбы и похороны с попом и без попа. Г) Обходы скота в Егорий и в другие праздники на поле и во дворе. С. 4 Д) освящения коров после отела. Е) Закармливания в Покров. Ж) Приметы, обряды, моления перед посевом, жатвой; первый и последний сноп, вера в пережины, в заломы. З) Где есть знахари, их фамилия, имя, прозвище, возраст, грамотность, семейное и общественное положение, отчего колдуют, способы лечения их, заговоры, кто к ним обращается. На отдельных фактах покажи, где религия больше держится и где скорее отмирает: у колхозников или у единоличников, и как она тормозит социалистическое строительство. 15. Записывай факты классовой борьбы вокруг сдачи государству сельхозпродуктов и других мероприятий Советской власти, способы вредительства классовых врагов, распространения контрреволюционных слухов, агитации и т. п.; работа партийной, комсомольской и других организаций в хозяйственные и политические кампании. Работа среди женщин. 16. Изучай материальный и культурный рост нацменов под влиянием ленинской национальной политики, взаимоотношения разных культур в прошлом и теперь. 17. Опиши рост нового быта и сознательности под влиянием коллективизации и успехов социалистического строительства, изменения отношений между мужем и женой, родителями и детьми. 18. Записывай все частушки, свадебные и другие песни, причитания по покойникам, пословицы, загадки, рассказы о старине и о современных событиях. Весь материал посылай в Райбюро краеведения (Луга, Музей Краеведения, можно без марки). Лужское РКБ и Музей Краеведения.
|
|||
|