|
|||
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕКОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ Занятие #6-7 Digital Humanities ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Изучите публикации, посвящённые разным аспектам Digital Humanities. Подготовьте на основе рекомендованных и самостоятельно найденных вами материалов две презентации (15-20 слайдов): одна презентация по одной из пяти тем каждого блока (на выбор). При необходимости презентации могут сопровождаться дополнительными материалами в виде текстового документа или послайдовых примечаний. Возможна групповая работа над докладом (по2-3 человека). 2. Подготовленные вами презентации будут размещены в группе: https: //vk. com/club193017822. Задача каждой команды ознакомиться с работами других команд и задать авторам каждой презентации хотя бы один очень каверзный вопрос по их теме. Задача авторов – по существу ответить на вопросы других команд. 2. Задайте произвольный подкорпус в Национальном корпусе русского языка, использовав не менее 3-х возможных опций. Вышлите преподавателю информацию о параметрах заданного вами подкорпуса (перечислите, какие параметры вы установили), а также результаты поисковых запросов к подкорпусу, экспортированные в XML (Функция «Скачать несколько первых результатов выдачи в формате Excel»). Задание выполняется индивидуально.
Блок 1 1. Статистический анализ и «большие данные» в филологии, истории и искусствоведении. https: //knife. media/digital-humanities/ https: //sysblok. ru/interviews/cifra-na-sluzhbe-u-filologa/ https: //knife. media/roman-leibov/
2. Использование нейронных сетей в процессах текстогенерации и автоматической обработки текстов. Типы нейронных сетей, алгоритмы их работы. https: //postnauka. ru/longreads/85951
3. Принципы машинного перевода. Разные подходы к проблеме машинного перевода (пословный, статистический, нейронный). https: //sysblok. ru/tag/mashinnyj-perevod/
4. Машинное «понимание» текста. https: //sysblok. ru/knowhow/kak-ponjat-o-chem-tekst-ne-chitaja-ego/
5. Компьютерные методы в изучении семантики. https: //sysblok. ru/nlp/semanticheskie-seti-kak-predstavit-znachenija-slov-v-vide-grafa/ https: //sysblok. ru/interviews/oblast-v-kotoroj-ja-rabotaju-rozhdaetsja-prjamo-na-glazah/
Блок 2 1. Национальный корпус русского языка. Что, как и зачем искать в НКРЯ? Какие возможности тонкой «настройки» поискового запроса и анализа выбранного материала предоставляет НКРЯ? http: //www. ruscorpora. ru/new/corpora-help. html https: //sysblok. ru/nlp/korpus-dlja-vseh-kak-ispolzujut-nkrja/
2. Корпусные методы в литературоведении и педагогике. https: //vk. com/@sysblok-zhit-i-umeret-v-parizhe-300-let-russkoi-poezii-na-karte https: //sysblok. ru/education/uchat-v-shkole-chemu/ https: //sysblok. ru/philology/mnogomernoe-slovo-o-polku-igoreve-ot-kukushki-do-alkogolnogo-brendinga/
3. Инструмент статистического анализа «Google Books Ngram Viewer». https: //books. google. com/ngrams https: //books. google. com/ngrams/info
4. Социальные сети персонажей – для чего это нужно литературоведу и учителю литературы? https: //vk. com/@sysblok-prazdnik-ili-smert-drama-v-seti https: //sysblok. ru/philology/seti-chehova-otkuda-vyros-vishnevyj-sad/ http: //www. sixdegreesoffrancisbacon. com/? ids=10000473& min_confidence=60& type=network
5. Цифровая атрибуция: возможности и проблемы. https: //sysblok. ru/research/detektivnaja-istorija-poiska-avtora/ https: //m. hightech. plus/2019/11/25/algoritm-ustanovil-kto-pisal-vmesto-shekspira
Доклады (5-7 минут на доклад). 1. Илон Маск (хоть он и не IT-специалист, но фигура культовая). 2. Джулиан Ассанж.
3. Свободное программное обеспечение и ПО с открытым исходным кодом – что это такое. 4. Creative Commons и философия свободного творчества
|
|||
|