Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конфликты и гармония. Управление конфликтами.



12. 04. 2020г.

Конфликты и гармония. Управление конфликтами.

Цель: осознание детьми собственных стратегий поведения в конфликтных ситуацияхи формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

Задачи:

  • ознакомить с теорией конфликта: виды, функции, стадии и формулы конфликта;
  • выявить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации;
  • способствовать формированию навыков конструктивного общения.

Ход занятия

Организационная часть.

- Приветствую вас на занятии, тема которого " Конфликты и гармония". Согласитесь, что данная тема очень актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того, чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Теоретическая часть

Ведущий:

- И так, перейдем к понятиям.

Гармония – это баланс, целостность и равновесие противоположных вещей, явлений, действий.

 Конфликт (от лат. conflictus) означает столкновение. Или же конфликт можно понимать как противостояние субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.

Что же является источником возникновения конфликтов? Прежде всего  - неумение контролировать своё эмоциональное состояние; скрытность; недопонимание; агрессивность; различие целей, интересов и т. д.

Виды конфликтов разнообразны, выделяют:

  • Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое умение " жить в ладу с самим собой".
  • Межличностный конфликт - это самый распространённый тип конфликта,  представлен двумя сторонами. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
  • Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты.
  • Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
  • Социальный конфликт - это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие - то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

Функции конфликта:

Позитивные:

  • разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами;
  • получение новой информации об оппоненте.

Негативные:

  • большие эмоциональные, материальные затраты;
  • ухудшение отношений;
  • потеря контактов.

Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только как отрицательное явление.

Каковы же стадии конфликта?

  • стадия - возникновение конфликта (появление противоречия)
  • стадия - осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны. В конфликтной ситуации стороны предвзято воспринимают реальность и видят только факты, подтверждающие их интерпретацию конфликта. Приведём пример из древнекитайской литературы: " Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор и глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нём вора. Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашёл свой топор. На другой же день посмотрел он на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож тот на вора".
  • стадия - конфликтное поведение.
  • стадия - исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)

Существуют несколько формул конфликтов.

Рассмотрим первую формулу

КС + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ

Конфликтная ситуация (КС) - накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Разрешить конфликт по этой формуле - это значит:

  • Устранить конфликтную ситуацию;
  • Исчерпать инцидент.

Вторая формула конфликта

КС+КС1+КС2 = КОНФЛИКТ

Каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой.

Разрешить конфликт по этой формуле - это значит: устранить каждую из конфликтных ситуацийКС, КС1, КС2

По мнению психолога Э. Фромма, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточенна на решении двух основных вопросов: достижение своих личных целей - материальных, духовных, престижных и т. д. и создание хороших взаимоотношений с другими людьми. Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию:

Тип I " Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

Тип II " Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).

Тип III " Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

Тип IV " Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

Тип V " Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".

На доску с прикреплёнными изображениями животных заносится количество стилей поведения по каждой шкале и делается вывод о преобладающем в данной группе стиле поведения в конфликтной ситуации.

Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.

А разрешить конфликт Вам поможет следующий алгоритм:

1 шаг: Почему?

Узнать, почему участники конфликта хотят того, чего они хотят.

2 шаг: Зачем?

Установить потребности участников, а не только их цели

3 шаг: Как?

Каковы варианты решения?

4 шаг: Что?

Какое решение устроит всех.

Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения:

1. Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.

2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

3. Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику.

4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения:

1. Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.

2. Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.

3. Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.

4. Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.

5. Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь - спокойствие.

Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.

Перейдем к практическому заданию.

 Саморефлексия.  " Мои возможности"

1. На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь.

2. В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.

3. В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.

В течение 5 минут выполните предложенное задание.

Заключительная часть

Выскажите, пожалуйста своё мнение о занятии:

Что нового Вы узнали о конфликте?
Что Вас заинтересовало больше всего?
Что оказалось для Вас сложным?
Что больше всего понравилось?
Есть ли вопросы, оставшиеся без ответа?
Общее мнение о занятии?

Спасибо Вам за внимание

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.