|
|||
Конфликты и гармония. Управление конфликтами.12. 04. 2020г. Конфликты и гармония. Управление конфликтами. Цель: осознание детьми собственных стратегий поведения в конфликтных ситуацияхи формирование эффективных навыков поведения в конфликте. Задачи:
Ход занятия Организационная часть. - Приветствую вас на занятии, тема которого " Конфликты и гармония". Согласитесь, что данная тема очень актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того, чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. Теоретическая часть Ведущий: - И так, перейдем к понятиям. Гармония – это баланс, целостность и равновесие противоположных вещей, явлений, действий. Конфликт (от лат. conflictus) означает столкновение. Или же конфликт можно понимать как противостояние субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Что же является источником возникновения конфликтов? Прежде всего - неумение контролировать своё эмоциональное состояние; скрытность; недопонимание; агрессивность; различие целей, интересов и т. д. Виды конфликтов разнообразны, выделяют:
Функции конфликта: Позитивные:
Негативные:
Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только как отрицательное явление. Каковы же стадии конфликта?
Существуют несколько формул конфликтов. Рассмотрим первую формулу КС + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ Конфликтная ситуация (КС) - накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Разрешить конфликт по этой формуле - это значит:
Вторая формула конфликта КС+КС1+КС2 = КОНФЛИКТ Каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт по этой формуле - это значит: устранить каждую из конфликтных ситуацийКС, КС1, КС2 По мнению психолога Э. Фромма, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточенна на решении двух основных вопросов: достижение своих личных целей - материальных, духовных, престижных и т. д. и создание хороших взаимоотношений с другими людьми. Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию: Тип I " Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание). Тип II " Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование). Тип III " Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость). Тип IV " Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс). Тип V " Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)". На доску с прикреплёнными изображениями животных заносится количество стилей поведения по каждой шкале и делается вывод о преобладающем в данной группе стиле поведения в конфликтной ситуации. Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте. А разрешить конфликт Вам поможет следующий алгоритм: 1 шаг: Почему? Узнать, почему участники конфликта хотят того, чего они хотят. 2 шаг: Зачем? Установить потребности участников, а не только их цели 3 шаг: Как? Каковы варианты решения? 4 шаг: Что? Какое решение устроит всех. Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения: 1. Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту. 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. 3. Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику. 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов. Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения: 1. Нельзя откладывать решение назревшего конфликта. 2. Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором. 3. Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого. 4. Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику. 5. Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь - спокойствие. Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации. Перейдем к практическому заданию. Саморефлексия. " Мои возможности" 1. На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь. 2. В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. 3. В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов. В течение 5 минут выполните предложенное задание. Заключительная часть Выскажите, пожалуйста своё мнение о занятии: Что нового Вы узнали о конфликте? Спасибо Вам за внимание
|
|||
|