|
||||
Резолюция
Резолюция экспертного научно-методического семинара «Концепция создания текстов детской литературы на родных языках коренных народов Севера в современном мире»
11-12 декабря 2017 года с. Туруханск
В работе экспертного научно-методического семинара приняли участие 34 человека: представители исполнительной власти Туруханского района, бюджетных учреждений культуры и образования, СМИ, активные граждане. В настоящее время большинство родных языков коренных малочисленных народов Красноярского края находятся либо в зоне исчезновения, либо в зоне риска исчезновения с языковой карты мира. Международные, российские, региональные организации, защищающие права коренных народов на культурное наследие, уверены, что именно сохранение и распространение родных языков в среде детей и юношества коренных народов является наиболее эффективным способом сохранения уникального культурного наследия КМНС. В соответствии с Законом Красноярского края «О родных (национальных) языках коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края» № 9-3816 от 05 ноября 2015 года определяет гарантии защиты родных языков и право выбора языков при воспитании и обучении. Для этого необходимо создание текстов произведений детской литературы на всех языках КМНС. Заслушав и обсудив сообщения и выступления о теоретических и практических проблемах создания и распространения детской литературы на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, участники семинара считают необходимым сделать следующие рекомендации:
Органам законодательной власти Красноярского края: 1) при обсуждении бюджета Красноярского края предусмотреть статьи расходов, связанные с созданием и распространением детской литературы на родных языках КМНС; 2) способствовать реализации Закона Красноярского края «О родных (национальных) языках коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края» № 9-3816 от 05 ноября 2015 с помощью контроля за его выполнением, в том числе: Органам исполнительной власти Красноярского края: 1) предусмотреть расходы на научные, исследовательские, методические, экспертные и аналитические работы, связанные с созданием и распространением текстов детской литературы на родных языках КМНС, проживающих на территории Красноярского края; 2) предусмотреть расходы на издание детских книг на родных языках КМНС, проживающих на территории Красноярского края; 3) предусмотреть в конкурсах Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности конкурс, направленный на развитие северных территорий и поддержку коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края; 4) способствовать распространению лучших практик создания и распространения детской литературы на родных языках КМНС среди образовательных, научных, культурных учреждений Красноярского края, общественных организаций КМНС. Министерству образования Красноярского края: 1) рассмотреть вопрос об особой поддержке учителей родных языков; 2) рассмотреть вопрос о дополнительной и существенной поддержке молодых специалистов – учителей родных языков; 3) рассмотреть и решить вопрос об оснащении классов в школах, где изучаются родные языки коренных малочисленных народов Красноярского края – лингафонными кабинетами, анимационными фильмами, цифровыми продуктами для детей, способствующими изучению этих языков; 4) обсудить проблему объединения усилий ученых, педагогов и носителей языков коренных малочисленных народов Красноярского края для создания сообщества, способствующего формированию комфортной языковой среды; 5) рассмотреть вопрос о модели национальной школы на основе современных образовательных технологий, включая цифровые ресурсы; 6) предусмотреть материальное стимулирование детей – призеров и победителей Олимпиады по родным языкам КМНС. Агентству по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края: 1) рассмотреть вопрос о возможности поддержать материально не только учителей родных языков коренных малочисленных народов Красноярского края, но и методистов, воспитателей детских садов, других специалистов, работающих в сфере сохранения и распространения родных языков коренных малочисленных народов Красноярского края; 2) предусмотреть в бюджете расходные статьи, связанные с содействием научным исследованиям в области сохранения и распространения родных языков коренных малочисленных народов Красноярского края; 3) рассмотреть вопрос о планировании научных, образовательных, художественных, методических изданий, способствующих сохранению и распространению родных языков коренных малочисленных народов Красноярского края. Органам местного самоуправления (Эвенкийский муниципальный район, Туруханский район, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район): 1) организовать обсуждение лучших муниципальных практик создания и распространения детских книг на родных языках КМНС; 2) оказать содействие в издании и распространении детской литературы на родных языках КМНС; 3) оказать поддержку специалистам в области создания детской литературы на родных языках КМНС. Коллективам специалистов, занятых в разработке и издании детской литературы на родных языках коренных малочисленных народов Красноярского края: 1) использовать принцип двуязычных или трехъязычных изданий (параллели текста и перевода на коренном, русском, английском языках); 2) сопровождение изданий аудиозаписями чтения текстов; 3) общедоступность изданий – создание единого ресурса с текстами и дополнительными материалами; 4) иллюстрирование изданий произведениями, обладающими художественной ценностью и формирующими позитивный образ коренных народов; 5) предоставление возможностей для реализации творческого потенциала читателя (интерактивность); 6) расширение спектра жанров детской литературы на родных языках в ориентации на актуальную для каждой из возрастных групп литературу (для дошкольников, младших школьников, подростков); 7) расширение тематики детской литературы, не замыкаемой фольклором, а также повествующей о современном образе жизни представителей коренных народов и их сегодняшних связях с традицией; 8) упрочение связей детской литературы с другими составляющими традиционной и современной культуры коренных народов.
|
||||
|