Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Германия.



 

История.

Зарождение системы высшего образования в Германии принято связывать с Пражским университетом, основанном в королевстве Богемия между 1347 и 1348 гг. Первый же государственный университет возник в 1388 г. – это был Кёльнский университет. Ядром университетской системы были факультет искусств, теологии, права и медицины. Факуль- тет искусств давал базовое образование для всех, учащимся преподавали семь свободных искусств, которые были традиционными для Европы: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку [10]. Система высшего образования Германии на начальном этапе находилась под вли- янием идеалов европейского образования. Вплоть до XVIII в. церковь фактически пре- пятствовала развитию естественно-научной концепции университетского образования, Проблемы современного образования | № 5 | 2014 | http: //www. pmedu. ru 36 Неборский Е. В. | Развитие системы высшего образования Германии основной акцент делался на теологию. С закатом эпохи Средневековья университетская система пришла в серьезный упадок, в связи с чем были предприняты несколько попыток реформирования, наиболее известной из которых является реформа И. Канта. В работе «Спор факультетов» (Der Streit der Fakultä ten) 1798 г. Кант отмечал, что факультет искусств должен занимать такое же положение, как и три других факультета, предлагал назвать его философским факультетом и развивать параллельно с остальными Таким образом было положено начало не только структурной реабилитации философии в стенах уни- верситета, но и плавному смещению акцента в сторону естественно-научных дисциплин в системе немецкого высшего образования. Стоит добавить, что Кант оказал огромное вли- яние на идеи педагогов не только Германии, но и всей Европы. Первый этап развития системы высшего образования (начало XIX в. ) – становление классического немецкого университета, основанного на идеях В. Гумбольдта. Оккупированная войсками Наполеона Германия в начале XIX в. переживала серьез- ный кризис, что отразилось и на системе образования. Фактически разоренная страна искала пути выхода из создавшейся ситуации. Занимавший в это время пост министра Вильгельм фон Гумбольдт, философ, лингвист, дипломат и брат известного ученого био- лога и физика Александра фон Гумбольдта, осуществил реформу образования [9]. В 1810 г. был учрежден Берлинский университет, представлявший собой прототип новой концеп- ции немецкого университета: единство исследований и обучения. Кроме того, в систему общего образования был включен выпускной экзамен – абитура, окончательно закрывший доступ к высшему образованию низшим слоям населения. Второй этап (конец XIX – начало XX вв. ) – нивелирование степени влияния классиче- ских гимназий и введение профессиональной специализации системы высшего образо- вания. Благодаря реформам Гумбольдта и созданию классических гимназий, бывших едва ли не единственным источником поступления абитуриентов в университеты, в XIX в. стала формироваться гомогенная академическая среда. Базовые планы классической гим- назии были идентичны: все школьники читали классические тексты, учили латынь и гре- ческий язык. Но к концу XIX в. стали появляться гимназии нового типа, в которых учени- ки изучали естественно-научные дисциплины и современные иностранные языки. После продолжительных споров Вильгельм II подписал указ, согласно которому гимназии нового типа были уравнены в статусе с классической гимназией. Это спровоцировало не только создание гетерогенной академической среды, но и специализацию системы высшего обра- зования в целом. Третий этап (1933–1945) – национал-социалистический, связан с превалированием на- циональной идеи над научной составляющей. Университеты Германии славились во всем мире. Однако картина кардинально из- менилась с приходом к власти фашистов. Ключевым критерием для отбора на профессор- ско-преподавательские должности стала национальная принадлежность. В связи с этим многие профессора еврейского происхождения, оказывавшие серьезное влияние на жизнь университетов и составлявшие цвет немецкой науки, были уволены со своих должностей. Ущерб, нанесенный политикой национал-социалистов, даже после окончания Второй Проблемы современного образования | № 5 | 2014 | 37 МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ мировой войны долгое время невозможно было восполнить. Система образования поде- ленной на оккупационные зоны Германии испытала влияние систем образования Фран- ции, США, Великобритании и СССР. Тем не менее университеты Германии, за исключе- нием ГДР, почти не подверглись серьезной реструктуризации. Четвертый этап (1950‑ е – 1980‑ е гг. ) – вытеснение гумбольдтовской идеи интеграции образования и исследования, постепенная массовизация высшего образования. Реорганизация научного Общества Кайзера Вильгельма и создание Общества Макса Планка в 1948 г. с целью реабилитации репутации немецкой науки постепенно приве- ли к вытеснению исследовательской составляющей из стен университета, который более не мог серьезно конкурировать с разветвленной сетью научно-исследовательских инсти- тутов за государственное финансирование. Это сказывалось и на качестве образования. Однако университет, который долгое время являлся социальным институтом, закрытым для низших слоев населения, пользовался стабильным спросом, и доля абитуриентов, же- лающих поступить в университет, в период с 1960‑ х до 1980‑ х гг. возросла с 6 процентом почти до 50 процентов. Пятый этап (первая половина 1990‑ х гг. ) – вестернизация университетов восточных земель. После падения Берлинской стены в связи с политическими и экономическими труд- ностями было принято решение фактически присоединить систему высшего образова- ния ГДР к системе высшего образования ФРГ, что и произошло за достаточно короткий период с 9 ноября 1989 г. по 3 октября 1990 г. [6]. После этого профессора западных земель провели «инвентаризации» университетов восточных земель, в ходе которой были сокра- щены 48, 8% сотрудников, а также закрыты политически «неблагонадежные» кафедры пе- дагогики, марксизма-ленинизма, юридические, истории и философии. Ситуацию тех лет, с позиции жителей восточных земель, К. Хюфнер описал так: с ГДР умерла «надежность без свободы», а вместо нее с ФРГ пришла «свобода без надежности» [5]. Шестой этап (конец 90‑ х гг. ХХ вв. – наши дни) ознаменован «болонизацией» и посте- пенным превращением университетов в финансово-бюрократическую машину при серьезных попытках самоидентификации системы высшего образования. Некоторые немецкие ис- следователи акцентируют внимание на третьей миссии немецких университетов – тран- сферте технологий, тесной связи производства и университетов, правда, с учетом некото- рых ограничений [8]. Европейский Союз опосредованно, через различные нормативные акты и Маастрихтский договор влияет на формирование образовательных систем, входя- щих в его состав, что косвенно свидетельствует о европеизации систем высшего образова- ния в странах Евросоюза [4, с. 56]. При этом Германия входит в тройку наиболее успешных стран на международном образовательном рынке – после США и Великобритании: посто- янно возрастает как число иностранных студентов, желающих обучаться в Германии, так и число немецких студентов, обучающихся в других странах, прежде всего в США [2, с. 61]. В начале XXI в. в адрес немецких университетов новой формации часто звучала крити- ка относительно «слепого копирования американской модели» [7]. Однако она не совсем справедлива: некоторые ключевые аспекты системы высшего образования и механизмов ее регулирования остаются в Германии традиционными. Необходимо подчеркнуть такие Проблемы современного образования | № 5 | 2014 | http: //www. pmedu. ru 38 Неборский Е. В. | Развитие системы высшего образования Германии особенности, как важная роль государства в регулировании процессов системы высшего образования Германии, наличие социальных гарантий для профессорско-преподаватель- ского состава, междисциплинарность учебных программ, бесплатное высшее образование, перенос исследований в академические институты при тесном сотрудничестве с универ- ситетами и т. д.

 

 

Список наиболее престижных профессий в Германии:

 

1. Управляющий директор

2. Федеральный министр

3. Инвестиционный банкир

4. Менеджер по продажам

5. Руководитель лаборатории

6. Посещение врача

7. Адвокат

8. Специалист по информационным технологиям

9. Инженер

10. Консультант

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.