Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литературная гостиная писателя-сказочника



В рамках реализации Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «Центр») проекта «Язык - духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» в соответствии с Договором № 19-2-011180 Фонда президентских грантов о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в онлайн-формате прошел мастер-класс «Литературная гостиная писателя-сказочника»

Сказка – один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Рассказы и сказки – это первые произведения художественной литературы, с которыми знакомится юный читатель.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.

Культуролог Владимир Яковлевич Пропп разделил все сказки на следующие виды:

Сказки о животных;

Волшебные сказки;

Бытовые сказки;

Кумулятивные сказки;

Небылицы;

Докучные сказки.

Рассмотрев виды сказок, можно сделать вывод, что сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплетается в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествует справедливость, а добро побеждает зло.

Далее ведущая мастер-класса сделала небольшой обзор донских сказок: в основном это авторские сказки: Петра Лебеденко, Александра Скрипова, Натальи Сухановой, Юрия Харламова, Владимира Банцевича, Любови Волошиновой и других авторов. С биографиями этих и других писателей можно познакомиться на сайте Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной, и там же прочитать некоторые сказки.

Ещё вниманию слушателей были представлены 31 функция сказки, которые были выделены В. Я. Проппом. Учёный отметил, что они есть в каждой сказке, их может быть и меньше, но больше никогда.

Известный итальянский сказочник Джанни Родари переработал схему В. Проппа и сократил её до 20 функций. Свои опыты творческих занятий итальянский автор описал в книге «Грамматика фантазии». Схема Родари проста и понятна, её можно применить, если начать сочинять сказки с детьми.

И ещё одна схема в помощь юным сказочникам и их наставникам - «Матрица речетворчества», предложенная Еленой Станиславовной Романичевой – кандидата педагогических наук.

Каждый, кто решит заняться творчеством и сочинять сказки может выбрать для себя подходящую схему.


И ещё несколько советов тем, кто будет сочинять сказку со своими детьми:
1. Разбудите свое воображение. Воображение – это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального. Сочинять сказку вместе с детьми – весело и познавательно. Ведь у них живое воображение!


2. Придумайте главного героя. Главным героем может стать ваш ребенок, либо мальчик или девочка, своим поведением очень напоминающими вашего малыша. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!


3. Набросайте план будущей сказки. Придумайте начало, какие трудности преодолеет главный герой, где будут происходить события, и каким будет завершение сказки.

 

4. Переделайте старую сказку. Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового героя или наделите старого новыми чертами характера или возможностями. Или придумайте продолжение старой сказки.

5. Поиграйте в игры со словами. Придумайте, какие слова будут характерными в новой сказке, например в известных сказках: жили-были, долго ли, коротко ли и т. д. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных.


6. Расскажите свою сказку. Рассказывайте сказку простыми словами и простыми предложениями. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных.

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Рыбак Светлана Викторовна,

заведующий отделом методической работы

ГБУК РО «Ростовская областная детская

библиотека имени В. М. Величкиной»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.