|
|||
Хочешь лучше запомнить – не заканчивай! Или как работает эффект Зейгарник.Хочешь лучше запомнить – не заканчивай! Или как работает эффект Зейгарник.
Блюма Вульфовна (кстати, советский психолог) задумалась о данном эффекте, наблюдая за работой официанта. Блюма Зейгарник (Williamwundtlab. com) Но я вам приведу пример, который ближе нам всем. Мы все бывшие или настоящие студенты (ну, или школьники). Наверное, все помнят дни экзаменов – кажется, мы никогда лучше не знали материал, как в это день. Но вот сдача прошла, наступает день новый и независимо от градуса бурности вечера и ночи мы чудесным образом обнуляемся. Спроси самого последнего двоечника, завалившего экзамен и отличника про материал вчерашнего дня, и ответы не всегда будут в пользу последнего. Как же так? Парадокс? Случайность? Нет, эффект Зейнгарник. Говоря простыми словами про ее гениальные открытия можно сказать, что завершенные действия запоминаются хуже, чем незавершенные. А если объяснить сложными словами психологов, то незавершенное действие создает когнитивную напряженность, которая постоянно актуализирует информацию, не позволяет расслабиться, пока не сложилась законченная картинка. А что на практике? Простой пример эксплуатации этого эффекта: трейлер к фильму – мы заинтересовались, но не знаем чем все завершится и нам очень интересно это выяснить. Тот же принцип завершения серий в мыльной опере, когда уже вроде бы завершенная сцена вытекает во что-то новое. Для выступающих: Хотите подогревать интерес к какой-то теме, скажите, что вернетесь к какому-то аспекту позже. Но это должен быть важный пункт, без которого не складывается полная картина. А как правильно отвечать на вопросы аудитории смотри здесь Для учащихся: https: //unsplash. com Прервите чтение книги или учебника не на логической главе, а произвольным образом, как итог, запомните лучше. Для ленящихся: Не можете собраться выполнять какую-то задачу, ленитесь. Начните делать хоть что-то, даже не самое существенное, не сильно влияющее на результат и увидите, как организм мобилизуется сам. Метод Швейцарского сыра называет это в своей книге Г. Архангельский, а построен он все на том же эффекте. Оборотная сторона. К сожалению или счастью, такой эффект работает не только, когда мы хотим. В любой ситуации без логического завершения, мы чувствуем напряжение, судорожную работу мозга, желание домыслить границы или ее разрешить. Если это не получается, мы погружаемся в стресс и выгораем. Думаю, зная как он работает, вы теперь сможете найти ситуации прикладного применения или инструменты противодействия!
|
|||
|