Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Э-37 Конспект урока «Русский язык и культура речи». 17.04 20.



Э-37 Конспект урока «Русский язык и культура речи». 17. 04 20.

Тема: «Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Структура простого предложения»

Цель : обобщить знания по теме «Простое предложение»;

Задача:

Образовательная - отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, определять виды простых предложений.

План занятия:

1. Простое предложение.

а) Предложения по цели высказывания.

б) Эмоциональная окраска предложений.

в) Порядок слов в предложении.

2. Структура простого предложения.

Ход урока

Сегодня мы…

· Узнаем, что такое предложение.

· Выясним, что такое простое предложение.

· Поговорим о разных видах простых предложений.

Казалось бы, общаться просто. Нам нужны только слова, не так ли? Но можем ли мы передать сообщение только при помощи слов «звонок, урок, звенеть, скоро»? Вряд ли люди поймут всё, что мы хотим до них донести.

 

Но может быть, нам нужны словосочетания? «Звонок на урок, прозвенит скоро». Теперь, кажется, смысл сообщения понятен. Но в чем его цель?

То есть, нам все же нужно что-то, что сделает мысль оформленной и законченной.

Скоро прозвенит звонок на урок?

Вот это другое дело. Мы сразу же получим ответ на вопрос. И нас поймут именно потому что мы обратились к предложению.

Потому что общаемся мы именно при помощи предложений. Предложения выполняют коммуникативную функцию – то есть, функцию общения. Поэтому предложения является основной единицей синтаксиса.

Рассмотрим наше предложение. В нем слова связаны по смыслу. Есть и грамматическая связь. Но это есть и в словосочетаниях! Однако в предложении есть законченность мысли. А ещё интонация – здесь она вопросительная.

Значит, предложение – основная единица синтаксиса. Это слово или несколько слов, которые грамматически организованны. У предложения есть смысловая и интонационная законченность. Предложение выполняет коммуникативную функцию, то есть служит для общения.

Поговорим сначала о грамматической организации предложения. С чего вообще начинается построение предложения? Нам нужна некая база, какой-то фундамент, главная информация. Иными словами, нам нужна основа, на которой будет строится предложение.

Так что у каждого предложения есть своя грамматическая основа. У предложения Скоро прозвенит звонок на урок основа – звонок прозвенит. Иными словами, грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое, главные члены предложения.

При этом грамматическая основа в предложении может быть одна, а может быть несколько.

В нашем предложении все просто – есть подлежащее и сказуемое.

Но что, если нам хочется добавить в предложение побольше грамматических основ? Скоро прозвенит звонок на урок, и начнутся занятия.

Теперь у нас две основы. И предложение усложнилось.

Поэтому первое предложение считается простым, а второе – сложным.

Итак, простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.

Но что это за основа? И что есть в предложении помимо этой основы? Как раз на этом основаны многие классификации предложений.

И первый вопрос – какая у нас основа, то есть сколько в ней компонентов?

В знакомом нам предложении есть подлежащее и сказуемое. То есть, в составе основы два компонента. Но мы можем воскликнуть: «Звонок на урок! » В составе грамматической основы здесь только один компонент.

И поэтому простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

В двусоставных предложениях есть подлежащее и сказуемое.

Например:

Я запомню это правило.

Ко мне недавно приходили друзья.

Воздух к полудню потеплел.

Наступила золотистая осень.

А в основе односоставных предложении – один главный член, который похож на подлежащее или на сказуемое.

Запомню это правило.

Ко мне недавно заходили.

К полудню потеплело.

Золотистая осень.

Все эти предложения односоставные.

Второй вопрос – в предложении есть что-то кроме основы?

В предложении Прозвенит звонок. есть только грамматическая основа, оно состоит из подлежащего и сказуемого.

Но нам хочется уточнить эту информацию – получить ответы: когда прозвенит? Как? Какой звонок? Зачем этот звонок?

Скоро громко прозвенит долгий звонок на урок. Здесь у нас уже масса дополнительных компонентов, которые расширяют – распространяют мысль.

На этой основе мы можем разделить все предложения на нераспространённые и распространённые.

Нераспространённые предложения содержат только основу, только главные члены. Например:

Они улыбаются.

Окно закрыто.

Похолодало.

Январь.

Некоторые предложения здесь односоставные, заметьте.

А вот в распространённых предложениях есть хотя бы один второстепенный член.

Они улыбаются солнцу.

Окно закрыто учителем.

В сентябре похолодало.

Долгожданный январь.

Все эти предложения – распространённые.

Следующий вопрос, который мы можем задать: все члены предложения на месте?

В уже знакомом нам предложении нет никаких пропусков. Всё на месте. Но мы можем сказать проще: Скоро – звонок на урок. И здесь мы уже пропустили сказуемое, отчего предложение выглядит неполным.

Поэтому мы можем поделить все простые предложения на полные и неполные.

В полном предложении видны все члены.

Рубашка висит в шкафу.

На окне стоит ваза.

Мы схватились за телефоны.

Они выступают за равенство.

А в неполных предложениях что-то пропущено.

Рубашка – в шкафу.

На окне – ваза.

Мы – за телефоны.

Они – за равенство.

Здесь предложения неполные.

Наконец, мы можем поинтересоваться – есть ли в предложении дополнительные осложнения? В нашем первом примере никаких осложнений нет. Но мы можем их добавить!

Олег, скоро, возможно, прозвенит, прогремит звонок, зовущий нас на урок. У нас здесь есть обращение, вводное слово, однородные сказуемые и наконец обособленное определение. Это и есть осложняющие слова и конструкции.

И значит, мы можем разделить все простые предложения на неосложнённые на осложнённые.

В неосложнённых предложениях осложнений, конечно, нет.

Витя сделал задание.

Завтра будет дождь.

Дай мне ручку.

Мы спустились к пруду.

Листья желтеют.

А в осложнённых предложениях есть осложнения: однородные члены, вводные слова, обращения, обособленные члены.

Итак, какие классификации простых предложений можно выделить?

· По составу основы – есть предложения двусоставные и односоставные.

· По наличию второстепенных членов – предложения нераспространённые и распространённые.

· По полноте состава предложения – полные и неполные.

· По наличию осложнений – неосложнённые и осложнённые.

Но это то, что касается грамматической организации предложения. Но ведь у предложения есть ещё и интонация, и она может быть разной. Мы приводили в пример сначала предложение-вопрос, а потом – предложение, на конце которого стоит точка. В конце предложения может стоять и восклицательный знак, и многоточие…

И это не все: предложения ещё и нужны нам для разных целей. С целями и интонацией связаны ещё две классификации.

Во-первых, какова может быть цель высказывания?

В нашем примере мы просто сообщали информацию. Но во втором примере мы задавали вопрос. Наконец, мы можем сказать что-нибудь вроде «Идёмте на урок! » И это уже побуждение к действию.

Так что мы можем разделить все простые предложения на повествовательные, вопросительные, побудительные.

Цель повествовательных предложений – сообщить информацию.

Я приеду скоро. Мне слишком жарко. Как красиво!

В вопросительных предложениях, конечно, задаются вопросы. Когда ты приедешь? Не слишком ли жарко? Неужели это красиво?!

А в побудительных предложениях выражается просьба, приказ и другие возможности вынудить к действию. Приезжай скорее! Открой окно. Сфотографируй это.

Наконец, в предложениях может быть или не быть дополнительная, восклицательная интонация. Мы можем увеличить выразительность каждого нашего предложения при помощи восклицательного знака.

Главное при этом не слишком увлекаться. Два или три восклицательных знака ставятся довольно редко.

И значит, мы можем выделить еще и невосклицательные и восклицательные предложения.

В невосклицательных предложениях нет дополнительной интонации восклицания.

Я выполнил задание. Ты выполнил задание? Выполни задание.

А в восклицательных предложениях такая интонация есть.

Мы можем подставить к нашим примерам восклицательные знаки.

И получается, что восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Поэтому очень важно не путать восклицательные предложения с побудительными.

Сегодня прекрасный день! – это повествовательное и восклицательное предложение.

Подай мне руку. – это побудительное, невосклицательное предложение.

Запомни это правило! – а это побудительное и восклицательное предложение.

Итак, по цели высказывания простые предложения можно разделить на повествовательные, вопросительные, побудительные.

А по наличию восклицательной интонации – невосклицательные и восклицательные.

Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово.

Различают обычный, прямой порядок слов, и обратный (инверсию). При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место:

подлежащее перед сказуемым (Весна наступила);

согласованное определение перед опред. словом (весенний день);

несогласованное определение – после опред. слова (дом на набережной);

обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил);

дополн-е и др виды обст-в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение:

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Теперь мы достаточно знаем о видах простых предложений, чтобы двигаться дальше.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.