|
|||
Об успехе журнала. Содержание журналаОб успехе журнала Современники сразу приняли новый журнал: уже в первый год он разошелся тиражом 1500 экземпляров, затем тираж увеличился почти вдвое. Успех «Московского телеграфа» во многом определялся способностями Полевого как издателя и редактора. «Московский телеграф» был рассчитан в равной мере как на образованного, так и на широкого читателя. Заботясь о воспитании всех слоев общества, Полевой адресовал свой журнал преимущественно «среднему» читателю. Цель журнала, по его мнению, — «споспешествовать к усилению деятельности просвещения... » Полевой чутко улавливал запросы времени и умел удовлетворить их, не опускаясь до уровня непросвещенного читателя, а поднимая читателей до журнала. «Московский телеграф» также называли «Телеграфом идей». Современность, злободневность были основным качеством «Московского телеграфа». Журнал выделялся среди других «живостию, свежестию, новостию, разнообразием вкусов, хорошим языком». Содержание журнала Постоянные отделы «Науки и искусства», «Словесность», «Критика», «Библиография» (он назывался в журнале «Современная русская литература»), «Известия и смесь». Последовательность отделов в номере иногда менялась. В конце книжки помещалось описание новых мод с приложением гравированной раскрашенной картинки. При «Московском телеграфе» выходили два сатирических прибавления, которые брошюровались вместе с журналом, но имели отдельную нумерацию страниц, — «Новый живописец общества и литературы» (1829—1831) и «Камер-обскура книг и людей». Отдел «Науки и искусства» занимал в журнале центральное место по обилию и разнообразию статей. История, статистика, естественные и точные науки, философия, эстетика, политическая экономия, языкознание, просвещение, воспитание, экономические и технические вопросы находили отражение в этом отделе, где сотрудничали многие известные ученые и печатались переводы из иностранных журналов и сочинений. В этом же отделе можно было также встретить статьи по теории и истории литературы, популяризирующие романтическое направление. Лучше, чем в каком-либо другом журнале той поры, в «Московском телеграфе» был поставлен отдел критики и примыкавший к нему отдел библиографии. «Московский телеграф» много сделал для популяризации произведений Гюго, Мюссе и Бальзака. Большой интерес проявлялся журналом к творчеству Мицкевича и вообще к польской литературе и культуре. Интересным нововведением «Московского телеграфа» в 1829 г. было печатание репродукций с картин и скульптур в сопровождении пояснительного текста (Давид, Рафаэль, Сальватор Ро́ за, Пуссен). Показательно, что Полевой ввел в русский язык слово «журналистика».
|
|||
|