ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Цель - формирование представления о мировоззренческих установках эпохи Просвещения и их значениях.. Задачи
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет ИСТОРИЯ
Дата 25. 04. 2019
Тема урока: Великие просветители Европы.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель - формирование представления о мировоззренческих установках эпохи Просвещения и их значениях.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Задачи
1 Предметные:
1. 1 сформировать представления о мировоззренческих установках эпохи Просвещения и их значении
2. Метапредметные:
2. 1 продолжить развитие умений выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы, решать познавательные задачи и учебные проблемы
3. Личностные:
3. 1. развивать навыки самоконтроля; способствовать разрешению личностно значимой проблемы складывания отношений между личностью и государством.
Ход урока:
№
| Этапы
| Содержание этапов урока
|
| Самоопределение к деятельности
(орг. момент)
(1-2 минуты
| Здравствуйте! С каким настроением вы пришли на урок, если настроение хорошее? Я хочу пожелать вам успеха в сегодняшней работе.
|
| Актуализация знаний.
Мотивация (эмоциональная, содержательная, социальная)
(4-5 минут)
| Сегодня урок я хотела бы начать со слов великого поэта Данте Алигьери, который в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:
... Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены!
-Как вы понимаете высказывание? (примерный ответ учащихся: человек должен узнавать, человек не должен быть похож на животное, человек большие надежды на воспитание и образование. )
|
| Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока
(4-5 минут)
| XVIII век, к изучению истории которого мы приступаем, историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. Перемены в обществе предвосхитили мыслители-вольнодумцы, впоследствии названные просветителями.
Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Дети формулируют тему урока «Великие просветители Европы» и ставят цель и задачи. Цель урока – раскрыть идеи великих просветителей Европы и их значение.
Задачи (на доске)
1. Раскрыть понятие «Просвещение»,
2. Выявить основные идеи просветителей Европы.
3. Выяснить сходства и различия в идеях деятелей Просвещения и их значение в дальнейшем развитии общества.
Перед Вами лежат рабочие листы. Пожалуйста, ознакомьтесь.
Обратите внимание на графу «Самооценка».
|
| Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий).
Правила, понятия, алгоритмы
(7-8 минут)
| Вводное слово учителя.
1. Раскрыть понятие «Просвещение»
В результате открытий картина мира меняется. Что изменилось? В Средние века началом всего, причиной перемен в жизни людей считался Бог, а в Новое время – человек. (Слайд)
-Что же такое Просвещение? (высказывают свое мнение)
Работа со словарем. (ученик читает понятие)
Просвещение - широкое идейное движение в странах Европы и Америки, связанное с борьбой против феодального гнета, за установление " царства разума", основанного на " естественном равенстве" и политической свободе.
XVIII в. не случайно называют эпохой Просвещения: научные знания выходят за пределы лабораторий и университетов. Эпоха Просвещения - это эпоха духовного развития европейского общества XVII-XVIII вв.
Слайд. Запись в рабочий лист. Ставим галочку около задачи №1.
2. Основные идеи просветителей Европы.
Просветители в XVIII в. считали, что человек сначала был темным, невежественным, но в результате должен был стать разумным, образованным, то есть придти к Царству Разума. Путь восхождения к царству Разума – это общественный прогресс (развитие от простого к сложному). Разум на латыни “рацио”, поэтому философию Просвещения стали называть философией рационализма.
Путь в царство Разума философы Просвещения видели по-разному, но они все считали, что всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т. е. когда права каждого человека будут соблюдаться. Какие права современного человека вы знаете? Просветители выделяли лишь 3 важнейших права и называли их естественными, неотчуждаемыми. Это право на жизнь, на свободу, на собственность. Остальные записывают.
Кто же такие просветители? ( высказывают свое мнение) Просветитель — человек, занимающийся просвещением, распространением знаний. Записывают в рабочие листы.
Давайте, составим алгоритм работы с характеристикой исторической личности:
1. Фамилия Имя, дата, страна;
2. Сословие просветителя;
3. Идея, взгляд, какую сферу жизни общества рассматривает;
4. Интересы какого класса выражает просветитель;
5. Значение деятельности исторической личности. (на доску)
Рассказ учителя.
Вывод (на слайд. )
1. Джон Локк (1632-1704) Англия
2. Дворянство
3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную.
1. Главная заслуга заключалась в создании учения о естественных, прирожденных правах: права человека на жизнь, свободу и собственность. От природы люди все равны.
2. Необходимость разделения властей: отделение исполнительной власти от законодательной.
3. Большое значение уделялось образованию и воспитанию, которые развивают человеческий разум.
4. Идеальный государственный строй – конституционная монархия.
5. Идеи Джона Локка были частью основы Декларации о независимости США.
(Локк выступает против крепостного права, против крестьянской зависимости, против абсолютной монархии)
1 группа
Работа с историческим документом. Прочитать документ и выяснить: «В чем заключались основные идеи Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё»
Вывод (на слайд. )
1. Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё, (1689-1755), Франция;
2. Дворянство;
3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную
1. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».
2. Свобода личности возможна только в обществе, где нет злоупотребления властью.
3. Разделение власти на три ветки: законодательная (принадлежит народу), исполнительная (монарху) и судебная (независимые судьи).
Идеальный государственный строй – конституционная монархия;
5. Теория разделения властей оказала большое влияние на создателей Конституций США, Франции в XVIII веке.
(против абсолютной монархии)
2 группа
Работа с учебником. Прочитать учебник стр. 187-189 и выяснить: «В чем заключались основные идеи О. Вольтере.
Вывод (на слайд)
1. Вольтер, Франсуа Мари Аруэ, (1694-1778), Франция
2. Буржуа;
3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную
1. Основа справедливого общественного строя – свобода, равенство, собственность.
2. Главный враг Просвещения – церковь, т. к. она, стремится поработить разум человека, претендует на монополию в области морали.
3. Сдерживающий фактор для народа – религия.
4. Идеальный правитель – просвещенный монарх.
5. Идеи Вольтера распространялись не только во Франции, но в других странах, на них воспитывались участники Французской революции.
(Вольтер выступал против господства и гнёта религиозных суеверий, и предрассудков. И был за просвещенного монарха. )
3 группа
Работа с историческим словарем. Поработав со словарем выяснить: «В чем заключались основные идеи Жан-Жакка Руссо»
Вывод (на слайд)
1. Жан-Жак Руссо, (1712-1778), Швецария;
2. Крестьянство
3. Сфера жизни общества рассматривает: общественные отношения, политическую, культурную
1. Человеку от рождения присущи – нравственность и доброта.
2. Главная причина всех бедствий человечества – появление частной собственности.
3. Источник верховной власти – народ.
4. Являлся сторонником избирательного права.
5. Государственная власть охраняет свободу своих граждан и защищает их интересы.
6. Идеальный государственный строй – демократическая республика.
5. Требования республики, учение о том, что власть принадлежит всему народу, нашли горячих сторонников в ходе революционных событий во Франции 1789-1790.
(Руссо выступал против крайностей богатства и бедности, за всеобщее избирательное право, республиканскую форму правления).
|
| Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала)
(4-5 минут)
| Заполняем таблицу. Соотносим просветителей с фотографией и основными идеями (у доски)
- Исходя из своего уровня успешности, определите отметку, которую Вы можете себе поставить.
|
| Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 минут)
|
|
| Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему.
(7-8 минут)
| Вывод: Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и духовную. Она носила ярко выраженный политический характер, поскольку главным ее содержанием являлась критика существующих порядков и противопоставление им модели идеального общества, создание которого утвердило бы в жизни «царство Разума».
Просветители вели борьбу против беззакония и злоупотребления властью, против фанатизма и нетерпимости, верили, что развитие просвещения может изменить общество, уничтожить зло
Ставим галочку около задачи №3
|
| Контроль и самопроверка знаний.
Итог урока 2-3 минуты
| Соотносим просветителя и высказывание Тест.
Работа в парах с самопроверкой.
Поменяйтесь рабочими листами с товарищем по парте, проверьте и оцените уровень успешности, определите отметку, которую ты можешь себе поставить
|
| Рефлексия (знаниевая)
Рефлексия
( эмоциональная)
| Какая цель и задачи стояли перед нами в начале урока?
Смогли ли вы их достичь?
- Теперь давайте вернемся к нашей проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Удалось ли нам выяснить, почему период 17-18 вв. получил название эпохи Просвещения?
- Скажите, чтобы вы хотели узнать об эпохе Просвещения в дальнейшем?
|
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| 1. ур. Параграф 20 пересказ.
2. ур. Изучить доп. материал стр. 191-194, заполнить таблицу
3. ур. Подготовить сообщения об одном из просветителей 17–18 вв. Презентация
|
Спасибо за урок!
|