Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 3. Класс 6. Ход урока



Урок 3. Класс 6

Тема урока: Стилевые особенности в творчестве М. И. Глинки.

Цель урока: выявить особенности стиля Глинки на примере произведения «Вальс-фантазия».

Задачи урока:

1. анализировать музыку; рассуждать о яркости и контрастности образов; ориентироваться в специфике выразительных средств музыки;

2. учиться давать характеристику музыкальному произведению, музыкальному отрывку;

3. учиться погружаться в содержание музыки;

4. расширять кругозор детей посредством знакомства с музыкальной классикой;

5. воспитывать интерес к композиторской музыке прошлого и современности.

В результате урока вы получите возможность:

 понимать содержание, интонационно – образный смысл произведения Михаила Ивановича Глинки, воспринимать музыку и размышлять, выражать свое отношение к ней, развивать  музыкальные способности, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; различать музыкальные инструменты и группы, применять знания, полученные в ходе уроков музыки, на литературе, истории, уроках русского языка; развить музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; сформировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Ход урока

Вопросы о музыкальных впечатлениях прошлого урока

1. Что нового узнали о творчестве композитора?

2. Какую музыку он слушал, любил, исполнял лично?

3. Приведите примеры из большого списка его произведений.

4. Какие события жизни впечатлили вас?   

5. Какие музыкальные впечатления остались у вас от музыки 3 части симфонии №3?  

Иоганнес Брамс известен как серьёзный глубокий композитор, писавший симфонии и концерты, хоровые и камерные произведения, дирижёр, пианист. Годы жизни-7 мая 1833, Гамбург — 3 апреля 1897, Вена) — немецкий композитор и пианист, один из центральных представителей эпохи романтизма.

Нелёгкая судьба (смерти друзей, Клары Шуман) сделала из Брамса одинокого, разочаровавшегося в жизни человека, но его музыка всегда была наполнена светом, покоем и теплом. Увлечение музыкой Баха повлекло за собой написание 11 хоральных прелюдий для органа. Он автор многочисленных фортепианных произведений, камерных ансамблей, трёх концертов, произведений для оркестра, хора. Существует огромное количество записей музыки Брамса. Его произведения звучат в кино, исполняются в концертных залах мира.

И теперь мы продолжим изучать музыку Романтизма на примере нашего великого композитора. Михаила Ивановича Глинки, который родился раньше Иоганнеса Брамса, в 1804 году, бывал на его родине, в Берлине, и работал тоже в жанрах симфонической, камерной инструментальной и вокальной музыки.

Запись темы урока. Стилевые особенности в творчестве М. И. Глинки.

Слушание музыки М. Глинки. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание) https: //www. youtube. com/watch? v=HTzaes6E7A4

Прошу вас ответить на следующие вопросы:

· Почему композитор дал своему произведению такое название?

· Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета или симфонического концерта?

· Это просто вальс или в музыке слышится нечто большее?

· К какой области её отнести: лёгкой или серьёзной?

· Сравните звучание вальса Глинки с произведением Брамса.

В «Вальсе-фантазии» мастерски сочетаются два начала, выраженные в названии произведения.

С одной стороны, это вальс – плавный, кружащийся танец с трёхдольным ритмом.

С другой стороны, в этом произведении Глинка воплощает нежное, полётное вращение, уносящее наше воображение в прекрасный мир фантазии.

(Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой посвящено стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Глинка серьёзно увлёкся ею. Екатерине он посвятил романс, написанный на пушкинские стихи, посвящённые её матери, и тогда же стал работать над фортепианным «Вальсом-фантазией» - своего рода поэмой вальса, вдохновлённым образом Екатерины Ермолаевны, словно рисующим её в обстановке бала. ) Эта музыка, безусловно лёгкая для восприятия, но не развлекательная по своему содержанию, а тонкая и бесконечно разнообразная по нюансам настроения.

Главная тема построена необычно (отсутствие квадратности придаёт ей взволнованность, смятение), щемящая начальная интонация, которая не находит своего разрешения и возвращается к исходному звуку как бы в непрерывно кружащемся движении.

Эта глубоко человечная интонация подчиняет себе вальсовое движение, придаёт ему неповторимое своеобразие искреннего романтического порыва. Вальс перерастает границы бытового жанра и выражает целую гамму тонких, чистых и нежных движений души, объединяя их в одну большую симфоническую картину. Не случайно «Вальс-фантазию» считают одним из источников русской лирической балетной музыки русского классического балета.

Прочитайте интересный факт. Глинка создал свой вальс первоначально для фортепиано. Первая оркестровая редакция была сделана дирижёром Павловских концертов Г. Германом. В его оркестровке произведение Глинки трактуется как лёгкая оркестровая пьеса, предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Сам Глинка переделывал партитуру своего произведения три раза. В последней, третьей редакции он не ограничился только оркестровкой, а расширил сочинение, внёс в него симфоническое развитие и тем самым, переосмыслив всю музыку, углубил её смысл.

Вывод

«Вальс-фантазия» - одна из вершин этого периода, настоящая жемчужина русской музыкальной классики.

В музыке «Вальса-фантазии» отразилась вся поэзия этого чувства, принёсшего Глинке много и радостных, и горьких переживаний.

В «Вальсе-фантазии» Глинка обращается к жанру танцевальной музыки, который был наиболее популярен в то время. Однако из небольшой пьесы прикладного назначения композитор делает развёрнутую симфоническую поэму, вобравшую в себя богатейшую гамму человеческих чувств.

Домашнее задание: создайте презентацию о Вальсе-фантазии Глинки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.