![]()
|
|||
26.10.2020г. гр.№31 Урок №31-32 МДК.07.01 Технология ручной электродуговой свари»26. 10. 2020г. гр. №31 Урок №31-32 МДК. 07. 01 Технология ручной электродуговой свари» ПЛАН УРОКА Тема: Внешние и внутренние дефекты. Цели и задачи: Дидактические: создать условия для формирования у студентов знаний по видам дефектов, причинах их возникновения и способах устранения.
Теоретические основы
Визуальный контроль – один из наиболее простых и общедоступных видов неразрушающего контроля, обеспечивающий высокую производительность. Визуальный и измерительный контроль применяют в двух вариантах: 1. Внешний осмотр сварных соединений и измерение их геометрических параметров после изготовления партии деталей. 2. Активный внешний осмотр – контроль в процессе сварки с оперативной обратной связью для регулирования технологических режимов. Визуальный и измерительный контроль выполненных сварных соединений (конструкций и узлов) производят с целью выявления деформаций, поверхностных трещин, подрезов, прожогов, наплывов, кратеров, свищей, пор, раковин и других несплошностей и дефектов формы швов, проверки геометрических параметров сварных швов и допустимости обнаруженных дефектов. Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если выявлены недопустимые дефекты. Подготовка к визуальному и измерительному контролю. Визуальный и измерительный контроль сварных соединений осуществляют до использования остальных неразрушающих методов контроля (радиационный, ультразвуковой и др. ). Перед визуальным контролем поверхность основного металла и сварных соединений очищают от шлака, брызг металла, ржавчины и других загрязнений, которые препятствуют проведению контроля (на контролируемых поверхностях допускается наличие цветов побежалости, когда это оговорено в производственно-технической документации). Геометрические параметры сварных швов измеряют после визуального контроля или одновременно с ним. Измерение деталей, подготовленных под сварку, производят до их сборки. При визуальном и измерительном контроле сварных соединений контролируемая зона должна включать в себя поверхность металла шва и примыкающие к нему с обеих сторон участки основного металла шириной не менее: 5мм для стыковых соединений, выполненных дуговой и контактной сваркой оплавлением при номинальной толщине свариваемых деталей до 5 мм включительно. номинальной толщины деталей (5…. 20 мм)-для стыковых соединений, полученных дуговой или электроннолучевой сваркой, а также контактной сваркой оплавлением. 20 мм для стыковых соединений, выполненных дуговой и контактной сваркой оплавлением при номинальной толщине деталей более 20 мм, а также стыковых и угловых соединений, полученных газовой сваркой, независимо от номинальной толщины деталей, в частности, при ремонте дефектных участков сварных соединений. 5 мм для угловых, тавровых, торцевых и нахлесточных сварных соединений ( в том числе при сварке труб с трубными досками), выполненных дуговой сваркой, независимо от номинальной толщины деталей. 50 мм для сварных соединений, полученных с помощью электрошлаковой сварки, независимо от номинальной толщины деталей.
Дефекты сварных соединений и причины их образования К дефектам сварных соединений относятся различные отклонения от установленных норм и технических требований, которые уменьшают прочность и эксплуатационную надежность сварных соединений и могут привести к разрушению всей конструкции. Наиболее часто встречающиеся дефекты сварных соединений можно разделить на следующие основные группы: 1. дефекты формы и размеров сварных швов; 2. дефекты макро- и микроструктуры; 3. деформации и коробление сварных конструкций. Дефекты формы и размеров сварных швов
Обычно форма и размеры швов устанавливаются стандартами, правилами и нормами, техническими условиями и указывается на рабочих чертежах. При сварке плавлением наиболее частыми дефектами сварных соединений являются: неполномерность шва; неравномерная его ширина и высота крупная чешуйчатость, бугристость, наличие седловин. При автоматической сварке дефекты возникают вследствие колебания напряжения в сети, проскальзывания проволоки в подающих роликах, неравномерной скорости сварки из-за люфтов в механизме передвижения, неправильного угла наклона электрода, протекания жидкого металла в зазор. При ручной и полуавтоматической сварках дефекты могут быть вызваны недостаточной квалификацией сварщика, нарушением технологических приемов, плохим качеством электродов и других сварочных материалов. Для сварки давлением (например, точечной) характерными дефектами является неравномерный шаг точек, глубокие вмятины, смещение осей стыкуемых деталей. Нарушение формы и размеров шва зачастую свидетельствует о наличии таких дефектов (образцы), как наплывы(натеки), подрезы, прожоги. Наплывы (натеки) образуются чаще всего при сварке горизонтальными швами вертикальных поверхностей в результате натекания жидкого металла на кромки холодного основного металла. Они могут быть местными, в виде отдельных застывших капель, или же иметь значительную протяженность вдоль шва. Причинами возникновения наплывов является: большая величина сварочного тока, длинная дуга, неправильное положение электрода, большой угол наклона изделия при сварке на подъем и спуск. В кольцевых швах наплывы образуются при недостаточном или излишнем смещении электрода от зенита. В местах наплывов часто выявляются непровары, трещины и другие дефекты. Подрезы представляют собой углубления (канавки), образующиеся в основном металле вдоль края шва при завышенном сварочном токе и длинной дуге, так как в этом случае увеличивается ширина шва и сильнее оплавляются кромки. При сварке угловыми швами подрезы возникают в основном из-за смещения электрода в сторону от вертикальной стенки, что вызывает значительный разогрев, плавление и стекание металла на горизонтальную полку. В результате на вертикальной полке появляются подрезы, а на горизонтальной – наплывы. При газовой сварке подрезы образуются из-за повышенной мощности сварочной горелки. Подрезы приводят к ослаблению сечения основного металла и могут явиться причиной разрушения сварного соединения. Прожоги – это проплавление основного или наплавленного металла с возможным образованием сквозных отверстий. Они возникают вследствие недостаточного притупления кромок, большого зазора между ними, завышенного сварного тока или мощности горелки при невысоких скоростях сварки. Особенно часто прожоги наблюдаются в процессе сварки тонкого металла и при выполнении первого прохода многослойного шва. Кроме того, прожоги могут иметь место в результате поджатия флюсовой подушки или медной прокладки (автоматическая сварка), а также при увеличении продолжительности сварки, малом усилии сжатия и наличии загрязнений на поверхностях свариваемых деталей или электродах (точечная и шовная контактные сварки). Незаваренные кратеры образуются в случае резкого обрыва дуги в конце сварки. Они уменьшают сечение шва и могут явиться очагами образования трещин. Дефекты макроструктуры. К дефектам макроструктуры, выявляемым при увеличении не более чем в 10 раз, относятся газовые поры, шлаковые включения, непровары, трещины. Газовые поры образуются в сварных швах вследствие быстрого затвердевания газонасыщенного расплавленного металла, при котором выделяющиеся газы не успевают выйти в атмосферу.
Трещина сварного соединения - дефект сварного соединения в виде разрыва сварном шве и (или)прилегающих к нему зонах. Трещина являются наиболее опасными дефектами сварного шва и могут быть микро или макроскопическими, а в зависимости от условий их образования-горячими или холодными. Непровар – этот дефект в виде несплавления в сварном соединении вследствие неполного расплавления кромок или поверхностей ранее выполненных валиков сварного шва.
Порядок выполнения работы
1. Осмотр образца. 2. Замеры геометрических параметров На образцах измерьте ширину и выпуклость сварного шва с лицевой и обратной стороны. Сравните полученные результаты измерений с данными нормативных документов (ГОСТ 5264-80), регламентирующих геометрические параметры шва для выбранного способа сварки, типа соединения и толщины свариваемого материала. При измерениях швов пользуйтесь универсальным шаблоном, штангенциркулем и линейкой. Отметьте маркером на образцах участки швов, где размеры выходят за допустимые пределы. 3. Выявление дефектов. 4. Оформление результатов контроля (задание №1)
Оформление результатов работы
1. Напишите отчет, в котором укажите название и цель работы, применяемое оборудование и образцы. 2. Оформите оценочный лист. 3. Сформулируйте выводы по результатам работы. Д/З. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 1. Назовите основные виды дефектов сварных соединений. 2. Что является причиной возникновения дефектов сварных соединений? 3. В каких случаях могут образоваться дефекты и как их можно избежать? 4. Для чего предназначены комплекты визуального контроля? 5. Для чего используются радиусные шаблоны и щупы?
|
|||
|