|
|||
ПРОЕКТ. Резолюция. Восьмой международной научно-практической конференции Полярные чтения - 2020. «История научных исследований в Арктике и Антарктике. К 100-летию Арктического и антарктического научно-исследовательского института и 200-летию открытия АнтаПРОЕКТ Резолюция Восьмой международной научно-практической конференции Полярные чтения - 2020. «История научных исследований в Арктике и Антарктике. К 100-летию Арктического и антарктического научно-исследовательского института и 200-летию открытия Антарктиды» 18–21 мая 2020 г. В ходе Восьмой международной научно-практической конференции «Полярные чтения – 2020» рассмотрен многолетний исторический российский и зарубежный опыт научного изучения Арктики и Антарктики. Организаторами конференции выступили Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики (Арктический музейно-выставочный центр) и ГНЦ РФ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Конференция состоялась при поддержке Фонда президентских грантов, Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики, ПАО «Совкомфлот», ЗАО «СММ», Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин», Ассоциация «Морское наследие», Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Международный форум, который прошёл в формате онлайн, собрал профессиональных исследователей – представителей различных отраслей естественнонаучного и социогуманитарного знания: географов, геофизиков, гидрологов, океанологов, историков, этнографов, археологов, социологов и т. д. Конференция имела комплексный междисциплинарный научный характер. Конференция, несмотря на сложившиеся непростые обстоятельства (пандемия Covid-19), стала масштабным научным форумом. В Полярных чтениях 2020 года приняли участие исследователи из России, Швеции, Норвегии, Финляндии, Эстонии, Италии, Беларуси. Среди российских городов были представлены: Санкт-Петербург, Москва, Сыктывкар, Тула, Мурманск, Архангельск, Апатиты, Северодвинск, Казань, Томск, Севастополь, Салехард. За четыре дня работы конференции было заслушано 84 научных сообщения, в Полярных чтениях приняли участие более значительное число слушателей, благодаря трансляции конференции в youtube и социальных сетях. В рамках конференции 2020 года впервые была организована школьная секция. В последний годы возник новый социальный запрос – интерес юного поколения к изучению полярных регионов и реализация ими в рамках учебного процесса проектов по изучению Арктики и Антарктики. Практика участия старшеклассников в научной конференции хорошо себя зарекомендовала и может быть рекомендована для других подобных конференций. По результатам научной дискуссии Участники конференции констатируют и отмечают, что: · Арктика и Антарктика в последние годы рассматриваются как важнейшие геополитические регионы мира, обладающие большим социально-экономическим, научным и культурным потенциалом. · Россия обладает богатейшим историческим опытом научно-исследовательской работы в Арктике и Антарктике. При этом, данный исторический опыт во всей своей целостности не являлся предметом системного исследования и изучения. · Крайне важным и нерешённым вопросом остается передача знаний о полярных регионах подрастающему поколению. · В настоящее время различные организации реализуют значительное число проектов по исследованию Арктики, в т. ч. по грантам РФФИ, РГО, Президентским грантам и др., при этом часть проектов по своим задачам дублирует друг друга, а часть направлений недофинансируется, обмен информацией о результатах проектов затруднён. Учитывая актуальность и значимость научного изучения полярных регионов Земли, участники конференции считают особенно важной реализацию в России следующих направлений деятельности: 1. Разработать и внедрить межведомственную программу комплексного изучения Арктической зоны Российской Федерации, объединяющую и координирующую усилия организаций и специалистов в различных областях естественнонаучного и социогуманитарного знания; к работе над программой привлечь представителей научной общественности, институтов и общественных организаций. 2. Создать специальный агрегатор (сайт-платформу), осуществляющий мониторинг научных исследований Арктики и Антарктики в России и в мире, а также способствующий обмену информацией и позиционированию отечественной науки за рубежом. 3. Учитывая, что основные крупные работы по истории исследований Арктики и Антарктики были написаны в эпоху СССР и страдают определенными ограничениями, связанными с идеологическим прессом и секретностью, создать (в рамках НИИ или университета) научно-методический центр, занимающийся системным изучением истории исследования и освоения полярных регионов Земли (Центр социогуманитарных исследований Арктики и Антарктики). Одной из задач нового научно-методического центра должна стать подготовка коллективной обобщающей монографии, освещающей историю исследования и освоения Арктики на современном уровне развития исторической науки. 4. Учитывая насущные потребности образовательного процесса, разработать гуманитарный университетский курс по истории изучения Арктики и Антарктики, интегрированный с общими курсами по истории естествознания и техники, а также с общими курсами по истории России и СССР. 5. Создать методический комплекс по истории исследований Арктики и Антарктики для общеобразовательных школ, включающий практические рекомендации по взаимодействию школьников и учёных-профессионалов (научное кураторство, специализированные конференции или секции конференций, открытые лекции, экскурсии и т. п. ). 6. Проработать вопрос стимулирования интереса научных сотрудников к работе со школьниками и студентам с целью подготовки будущих исследователей. 7. Необходимо подготовить издание серии тематических циркумполярных карт (не издающихся в России). 8. Рекомендовать создание центра комплексных научных медицинских исследований в Арктике и Антарктике. Необходимо продолжение изучения психологических факторов, влияющих на жизнедеятельность человека в полярных условиях. 9. В целях скорейшего внедрения научных разработок для Арктики в производство, а также укрепления связей между наукой, производством и инвесторами, создать в Санкт-Петербурге технопарк «Арктика». 10. Поддержать и содействовать проведению научных конференций, раскрывающих различные аспекты научного изучения Арктики и Антарктики. 11. Участники конференции считают необходимым издание итоговых материалов работы конференции «Полярные чтения – 2020» в виде сборника докладов.
Резолюция принята участниками конференции 21 мая 2020 года.
|
|||
|