Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 3.4. Портреты действующих героев



 

Дисциплина Группа Дата и время проведения занятия Форма проведения занятия
Детская литература с практикумом по выразительному чтению 3НО11, 4НО21 22. 04. 2020г., 4 пара 13. 50-15. 20 Урок лекция
Тема

Тема 3. 4. Портреты действующих героев

Цель

Дать представление о портретах действующих героев в литературе.

Задачи

Познакомить с понятием портрет в литературе: техника описания героя и примеры.

Закрепить умение составлять литературный портрет персонажа произведения.

 

Задания Время выполнения Сроки и форма отчетности  
Теоретическая часть. Законспектировать лекцию. Тема «Портреты действующих героев» по плану: 1. Портрет литературного героя 2. Что такое литературный портрет героя? 3. Как составить литературный портрет персонажа 3. Какие встречаются портреты в литературе? Портрет литературного героя - это способ выражения внешних и внутренних характеристик героя, о котором говорится в литературном произведении. Портрет может указывать на внешние особенности героя (высокий, худой, красивый), на особенности характера (злой, добрый, милосердный), модель поведения (любит стихи, громко говорит и т. д. ). В каждом литературном произведении есть центральный персонаж, вокруг которого вращаются все события. Через его слова, решения автор доносит до читателя задуманную идею (основную мысль). Что такое литературный портрет героя? Все персонажи имеют свои характеристики, которые отличают их друг от друга. Автор наделяет каждого героя особенными чертами, чтобы подчеркнуть его индивидуальность, выделить и сравнить с другими. Речь идет о внешних характеристиках и чертах характера: 1. Внешний вид героя (здесь важны даже мелочи) – описание черт лица, особенностей одежды. 2. Манеры героя – речь, мимика, жесты, походка. 3. Взаимодействие с другими персонажами – важные диалоги героя, монологи, в которых раскрывается его сущность. 4. Характер и темперамент – насколько он открыт, что он за человек и какие у него моральные ценности и принципы. Как художник рисует красками портрет человека, отображая все его индивидуальные черты, так и автор рисует вербальный (словесный) портрет своего героя. Как составить литературный портрет персонажа Такой портрет составляется, чтобы дать подробную характеристику герою (главному или второстепенному) и показать его роль в произведении. Каким образом он влияет на ход событий, как он связан с другими персонажами, на что влияют его слова и действия. Разобрав несколько персонажей и составив их литературные портреты, станет более понятен конфликт и проблематика произведения. Каждый герой выполняет какую-то функцию в тексте. Чтобы понять это, нужно составить его портрет. Сделать это очень просто. Нужно прочитать текст, уделяя особое внимание описаниям героев. Затем стоит сделать для себя отметки, чтобы было легче ориентироваться. Далее, следуя вышеуказанным пунктам, получится легко составить литературный портрет героев (или героя). Учитывать надо все: любые мелочи в описании внешности могут говорить о характере этого персонажа, особенности его коммуникации с другими, решения и поступки в определенный момент, которые могут кардинально влиять на развитие сюжета. Наделяя своих персонажей определенными чертами, автор хочет показать свое отношение к ним, выразить идейную проблематику и помочь читателю раскрыть конфликт. Какие встречаются портреты в литературе? Анализируя все вышесказанное об описании литературных персонажей, можно сделать вывод, что они могут быть:
  1. Краткими, с минимумом деталей. Они отличаются лаконичностью, приводящей к возрастанию роли художественной детали.
  2. Подробными, обильно детализированными. В них преобладают подробности, иногда даже избыточные.
  3. Статическими. Подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа в них дается единовременно и подробно. Примером может послужить Плюшкин из романа Гоголя " Мертвые души".
  4. Динамичными. Внешний облик персонажа детализируется, " накапливается" на протяжении всего произведения. Вы могли проследить за подобным портретом: это изображение Наташи Ростовой.
  5. Прорисовка неизменных статичных деталей: цвета и черт лица, глаз, особенностей фигуры.
  6. Показ внешности в развитии. Изображается улыбка, смех, жесты, мимика, плач, походка, выражение лица.
 
50 минут Фото страницы из тетради для аудиторных работ до конца пары отправить личным сообщением в соц. сети КОНТАКТ  
Практическая часть.  Прочитайте примеры составления литературного портрета персонажей Толстой Л. Н. «Война и мир» Обратите внимание на то, как Л. Н. Толстой подает портреты персонажей, по частям, в ходе развития сюжета (на след. паре будем оставлять портреты героев детских произведений) Мастер портрета - Толстой Лев Николаевич.  Толстой всю жизнь стремился отказаться от описательного портрета героя в литературе в пользу текущего, раскрывающегося во времени. С помощью динамичности описаний писатель показывал " диалектику души", внутренний мир человека. Лев Николаевич разновременно подает портреты персонажей, по частям, в ходе развития сюжета. Данная им в начале произведения портретная характеристика может дополняться новыми деталям через какой-то промежуток времени. Толстой старался подавать портрет " на людях". Он подчеркивал какие-то характерные приметы, использовал хитрые детали. Такие многофункциональные тонкости позволяют понять характер героя, дают представление о наружности персонажа. Детали Толстой тщательно отбирал: ведь он стремился к лаконичности. Творческой установкой для Толстого стали слова: " Краткость, ясность и простота изложения".  Самой известной героиней романа Толстого " Война и мир" является Наташа Ростова. Писатель искусно показывает эволюцию Наташи от юной 14-летней девушки до замужней многодетной женщины. Вот она в начале произведения: Хрупкая, с угловатыми чертами, худощавая и в целом некрасивая. На лице Наташи блестят черные глаза, и выделяется большой, негармоничный рот. Но есть в Наташе нечто такое, что качественно отличает ее от других девушек, выделяет на фоне окружения: юная Ростова живая, энергичная и любознательная. ... не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки... Юная Наташа росла настоящей хохотуньей и веселой девочкой. .. Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…... Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа...  А как же выглядит героиня в 17-20 лет, когда она появляется на балах и когда на нее обращает внимание Андрей Болконский? она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами... " (на балу Йогеля 31 декабря 1809 года)... Как она мила, кг’асавица будет, – сказал Денисов... ... И как она танцует, какая г’ация! – помолчав немного, опять сказал он... " (" г’ация" - то есть грация)... князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию... ... глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню... А вот зрелая героиня после смерти князя Андрея: ... Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша... ... Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю... ... перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу...  Будучи замужем за Пьером Безуховым, Наташа сильно изменилась и внешне, и внутренне. ... Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему‑ то необыкновенному... ... Она, то, что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете... ... она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов. ... Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья...   40 минут Фото страницы из тетради для аудиторных работ до конца пары отправить личным сообщением в соц. сети Контакт  
Домашнее задание. Выучить лекционный материал. После уроков 15-20 минут    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.