Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Реформы 1867 и 1884 в Англии.



В начале XIX в. в Англии сформировалась конституционная парламентарная монархия, но сохранялась средневековая избирательная система. Недостатками этой избирательной системы заключались в том, что право избирать депутатов в палату общин принадлежало незначительному меньшинству населения. Члены палаты общин избирались от графств (областей) и городов (местечек). Этим территориям было предоставлено право избирать по два представителя независимо от численности населения. Правом представительства в палате общин пользовались разные «гнилые местечки», а многие большие города, в средние века еще ив существовавшие, не имели представительства в палате общин. Гнилыми местечками называли малонаселенные или совсем обезлюдевшие городки и деревушки, которые в XVI- XVII вв. были процветающими центрами ремесла и торговли. Тем не менее, они обладали старинным правом представительства в парламент. Многие большие города, в средние века еще не существовавшие, не имели представительства в палате общин, так как они не обладали королевской хартией и в силу этого вообще были лишены избирательного права. В результате превращения Англии во второй половине XVIII - начале XIX вв. из аграрной страны в ведущую индустриальную державу, в которой городское население стало преобладать над сельским, появилась экономически влиятельная, богатая и образованная буржуазия, которая тем самым потенциально стала готовой к пользованию политическими правами. Землевладельческая аристократия, получив влиятельного соперника, вынуждена была пойти на изменение избирательной системы. Изменения в классовой структуре общества отразились и на социальной базе основных политических партий — тори и вигов. Тори были парти­ей помещиков и финансовой буржуазии, носителями исторической традиции, консерватизма. Принимая новое, они стремились сохра­нить по возможности больше старого. Виги представляли интере­сы промышленной буржуазии. Борьба за власть между тори и ви­гами отражала борьбу за политическое господство между про­мышленной буржуазией, с одной стороны, и лендлордами, объединившимися с торгово-финансовой буржуазией, — с другой.

Важным эпизодом в политической жизни Англии этого периода и в рабочем движении явилась борьба за реформу парламента. Избирательная система, созданная реформой 1832 года не предоставила права голоса трудящимся массам Англии. Ограничение права голоса осуществлялось различными путями. Для получения этого права требовался имущественный ценз. Кроме того, из числа избирателей исключались все, кто получил хотя бы один раз в течение года пособие по бедности; для получения права голоса было необходимо также платить налог в пользу бедных, причем обязательным условием было внесение этого налога лично: это условие лишало голоса многочисленных съемщиков и арендаторов, поскольку, как правило, этот налог входил в сумму квартирной платы и они вносили его не непосредственно, а через хозяина. Наконец, важным орудием лишения голоса было требование «оседлости»: чтобы получить право голосовать, избиратель должен был прожить в данной местности не менее 12 месяцев. Если вспомнить, что реформа 1832 года не ликвидировала окончательно «гнилые» и «карманные» местечки, но лишь сократила их число, то станет ясно, что английская избирательная система в середине XIX века была далека от демократизма. Подавляющая часть рабочего класса была лишена права голоса. Маркс придавал большое значение борьбе английских рабочих за право избирать парламент. Он видел в этой борьбе прежде всего средство всколыхнуть английский пролетариат, привлечь его к политической жизни. В качестве лозунга борьбы Маркс выдвинул идею всеобщего избирательного права. Он указывал, что всеобщее избирательное право может явиться средством завоевания власти английским рабочим классом: в специфических условиях Англии середины XIX века при отсутствии значительных военных и полицейских сил, при слабом развитии бюрократизма, то есть всех средств насилия, отпадала необходимость в сломе буржуазной государственной машины. «Англия — единственная страна, — говорил Маркс, — где рабочий класс достаточно развит и организован для того, чтобы использовать всеобщее избирательное право в своих собственных интересах». Исходя из этих соображений, Маркс стоял за блок пролетариата с радикальной буржуазией в борьбе за реформу парламента. Однако, идя на поддержку буржуазных радикалов, Маркс подчеркивал, что условием этой поддержки должно быть принятие ими лозунга всеобщего избирательного права. Под влиянием Маркса в феврале 1865 года была создана Лига реформы, которая начала агитацию за всеобщее избирательное право для всех мужчин с 21 года. Совет лиги состоял из 12 человек: 6 из них представляли рабочих, а 6 являлись радикальными буржуа. Лига реформы ставила своей целью организацию массовой пропаганды реформы, ограничиваясь мирными методами «морального воздействия», однако предупреждала массы против всяких компромиссных проектов и призывала настаивать на лозунге всеобщего избирательного права без изъятий. Вскоре по всей стране возникли филиалы Лиги реформы, развернувшие широкую агитацию в массах. В этой борьбе активное участие приняли тред-юнионы: этот важный факт свидетельствовал о росте политической активности рабочего класса. Радикальная буржуазия попыталась захватить руководство движением в свои руки. 15—16 мая 1865 г. в Манчестере состоялась национальная конференция радикалов, посвященная вопросу о реформе парламента; конференция создала Национальный союз реформы, который, выдвинув лозунг расширения числа избирателей, отказался принять идею всеобщего избирательного права.

Предупреждение Маркса против измены радикалов оправдалось: буржуазия хотела противопоставить Национальный союз Лиге реформы и, встав во главе движения за реформу, ограничить ее результаты. Осенью 1865 года Лига реформы начала созыв массовых митингов. Политическая борьба развертывалась в обстановке ухудшавшегося экономического положения страны: появились первые признаки экономического кризиса, увеличилась безработица, возросла нужда пролетариата. В ноябре 1865 года умер Пальмерстон, который был решительным противником избирательной реформы; новый кабинет возглавил лорд Рассель, который поддерживал лозунг умеренной реформы. В начале 1866 года экономический кризис усилился. 11 мая 1866 г. произошел грандиозный крах на Лондонской бирже, ознаменовавшийся рядом крупных банкротств. Этот день получил название «черной пятницы». Под влиянием растущей агитации в пользу реформы либеральное правительство выступило со своим проектом расширения избирательного права; однако весьма скромный проект, внесенный Гладстоном, расширявший круг избирателей всего на 400 тыс. человек, был встречен в либеральной партии в штыки. В результате внутренней борьбы по этому вопросу либералы в 1867 году раскололись, и правительство Расселя вышло в отставку. В июне 1866 года к власти пришел консервативный кабинет Дерби, в котором главную роль играл Дизраэли — видный деятель консервативной партии, занявший пост министра финансов. Приход к власти консерваторов, открыто выступавших против всякой реформы парламента, вызвал усиление массовой борьбы за реформу. По всей стране начались массовые митинги и демонстрации. Попытки правительства воспрепятствовать активности народа привели к ряду столкновений. Особенно бурный характер носили события в Лондоне. Здесь на протяжении трех дней — 23, 24 и 25 июля 1866 г. — народные массы вопреки сопротивлению полиции занимали Гайд-парк, заставив полицию убраться, они решительно отстояли право на свободные митинги. Настроение народа показывало, что дальнейшие попытки оттягивать реформу чреваты серьезными последствиями. Дизраэли, понявший это, предложил парламенту проект, который шел немного дальше, чем проект Гладстона, но парламент его отверг. Осенью 1866 года движение за реформу стало приобретать гигантский размах: на митинге в Манчестере участвовало 100 тыс., в Лидсе — 300 тыс., в Бирмингеме — 250 тыс., в Глазго — 200 тыс. человек и т. д. Положение обострилось зимой 1866—1867 годов. Англия напоминала огромный кипящий котел. Современники вспоминали эпоху чартизма. В этих условиях руководство партии консерваторов сочло благоразумным пойти на уступки. В феврале 1867 года в палату общин был внесен новый проект реформы, который после ряда дополнительных поправок 15 августа 1867 г. стал законом. Он предусматривал значительное расширение числа избирателей. Отныне в городах правом избирать пользовались все лица, которые проживали здесь 12 месяцев и платили налог в пользу бедных (не обязательно лично), если они снимали отдельный жилой дом или квартиру и платили 10 ф. ст. в год. В графствах право голоса получили арендаторы с доходом в 12 ф. ст. в год. Расширение избирательного права за счет квартиронанимателей и понижение ценза для арендаторов увеличило число избирателей в два раза, с одного миллиона до двух миллионов человек. Расширение избирательного права коснулось наряду с имущими классами также верхушки рабочего класса, его наиболее обеспеченного слоя. Реформа 1867 года не дала всеобщего избирательного права, однако явилась важным шагом в этом направлении. Дальнейшее движение по этому пути зависело теперь от самого пролетариата, от его политической сознательности и активности. Дизраэли пошел и на другие уступки. В том же 1867 году консервативное правительство отменило ненавистный Закон о хозяевах и слугах, уравняв рабочего и предпринимателя перед судом. Разумеется, их фактическое неравенство в суде осталось, но теперь оно менее бросалось в глаза. Тактика Дизраэли заключалась в том, чтобы создать впечатление о «надклассовом» характере его политики. Однако заигрывание Дизраэли с народом оказало известное влияние на слои рабочего класса: с этого времени консервативная партия заметно начала усиливаться, обманутая часть рабочего класса голосовала за нее. Возрождение консервативной партии увеличило вес самого Дизраэли. В феврале 1868 года он стал во главе кабинета после того, как престарелый лорд Дерби по болезни ушел в отставку. Первый кабинет Дизраэли оказался недолговечным: в ноябре 1868 года на выборах либералы вновь одержали победу; новый либеральный кабинет составил Гладстон.

Наиболее важным новшеством реформы была оговорка о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается и тот, кто этот налог, как все многочисленные нанима­тели небольших квартир, вносит не сам, а через своего домовла­дельца, который до сих пор рассматривался как единственный на­логоплательщик. Благодаря этому в избирательные списки попада­ли не только домовладельцы, но и все их жильцы. Таким образом, избирательные списки расширились за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей уве­личилось больше чем на миллион. Однако 2/3 мужского населения Англии (основная масса рабочих, не говоря о женщинах) по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1872 г. со­хранялось открытое голосование. Сохранялось и старое, неравно­мерное распределение избирательных округов. Реформа 1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английского конституционализма, который вел к росту реальной политической власти промышленного капитала. Путем избирательных реформ произошло перераспределение власти внутри правящей элиты, и промышленная буржуазия при­шла к власти эволюционным путем, без каких-либо серьезных по­трясений. Либералы и консерваторы укрепили свои позиции и не допускали взрывоопасной ситуации.

Избирательная реформа 1884- 1885 гг. В 1884 г. была проведена третья избирательная реформа, по которой и графствах избирательное право было предоставлено арендаторам жилых домой, уплачивающим арендную плату не менее 10 фунтов в год. Тем самым реформа распространила избирательное право на сельских рабочих. В результате трех избирательных реформ XIX в. избирательное право получили две трети всего мужского населения Англии. Закон 1885 г. уменьшил прежнее неравенство избирательных окрути Города и графства были разделены на избирательные округа в соответствии с численностью населения, избиравших по одному депутату. В округе могло выдвигаться любое число депутатов, обычно 3 или 4, но избранным считался кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей, бы большинство было всего в один голос.

Существенными нововведениями реформы явилось:

1. Акт о народном представительстве (1884 г. ). Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов; они имеют право голосовать, если помещение находится в графстве Англии и Шотландии или графстве и городах Ирландии; каждый мужчина, владеющий в графстве или городе землей или помещением (с доходом не менее 10 фунтов стерлингов), может зарегистрироваться как избиратель и голосовать; избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве;
2. 1885 год — Акт о перераспределении мест. Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей). Проведение реформы расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами. По системе относительного большинства, если, например, при 1000 голосующих по трем кандидатам голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300 голосов, избранным считался тот, за кого голосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом. Парламент избирался на 7 лет. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу, однако преобладающее положение перешло к буржуазии. Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии.

Вместе с расширением избирательных прав происходит и некоторая демократизация
политической жизни Англии: профсоюзы рабочих добиваются легального существования; отменяется уголовное наказание за организацию забастовок; признаются свобода слова и свобода совести. Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий. В 1883 г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884 г. - Фабианское общество - организация социалистической направленности.

Реформа 1884—1885 гг. не устранила многих существенных недостатков избирательной системы: сохранялась диспропорция между числом избирателей и количеством мандатов; лица, зани­мавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов, тогда как значительная часть населе­ния не имела избирательных прав. Кроме того, был сложным по­рядок регистрации избирателей. Выборы происходили не в один день по всей стране.

В области политики город и деревня также становились сходными. В 1884 году сельскохозяйственный рабочий получил право выбирать в парламент, которое отрицалось за ним в 1867 году, когда его собрат из города получил право парламентского представительства. Благодаря баллотировочному шару батрак мог голосовать так, как он хотел, не считаясь с фермером или лендлордом. Доказательство этого было получено во время общих выборов 1885 года – первых выборов, происходивших по новому закону о парламентском представительстве. В этом случае города голосовали за консерваторов, а графства неожиданно – за либералов вопреки сквайрам и фермерам. В отношении парламентских выборов тот контроль над английской сельской жизнью, который сквайр осуществлял в течение многих столетий, фактически пришел к концу. За этим неизбежно последовало то, что местное правительство графств также должно было формироваться на выборной основе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.