Главный вопрос урока. План урока
Тема: Первые преобразования большевиков
Тип урока: комбинированный
Форма урока: беседа, с элементами лекции, самостоятельной и группавой работы учащихся
Цели урока:
1. Раскрыть политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти, понять суть изменений во взглядах руководства партии большевиков на судьбу Учредительного собрания. Сформировать представление о причинах, особенностях и условиях подписания Брестского мира
2. Развивать навыки работы по алгоритму, с различными источниками информации, обобщать, делать выводы, готовить сообщения, обмениваться полученной информацией. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы
3. Воспитывать интерес к истории Отечества, умение выслушивать, работать в группе, паре и индивидуально
Планируемые результаты:
Предметные:
- применять научные термины и исторические понятия;
- владеть умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме;
- владеть умением работать с историческими документами;
- оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.
Метапредметные:
- принимать поставленную учебную задачу, адекватно реагировать на представленную учителем информацию;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- проявлять направленность на успешную учебную деятельность;
- проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, групповой работе;
- уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог;
- уметь анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- проявлять патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны.
Оборудование: Учебник История России, XX – начало XXI века. А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, С. В. Мироненко, 2014. Пакеты с историческими документами
Главный вопрос урока
Представители каких социальных слоёв будут сторонниками и противниками большевиков? В силу каких причин они сделают свой выбор?
План урока
1. Формирование новых органов власти и управления
2. Советы и партия большевиков
3. Складывание однопартийной системы
4. Преобразования в экономике
5. Социальная политика
6. Начало «культурной революции»
7. Внешняя политика
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I. Организационный момент.
| Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку.
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
| III. Актуализация знаний
| Используя прием опросной цепочки, вводин детей в узучение материала
| Отвечая на вопросы, входят в урок
| III. Обобщение и ситематизация знаний. Пороверка д. з.
| - С какими событиями была связана тема, изученная вами на прошлом уроке?
- В чём заключались и о чём свидетельствовали изменения в составе Советов осенью 1917 г.?
- Расшифруйте ВРК, СНК, ВЦИК
-Представители каких партий покинули заседание II съезда Советов и почему?
- Назовите документы, принятые на II съезде Советов по инициативе большевиков?
- В чём причины и сущность «триумфального шествия советской власти»?
| - Большевики берут власть.
- С конца августа 1917 г. руководство Советами (сначала Петроградским и Московским, затем других крупных городов) постепенно переходило к большевикам. Это было связано с падением влияния на народ главных конкурентов большевиков- умеренных социалистических партий.
- ВРК – Временный революционный комитет
СНК – Совет народных комиссаров
ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет
- Меньшевики и правые эсеры. Были против восстания большевиков организованного за спиной Советов.
- Декрет о мире, Декрет о земле.
- Сущность заключается в том, что после установления советской власти в Петрограде она стала быстро утверждаться по всей стране. Причины этого массовая поддержка
первых советских декретов, имевших демократический характер.
Национальные окраины поддержали власть Советов, т. к. Декларация прав народов России обещала народам суверенитет,
равенство, право наций на самоопределение.
| IV. Мотивационный этап
Постановка проблемного вопроса
| - Сегодня мы продолжим изучать этот сложный очень важный для страны и ее граждан период становления новой России.
- Как вы думаете, какие политические и социальные проблемы предстояло решать большевикам после прихода к власти?
- Как видим очень много проблем нужно было решить большевикам.
- Как вы думаете, большевики располагали достаточным временем для решения этих вопросов? Почему?
- Верно, поэтому давайте рассмотрим, что же предприняли большевики в первые месяцы своего правления и
Как бы вы назвали наш сегоняшний урок?
Какие моменты необходимо осветить в данной теме?
Но справиться только одной полтической верхушкой невозможно, для этого необходима поддержка населения. На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?
| - Создать новые органы власти и управления, выстроить отношения с другими партиями в Советах, провести экономические, культурные преобразования, решить вопрос войны.
- Нет, т. к. власть нужно не только получить, но и удержать. А в это время у большевиков было много противников и конкурентов в борьбе за власть.
«Первые преобразования большевиков»
В ходе ответов учащихся на вопросы формируется план занятия.
План урока:
1. Формирование новых органов власти и управления
2. Советы и партия большевиков
3. Складывание однопартийной системы
4. Преобразования в экономике
5. Социальная политика
6. Начало «культурной революции»
7. Внешняя политика
Записывают тему и план урока в тетради.
- В ходе урока предстоит ответить на вопрос Представители каких социальных слоёв будут сторонниками и противниками большевиков? В силу каких причин они сделают свой выбор?
| V. Изучение нового материала
1. Формирование новых органов власти и управления
2. Советы и партия большевиков
3. Складывание однопартийной системы
4. Преобразования в экономике
5. Социальная политика
6. Начало «культурной революции»
7. Внешняя политика
Работа в группах
| - Итак, чтобы представить какие органы власти и управления были сформированы в ходе первых месяцев большевистского правления вам необходимо используя текст учебника (с. 91-92) заполнить следующую схему (Приложение 1).
Объясняет особенности подготовки Учредительного собрания.
- Большевики неохотно согласились на проведение всенародных выборов в Учредительное собрание, которое должно было решить вопрос о государственной власти в стране, и проиграли эти выборы Поэтому в конце ноября 1917г. они объявляют партию кадетов «врагами народа», тем самым лишая ее мандатов в Учредительное Собрание. Закрывают ряд органов печати.
5 января 1918г. в Петрограде в Таврическом дворце открылось Всероссийское Учредительное собрание.
С первых же минут работы дискуссия по подготовленной ВЦИК Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, против которой выступили умеренные социалисты.
- Чтобы понять, позицию большевиков в этой ситуации, давайте обратимся к историческому документу. Прочтите речь Н. И. Бухарина на заседании Учредительного Собрания и ответьте на вопросы (учебник с. 92):
- Определите отношение большевиков к парламентским формам правления. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте своё мнение.
Чувствуя уверенность в своих силах большевики, а за ними и левые эсеры покинули Таврический дворец. 6 января 1918 г. ВЦИК распустил Учредительное Собрание (обвинив его в «несовместимости с задачами осуществления социализма»). Начальник охраны анархист А. Железняков, сообщив председательствующему эсеру Чернову, что «караул устал» закрыл заседание, предложив депутатам разойтись
- 10 января 1918 г. в том же Таврическом дворце начал работу III Всероссийский съезд Советов, на котором произошло объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Россия была объявлена Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР). В июле 1918г. на V съезде Советов была принята Конституция РСФСР, которая закрепила новую организацию власти.
Организует работу с текстом учебника и сравнительной таблицей
- Однако закрепленные в Конституции РСФСР положения и теоретические взгляды большевиков расходились реальным положением дел.
- Перед вами сравнительная таблица «Тактические просчеты В. И. Ленина» (Приложение 2). Вам необходимо используя текст учебника (с. 93-94) заполнить недостающие фрагменты.
- Дальнейшее развитие событий привело к разрыву отношений большевиков с левыми эсерами.
В марте 1918г. после ратификации Брестского мира IV Всероссийским съездом Советов левые эсеры в знак протеста вышли из правительства. Критика левых эсеров с поддержкой оппозиционных сил во ВЦИК и экономической политики большевиков.
- В мае 1918г. Совет партии правых эсеров, которых поддержали и меньшевики, провозгласил главную задачу – ликвидацию большевистской власти.
- В июне 1918г. большевики отвечают исключением из ВЦИК правых эсеров и меньшевиков, за которыми началось преследование.
- В конце июня эта учесть постигла и левых эсеров, которые решили положить конец Брестскому миру.
- 6 июля 1918г. левыми эсерами был убит посол Германии в России граф В. Мирбах, партийные боевики захватили телеграф и др. важные объекты, что использовали в своих интересах большевики, исключив левых эсеров из ВЦИК и местных Советов.
- таким образом, какой процесс происходил в политической жизни?
Организует работу в группах с документами
1 группаиспользуя текст документа ответьте на вопрос: Как решался большевиками рабочий вопрос (Приложение 3)
2 группаиспользуя текст документа ответьте на вопрос: Как решался большевиками аграрный вопрос (Приложение 4)
3 группа используя текст документа ответьте на вопрос: Как решался большевиками вопрос социальной политики (Приложение 5)
4 группа используя текст документа ответьте на вопрос: Какие цели ставили большевики при осуществлении «культурной революции» (Приложение 6)
5 группа используя текст документа ответьте на вопрос: Как решался большевиками вопрос войны и мира с Германией (Приложение 7)
Организует проверку выполнения групповых заданий и заполнения таблицы.
- А теперь представитель от каждой группы рассказывает о результатах работы, а все остальные заносят сведения в таблицу «Политика большевиков в конце 1917 - начале 1918 г. », которая есть у вас на партах (Приложение 8).
Организует решение проблемного вопроса учениками
- Как мы с вами видим, очень много событий произошло в первые месяцы большевистского правления. И многие из них не могут быть оценены однозначно. Давайте вернемся к вопросу поставленному в начале урока и ответим на него.
Представители каких социальных слоёв будут сторонниками и противниками большевиков? В силу каких причин они сделают свой выбор?
| Работают с текстом учебника, заполняют схему
Поясняют схему
- Как мы видим, сразу после взятия власти большевиками началось создание нового государственного аппарата (законодательная Всероссийский съезд Советов; ВЦИК в перерывах между съездами выполнял функции 1-го. исполнительная - Совет народных комиссаров, Народные комиссариаты (наркоматы) – центральные органы государственного управления вместо министерств. судебная - народные суды и революционные трибуналы, избираемые Советами (т. е. изначально подчинены правящей партии)).
Слушают объяснения учителя, делают записи мини-лекции в тетради
Анализируют текст исторического документа
- были против парламентской формы правления, выступали за диктатуру пролетариата.
Работают с текстом учебника, заполняют таблицу.
Делают записи мини-лекции
Т. е. в Советском государстве утвердилась однопартийная система, т. к. левых у власти осталось очень мало.
Выполняют работу в группах, анализируют документы
Сообщают результаты работы группы, заполняют таблицу.
Отвечают на проблемный вопрос
Сторонники - рабочие крестьяне, солдаты, потому что большевики выступали с лозунгами, отвечавшими их потребностям: " Земля - крестьянам, фабрики - рабочим, долой войну! " Противники - буржуазия, дворяне, политическая и экономическая элита страны. Большевики выступали за смену власти и экспроприацию экспроприаторов - национализацию частного имущества в пользу государства.
| VI. Первичное закрепление
| 5 ответов на вопросы. Самопроверка.
1. Дата роспуска Учредительного собрания
2. На каком съезде было объявлено осоздании РСФСР
3. Причина разрыва с левыми эсерами?
4. Сколько точеск зрения было на вопрс о мире или войне с Германией?
5. Социальная политика большвеков
| Отвечают на вопросы, делают самопроверку
1. 06. 01. 1918
2. III Всероссийский съезд Советов
3. ратификация Брестского мира
4. 3
5. 8-мичасовой рабочий день, пособия по безработице, ликыидация сословного деления, уравнение прав мужчин и женщин, отделение церкви от школы и государства.
| VII. Итоги урока. Рефлексия.
| - Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги.
Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока?
- А теперь, закончите пожалуйста предложение.
1. Своей работой на сегодняшнем уроке я:
- Доволен
- Я не доволен, потому что…
2. Что мне сегодняшний урок дал для жизни?
- Мне показалось важным…
- Я понял, что…
- Я почувствовал, что…
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу,
| VIII. Домашнее задание.
| Параграф 5 учебника.
| Воспринимают задание, уточняют.
|
|