|
|||
Формулировка ограничений.
ЗАНЯТИЕ №55-57 ЗАДАНИЕ прочесть текст, ответить на вопросы СРОКИ 13. 05 ПОЧТА ДЛЯ ОТВЕТОВ buzasd@yandex. ru Понятие процесса принятия решения. Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив. Данный процесс — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия, на объект управления. В организационном аспекте данный процесс* представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи, Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений. На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда — взаимодействуя с другими людьми. Стадии процесса принятия решений. Типовые процессы принятия решений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему следует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в часто встречающихся проблемных ситуациях. Типовой процесс принятия решений включает: - предварительное формулирование проблемы; - определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности; - выявление и установление ограничений; - составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных; - сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем; - точное формулирование поставленной задачи; - анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма' решения; - разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы; - оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных; -принятие решения; -доведение решения до исполнителей; - выполнение решения и оценку результата. Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Наличие проблемы (критического рассогласования между желаемым положением и реальным) — это фактор, активизирующий усилия менеджмента. Существуют два подхода к определению проблемы. Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность. При этом выделяют: - осознание проблемы — установление факта ее существования в результате контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров; - определение проблемы — ответ на вопросы: что действительно происходит в организации, каковы причины происходящего и что за всем этим стоит. Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. Кроме того, весьма важно, чтобы все лица, связанные с разработкой управленческого решения, одинаково (однозначно) понимали суть проблемы. В основу определения приоритета проблемы могут быть положены следующие факторы: 1 последствия возникновения проблемы; 2 воздействие проблемы на организацию; 3 срочность разрешения проблемы и ограничения во времени; 4 мотивированность и наличие соответствующих способностей у участников; 5 возможность решения проблемы без участия менеджмента или в ходе решения других проблем. После обнаружения факта критического рассогласования между заданными (или желаемыми) и наблюдаемыми значениями параметров системы осуществляется диагностика проблемы. Диагностика проблемы. Первый этап в диагностировании сложной проблемы — выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Некоторые общие симптомы болезни организации — низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты и большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга, например чрезмерные издержки и низкая прибыль. Второй этап — установление причин возникновения проблемы. Третий этап — определение характера проблемы. Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, поскольку от этого зависит выбор основных подходов к ее решению. Проблема носит функциональный характер, если она проявляется и, соответственно, может быть решена на уровне функций организационно-производственной системы, т. е. если ее решение возможно: - при переходе на выпуск нового товара или услуги; - при изменении рыночного сектора; - при изменении положения и характера взаимоотношений с поставщиками (образование вертикально интегрированных структур — регрессивная интеграция), конкурентами (горизонтальная интеграция), системой распределения (прогрессивная интеграция); - при изменении форм собственности. Это наиболее сложные и ресурсоемкие проблемы, требующие пере- стройки и изменения всей организационно-производственной системы в целом. Проблема имеет структурный характер и, соответственно, может быть решена при изменении структуры организационно-производственной системы, если ее решение еще не требует изменения функций, но уже не может быть достигнуто путем изменения числовых значений отдельных параметров. Необходимость в структурных изменениях может возникать: - при изменении маркетинговой стратегии; - разработке схожего с выпускаемым нового товара; - перехода на новый тип договорных отношений с существующими партнерами (оферта, лизинг, факторинг и т. п. ). Проблема носит параметрический характер, если она может быть устранена изменением только параметров организационно-производственной системы. Формулировка ограничений. Общие ограничения: - ограничения несоответствия (неадекватность ресурсов); - кадровые ограничения (недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт); - финансовые ограничения (неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам); - ограничения научно-технического прогресса (потребность в еще не разработанной технологии); - рыночные ограничения (жесткая конкуренция); - правовые и морально-этические ограничения (законы и нравственно-этические нормы поведения); - ограничения полномочий. Кроме ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Оценка альтернатив. После составления перечня вариантов решения следует переходить к оценке каждой альтернативы. Оценка альтернатив включает определение достоинств и недостатков каждой из них и возможных последствий ее выбора. В силу неизбежности негативных последствий, связанных с любой альтернативой, почти все важные управленческие решения разрабатываются с учетом компромисса. Для успешной реализации управленческого решения необходимо выполнить следующие условия: - обеспечить достаточную мотивацию исполнителей; - предотвратить возможность возникновения искажений в понимании исполнителями принятого решения. Важный момент в оценке решений — определение вероятности осуществления каждого из них в соответствии с намерениями. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска. Обратная связь (контроль выполнения решения). После того как решение начало действовать, необходимо установить обратную связь для контроля и обеспечения соответствия фактических результатов тем, что планировались в период принятия решения. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь — это поступление информации о том, что происходило до, в процессе и после реализации решения. Она позволяет руководителю скорректировать действия, не допустив значительного ущерба. ВОПРОС существуют 2 альтернативы принятия решения: одно приведет к хорошим результатам сейчас, но в перспективе вероятно серьезное падение, а другое – не обеспечивает результат сейчас, но в перспективе ожидается рост. Приведите по 3 аргумента в пользу каждой альтернативы.
|
|||
|