|
||||||||||||
Д Ы М К О В С К А Я И Г Р У Ш К А
1. Место нахождения промысла: Искусство зародилось в Дымковской слободе, которая впоследствии вошла в состав города Кирова на реке Вятка.
2. Материал первоосновы: красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.
3. Способы украшения, материалы: материалы: игрушки расписывают темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывается взбитым яйцом, что придает блеклым краскам блеск и яркость. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
4. Способ создания изделий: Для создания изделия берут глину или песок из реки. Согласно классической технологии это должна быть вятская красная глина. Каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой. Основной деталью при лепке является тело. Сначала из кусочка глины, смешанной с мелким речным песком, создают шарик. Далее из него вытягивают необходимую форму. Чем плавней пройдет процесс, тем более красивой получится фигурка. Создание придатков (руки, ноги, голова и т. д. ) также проводится из шариков, но их объем меньше. «Детали» крепят к телу, а место соединения обрабатывают водой и глиной. В качестве декоративных элементов мастера порой используют колечки, канавки, колбаски. Например, для изготовления барыни первым делом лепят юбку конусообразной формы. Далее к ней присоединяют тело с вытянутой шеей. Следующим шагом становится крепление головы и рук. Завершающим этапом является облачение барышни в красивый платок, шляпку. Мужские фигурки создают немного иначе. Торс и голову крепят к ногам, представляющими собой две толстые колбаски. Если слегка изогнуть их нижние части получатся ножки. Туловище животного в заготовке напоминает конус. К острому окончанию крепят голову и шею. Конечности чаще всего крупные, слегка сужающиеся книзу. Хвост и рога присоединяют в последнюю очередь. 5. Виды продукции: Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции. Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
6. Методы лепки: Вытяжка. Основной кусок глины формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затемначинают вытягивать части тела — шею, руки, ноги — до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, выглаживая отдельны части и в завершение украшают игрушку накладными деталями. Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0, 5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Комбинированный метод, включающий в себя два предыдущих.
7. Зарисовать технические элементы узоров.
Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы. Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
8. Зарисовать технические элементы узоров.
9. Вид узора: Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага. 10. Композиция узора (образцы приложить). Название композиций: «хвосты», «крылья», «фартуки» и «платья»: 11. Использование в д/у: С дымковскими игрушками дети знакомятся в средней группе. Для начала можно показать все игрушки сразу. Воспитатель предлагает полюбоваться ими и послушать о них рассказ. При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их. При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки художественных произведений. Со старшими детьми проводят экскурсии в музеи или на выставки. Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведений искусства, внимательно выслушивает рассказы детей о виденном как в детском саду, так и на выставках. 12. Формы работы (конкретные названия, возр. гр. ): Знакомство с игрушкой, рассматривание альбомов, виртуальные экскурсии, беседы, раскрашивание готовых узоров, рисование готовых форм, лепка из глины, пластилина, соленого теста, роспись своих игрушек, аппликация @ Конспект одной из форм работы приложить.
Аппликация «Дымковская лошадка» для детей средней группы Цель: Создание аппликации по мотивам дымковской росписи. Программное содержание: Образовательные задачи: - продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки); -упражнять в вырезании кружочков, полосок, аккуратно работать с клеем; - учить составлять аппликацию из простейших элементов дымковской росписи; Развивающие задачи: - развивать речь, умения отвечать на вопросы воспитателя; -развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма Воспитательные задачи: -формировать эстетическое восприятие и творческие способности; - воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Материалы и оборудование: дымковские игрушки, посылка, письмо, картон с шаблоном игрушки - лошадки, заготовки элементов из цветной бумаги дымковской росписи, клей ПВА, кисточка для клея, салфетка, пластиковая подставка для выполнения аппликаций (на каждого ребенка). Ход НОД Организационный момент. Психологический настрой (установление эмоционального контакта) II. Основная часть Воспитатель. (стук в дверь, воспитатель выходит и заходит с посылкой в руках) Ребята, почтальон вручил мне посылку, а что же в ней, давайте вместе посмотрим. Дети смотрят и находят дымковские игрушки. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как они называются? Воспитатель: Да, эти игрушки называются дымковскими. Их делают мастера из Дымковской слободы. Ой, а здесь есть еще письмо. Воспитатель читает письмо. Здравствуйте ребята! Приглашаем вас в село Дымково на экскурсию и просим вашей помощи. На ярмарку нужно приготовить много игрушек, а мы - мастера не успеваем в срок. Помогите, пожалуйста! Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Тогда мы отправимся с вами в страну мастеров, в село Дымково. Воспитатель: А поедем мы с веселыми путешественниками. Звучит музыка «Веселые путешественники» Едут с движениями. (Демонстрация иллюстраций) Но прежде чем превратиться в мастеров, нужно вспомнить все что мы знаем о дымковской игрушке и правильно ответить на вопросы. Беседа по вопросам. -Как называется село, где делают дымковские игрушки? (Дымково). -От какого слова произошло название села? (дым) -Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины) -Как лепят дымковские игрушки? (фигурки лепят из целого куска глины, отдельные части прилепляют. ) - Где обжигают игрушки? (в печи) -На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый) -Какие узоры используют для росписи дымковских игрушек? (кружочки, полосочки, колечки, линии) -Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек (Красный, синий, зеленый, желтый, белый) Воспитатель. Молодцы, вы так много знаете о дымковской игрушке. Ребята, проходим в нашу мастерскую и присаживаемся за столы. Перед вами лежат дымковские лошадки, только мастера не успели их украсить, мы с вами им поможем, используя для этого ножницы и цветную бумагу. Но сначала потренируем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу, Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны). Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками, А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии); Будем мы игрушки печь (лепят ладошками, Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают). А в печи - не калачи (машут указательным пальцем, А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед). Воспитатель: Ребята, посмотрите какая дымковская лошадка получилась у меня (демонстрация образца) каким узором она украшена? (кружочками, полосками). Какого цвета бумагу я использовала для украшения? (синюю, красную, черную). Воспитатель: А другую цветную бумагу можно использовать для украшения лошадки (да, можно). Воспитатель: Да, дымковскиемастера использовали яркие краски: синие, желтые, красные, зеленые. Воспитатель. Прежде чем приступить к работе предлагаю немного отдохнуть и превратиться в красивых лошадок: (физ. минутка) Самостоятельная работа детей. Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель напоминает правила работы с ножницами при выполнении аппликации, закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов дымковской росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы вырезывания. III. Рефлексия Воспитатель: Какие замечательные, красивые лошадки у нас получились. Яркие, нарядные, красивые. Какие вы все молодцы! Дымковские мастера благодарят вас за помощь! Теперь на ярмарке будет очень много игрушек. В каком селе мы побывали? Как называются игрушки, с которыми мы познакомились? Из чего их делают? Легко ли быть мастером, придумать узор, выполнить работу аккуратно? (Дети высказывают свое мнение) А теперь ребятки, нам пора возвращаться в детский сад! Под музыку «Веселые путешественники «дети возвращаются в группу.
13. Описать процессуальную игру по изображению композиционных элементов, узоров по мотивам промысла. Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке» Цель: 1. Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов. 2. Исключить лишнее не характерное для данной игрушки. Руководство: Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.
14. Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Дымковской игрушке (приложить). Няня В кокошнике няня, На руках Ваня. И хорош, и пригож Ваня, Не забудь няню, Когда подрастешь.
15. Литература для чтения детям о промысле: Величкина, Г. А. Дымковская игрушка / Г. А. Величкина, - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24с Лыкова, И. А. Дымковская игрушка / И. А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005. - 56 с. Пономарева, Е. А., Иванова, С. А. Дымковская игрушка / Е. А. Пономарева, С. А. Иванова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. - 17 с. 16. Методические статьи о Дымковской игрушке: Доронова, Т. Н. Использование дымковской игрушки в работе с детьми / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12. - С. 13-14. Тихонова, О. Декоративная лепка в детском саду / О. Тихонова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С. 36-40.
|
||||||||||||
|