Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МУЗЫКА 7 класс 11.01.2021



Тема урока: Революция в музыке. Игорь Стравинский.

Задание: записать тему урока, ФИ и годы жизни композитора, записать определения терминов, посмотреть видеофрагмент из балета «Петрушка», записать название балета в тетрадь. Сканы или фотографии работ прислать на почту: polyanskie-di@mail. ru

 

Стравинский был одним из величайших композиторов ХХ столетия, игравшим ключевую роль в развитии самых разных направлений в музыке на протяжении почти полувека…

Игорь Стравинский (1882-1971) - русский композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества она несёт яркий отпечаток русской культурной традиции, импрессионизма и романтизма. Стилистика позднейших сочинений выдаёт влияние неоклассицизма, Новой венской школы (экспрессионизма) и даже Джаза.

Балет — от итальянского «танцевать» - музыкально-драматический спектакль, основанный на слиянии музыки, хореографии и ИЗО.

Днем рождения балета во всем мире принято считать 15 октября 1581 года. Именно тогда во Франции итальянский балетмейстер Бальтазарини представил на суд публики свое творение, которое называлось «Церцея, или Комедийный балет королевы». Продолжительность представления составляла около пяти часов.

Придворный балет

Первые французские балеты в своей основе имели придворные и народные танцы и мелодии. Наряду с музыкальными, в спектакле были и разговорные, драматические сцены.

Росту популярности и расцвету балетного искусства способствовал Людовик XIV. Придворные его эпохи сами с удовольствием принимали участие в спектаклях. Сам монарх получил свое прозвище «Король-солнце» из-за роли, которую он исполнил в одном из балетов придворного композитора Ж. -Б. Люлли.

В 1661 году Людовик XIV стал основателем первой в мире балетной школы — Королевской Академии танца. Руководителем школы стал Люлли, который определил развитие балета на следующее столетие.

С 1681 года участие в балетных спектаклях становится доступным и для женщин (раньше танцовщиками балета были лишь мужчины). Свой законченный вид как отдельный вид искусства балет получает лишь во второй половине XVIII столетия благодаря сценическому новаторству французского балетмейстера Жан Жоржа Новера. Его реформы в хореографии отводили активную роль музыке как основе балетного спектакля.

Либретто – литературная основа балетного спектакля.

В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. Либретто основывается на литературном произведении и пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи.

Автора либретто называют либреттист.

Балетмейстер - постановщик танцев в балете

Кордебалет - артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера (балерина и артист балета)

Композитор пишет музыку для балета, художник создает костюмы и декорации.

Какая роль в балетном спектакле отведена оркестру? ( он сопровождает танцы героев, выступает как равноправный партнер действующих лиц балета, а иногда и как самостоятельное действующее лицо ).

Где находится оркестр во время спектакля? ( в оркестровой яме )

Кто руководит? ( дирижер )

А как называется платье балерины? ( балетная пачка )

А ее обувь? ( пуанты )

Пуа́ нты — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног, что делает позу менее бытовой и более возвышенной.

Возникнув как средство образной выразительности с наступлением эпохи романтизма, первоначально применялись для ролей фей, богинь и прочих волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их неземное происхождение — тогда как «простым смертным» отводился танец на полупальцах или в характерных туфлях на каблучках. В балете времён академизма также подчёркивали социальные различия между благородными героинями и их окружением обычного происхождения.

Записать!!!

· па-де-де - танец вдвоем

· па-де-труа - танец втроем

· гран-па - танец солиста и кордебалета

· адажио - медленный лирический танец главных героев

3 основных компонента балета:

Классический - он очень красив и изящен. В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы.

Характерный - это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец воспроизводит движения народных танцев.

Пантомима — выразительные телодвижения, немые объяснения, передача чувств или мыслей лицом и всем телом.

Балет " Петрушка" Действие балета происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья, будто списанного с натуры, - настолько ярко, красочно, достоверно изображены народные сцены.

Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен.

Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.

Балет «Петрушка» — это балет о личной свободе и несвободе артиста, в нём сплетаются и ярмарочные гулянья, и романтическая история, и русский народный театр. Спустя сто лет балет «Петрушка» все ещё актуален и интересен зрителю, это живая картина лирического мира кукол и жестокого мира людей, которая переплетается в едином хороводе танца.

Просмотрите фрагмент балета https: //www. youtube. com/watch? v=vFy4K_JB1AU



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.