Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Пути повышения мотивации к изучению английского языка»



 

Порошина Светлана Вячеславовна,

Учитель английского языка МБОУ « Гимназия № 4 г. Вельск»

Sweetporoshina@mail. ru

 

 

«Пути повышения мотивации к изучению английского языка»

Аннотация: Мотивация является одной из фундаментальных и актуальных проблем психологии и педагогики. Она является ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности и, вследствие этого представляет исключительный интерес для педагога реализующего цели современной школы в условиях перехода на ФГОС. В статье рассматриваются виды мотиваций, способы и методы повышения мотивации у обучающихся иностранному языку, факторы и приёмы положительно влияющие на повышение мотивации.

Ключевые слова: мотивация, виды мотивации, способы, приёмы и методы повышения мотивации.

 

«В любых делах при максимуме сложности

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А не желанье – множество причин».

Э. Асадов

 

Главный замысел ФГОС - это  достижение нового качества образования, соответствующего современным запросам личности, общества и государства. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока. Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. У многих возникает вопрос, какие существуют причины изучения английского языка? Проведя опрос среди учащихся 5-9 классов, с целью установления у обучающихся существующих мотиваций к изучению именно английского языка, какова роль этого языка в их жизни и какие данный язык дает перспективы в современном мире, были сделаны следующие выводы:

- Одним из самых частых ответов, на вопрос, в чем заключалась ваша мотивация для изучения английского языка, являлось стремление узнать, о чем поет тот, или иной англоязычный исполнитель или же группа.

-Еще одной группой отвечающих на наш вопрос стали те, кто начал изучать английский язык, чтобы прочитать этикетки на одежде, ярлыки; понимать рекламные слоганы на английском языке.

- Если брать совершенно другие причины мотиваций, то для многих именно английский язык самым непосредственным образом связан с выбранной профессией, и для того, чтобы стать высококвалифицированным профессионалом им требуется изучить английский. Надо отметить, данная цель вполне заслуживает уважения, и говорит о том, что те, кто ее преследовал, являются вполне целеустремленными людьми и наверняка станут неплохими профессионалами в своих областях.  

-Также хотелось бы обратить внимание на такую цель изучения английского, как путешествие в Европу и другие страны; кто-то говорил о том, что он хочет переехать в Америку.

Как показал опрос причины изучения английского языка достаточно разнообразны и мотивации у каждого ребенка свои, но обратим внимание, что, сколько бы ни существовало причин, сколько бы не было мотиваций, именно изучение английского языка у всех опрошенных людей стало единой целью, которую они успешно осуществляют в школе. В ходе проведенного исследования, изучать английский язык нравится большинству ребят, потому что это интересно, познавательно и обязательно пригодится в будущем.

Самым широким по мнению Л. С. Выгот­ского является понятие мотивационной сферы, вклю­чающее и аффективную, и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. [6, 280]

  В общей структуре мотивации обычно выделяют основной мотив (или внешнюю мотивацию) и частные мотивы (или внутреннюю мотивацию). Классификация мотивов учебной деятельности (П. М. Якобсон) [6, с. 238-256]:

    Внутренняя мотивация – мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. Сам процесс приобретения знаний побуждает овладевать определенным кругом знаний, умений и навыков. В основе здесь лежат любознательность, стремление узнать новое; обладает наивысшей степенью педагогического воздействия.

    Внешняя мотивация – мотивы, лежащие вне учебной деятельности как таковой (например, если он не будет учиться, то появятся определенные неудобства и неприятности), здесь – широкие социальные мотивы в виде комплекса стремлений и чувств внутреннего долга, а также мотивы более личного характера. Процесс учения воспринимается как жизненная необходимость или как дорога к личному благополучию. Внешняя мотивация обладает меньшей степенью педагогического воздействия; привлекает не сама деятельность, а лишь то, что связано с ней. [4, 48]

    Внешняя мотивация нацеливает учащихся на достижение конечного результата. Здесь важно строить процесс учения таким образом, чтобы на каждом этапе ощущалось продвижение к поставленной цели. Для усиления влияния широкой социальной мотивации следует:

 1. использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (кино-видеофильмы, мультимедиа, дистанционное обучение при помощи специальных программ, литература и т. д. );

2. проводить беседы: «Сколько языков на планете? », «Кто такие полиглоты? », «Какой язык один из самых распространенных в мире? », «Иностранный язык в быту», «Контакты жителей нашего города с иностранцами», «Английские слова в русском языке» и т. д.

При повышении мотивации в обучении учащихся иностранному языку в средней школе важное место занимает учет возрастных и психологических особенностей подростков. Ведущую роль в развитии школьника-подростка играет общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Это очень сложный период – это период от детства к взрослости. Специфическая социальная активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения, которые существуют между взрослыми людьми. Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуманная формулировка учебного материала позволяет оптимизировать процесс общения при обучении иностранному языку, а также способствует развитию личности учащегося.

       Познавательная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Познавательная мотивация, представляет особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой. Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях данного образовательного учреждения. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение ее понимания, т. к. формирование мотивации – это не перекладыванием учителем в головы учащихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно -ценностной сферы. При этом, при овладении иноязычной культурой вовсе небезразлично какие мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности.

      Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские. Формированию прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках. Эффективным методом, разновидностью игры, при повышении мотивации к изучению иностранного языка на старшем этапе является использование деловой игры. В процессе работы широко используются игровые моменты: игры на понимание речи ( «Найди пару», «Сядь», «Собери коллекцию»), на запоминание слов и конструкций «Послушай и покажи», «Эхо», «Разведчик», «Светофор» «Снежный ком» и др. ), игры с рифмовками для тренировки произношения и расширения лексического запаса ( «Мыши водят хоровод», «Горячая картошка» и др. ), игры на отработку звуков, букв и правил чтения («Парад звуков», «Поле чудес», «Лото», Домино», и др. ), ролевые и деловые игры («Суд», Ток-Шоу», «Своя игра», «Пресс – конференция», «Радиопередача» и др. ) Игры с песнями и движениями («Алуетта», «Вверх, вниз, повернись! » и др. ) – самый легкий способ отработать произношение и обогатить словарный запас.

Повышению мотивации способствуют различные приёмы:

1) Разнообразные формы проведения уроков, в том числе и нетрадиционные: Уроки-экскурсии, уроки-конференции, уроки-диспуты, уроки –телемосты, уроки-путешествия повышают интерес к языку у учащихся.

2) Работа с газетными материалами, способствует расширению словарного запаса, совершенствованию навыков чтения и перевода.

3) Применение новых информационных технологий. ТСО не только помогают организовать поле восприятия (зрения и слуха), но и представляют учащимся свободу для собственной интерпретации ситуации в зависимости от степени овладения языком. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.

3) Музыка. Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока.

4) Олимпиады, конкурсы.

Участие в олимпиадах(в том числе и дистанционных) является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Олимпиады и конкурсы мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение.

5) Внеклассная работа по предмету является одним из путей повышения качества обучения, предполагает высокую мыслительную активность учащихся, повышает их творческую инициативу и способствует повышению мотивации к изучению предмета. Увлекательные формы работы, способствуют углублению языковых знаний, формированию и развитию языковой компетенции у учащихся. Эффективно организованная внеклассная работа в различных формах должна стать логическим продолжением учебной работы и непосредственно способствовать развитию мотивации.

6) Стимулирующим фактором при овладении английским языком является использование межпредметных связей. Межпредметные связи, во-первых, представляют опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и различных умений; во-вторых, позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, в-третьих, обеспечивают полноту знаний. [1, 25]

 7) Не менее интересной и продуктивной является методика «эмоционального стимулирования». В чем же суть данной методики и как она осуществляется на практике? Известным фактом является то, что когда мы испытываем положительные эмоции, любая информация воспринимается нами гораздо лучше, а наша память работает при этом в несколько раз активнее, а значит и запоминание даже сложной информации осуществляется эффективнее. Именно поэтому суть данной методики заключается в том, что изучение английского строится на положительных эмоциях, которые мы испытываем на просмотре, например, любимых англоязычных фильмов, мультиков, на прослушивании музыкальных произведений и на чтении классики на английском языке. Данная методика достаточно специфическая, но ее эффективность вполне высокая, главное, чтобы в процессе обучения ребят сопровождал квалифицированный педагог, который бы контролировал весь ход обучения и вовремя направлял его в нужное русло. «Преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности. » (Леонтьев А. А. ) [5, 43]

8)Одним из основных факторов, способствующих формированию принципа значимости знаний и интереса к изучению иностранного языка, является личность и авторитет учителя, его умение интересно преподавать предмет. «Задача учителя заключается в том, чтобы не только рассказать, какое значение имеет знание ин. яз. для любого образованного человека, но и быть в состоянии поддерживать интерес к изучению языка, стимулировать желание изучать язык. Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения, средством получения информации, когда они слушают, говорят и читают на этом языке. » (Рогова Г. В. ) [ 5, с. 36]

Повышение мотивации к изучению английского языка возможно за счет:

1) разнообразия приемов и форм работы;

2) использования таких приемов, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;

3) большей самостоятельности учащихся в выполнении действий при овладении учебным материалом;

4) формирования таких отношений взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и в коллективе учащихся, с другой стороны, которые бы вызвали у школьников веру в успех и желание действовать вместе.

Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки английского языка, предоставляют учителю большие возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов обучающихся.

 

Ссылки на источники:

 

  1. Долгова Л. А. Межпредметные связи как средство мотивации учебно–воспитательного процесса по иностранному языку. – М.: Просвещение Иностранные языки в школе №6, 1998. – 25-26 с.
  2. Кудашева М. А. К вопросу о мотивах изучения иностранного языка учащимися старших классов – М.: Просвещение Иностранные языки в школе №5, 2005. – 39 с.
  3. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком. – М.: Просвещение, 2011 – 32 с.
  4. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Мн. 1996–522 с.
  5. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -280с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.