|
|||
Музыка 7 класс (15.02). Тема урока: Творчество Альфреда Шнитке. Задание: записать тему урока, краткий конспект биографии композитора, определения Циклические формы, цикл, сюита. Прослушать музыкальные произведения и выполнить письменную работу.
Сканы или фотографии работ прислать на почту: polyanskie-di@mail. ru Музыка 7 класс (15. 02) Тема урока: Творчество Альфреда Шнитке Задание: записать тему урока, краткий конспект биографии композитора, определения Циклические формы, цикл, сюита. Прослушать музыкальные произведения и выполнить письменную работу.
Музыка выдающегося отечественного композитора А. Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий от 18 до 20 века. Свободное совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки. Намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений, свойственны Альфреду Шнитке. Альфре́ д Га́ рриевич Шни́ тке (1934 — 1998) — советский и немецкий композитор, педагог и музыковед. А. Шнитке родился в городе Энгельсе. Отец – Гарри Шнитке был журналистом, русско – немецким переводчиком. Мать – Мария Фогель преподавала немецкого языка в школе. Альфред был старшим из трёх детей в семье Шнитке. В возрасте 14 лет юный музыкант поступил на дирижёрско-хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции в Москве. (Сейчас это музыкальный институт имени Шнитке) Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. А выделялись аристократы только богатством и властью. Но со временем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, возникли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танцевали свои, бальные танцы. Эти танцы значительно отличались от народных, хотя все они произошли от народных и даже сохранили их названия. И менуэт, и гавот, и вальс, и мазурка, и даже печальная, задумчивая сарабанда когда-то были народными танцами, но звучали они по-другому и танцевали их тоже иначе. Бальные танцы появились в XV веке в Италии, а несколько позже, в XVII веке, распространились по всей Европе. С появлением бальных танцев появились придворные музыканты. Они делали и записывали специальные обработки народных танцев, приспособленные для аристократических балов. А чуть позже придворные музыканты стали сами сочинять и записывать танцевальные мелодии. На балах вырабатывался свой этикет, который включал в себя также и определённую последовательность танцев. Как правило, бальные танцы объединялись в пары, включавшие быстрый и медленный танец. В XVI веке самой распространённой была пара, включавшая в себя павану и гальярду. ( старинные испанский и итальянский танцы). Этим танцам, идущим друг за другом, придворные композиторы стали придавать общие черты. Так появилась двухчастная танцевальная сюита. Мода на танцы изменялась, популярными становились другие танцы, но, как и прежде, они объединялись в контрастные пары: медленный и быстрый. Медленная аллеманда и живая, подвижная куранта, очень медленная сарабанда – испанский танец-шествиеи стремительная жига. И другие танцы со временем вошли в сюиту – менуэт, гавот, контрданс, англез. Традиция бальных сюит уходила в прошлое, но композиторы с удовольствием писали эти танцы уже просто для концертного исполнения. Сюита как жанр не исчезла, появилась в творчестве композиторов – романтиков Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского. А в двадцатом веке снова зазвучала танцевальная сюита – в творчестве одного из лучших российских композиторов – А. Г. Шнитке. Сегодня мы познакомимся с вами с этой прекрасной музыкой «Сюита в старинном стиле». Циклические формы - музыкальные формы произведения, состоящие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. К циклическим формам относятся Соната, Симфония, Концерт, Сюита. Цикл - ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. Сюи́ та — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких частей, обычно контрастирующих между собой. «Сюита в старинном стиле» Альфреда Шнитке включает в себя пять частей, каждая из которых имеет своё название: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга» и «Пантомима». Послушаем 3 часть сюиты «Менуэт» https: //www. youtube. com/watch? v=Wu5uk2tAyF0
А теперь для сравнения послушаем Менуэт Й. С. Баха из сюиты (XVIII век) https: //www. youtube. com/watch? v=6FOznBMoySg Письменная работа Сравнение стилистических особенностей. КРАТКО СВОИМИ СЛОВАМИ! 1. Можно ли принять два менуэта за произведения одной эпохи? 2. Что позволяет Шнитке так точно имитировать стиль барокко? 3. Какие черты отличают его музыку от музыки Баха?
|
|||
|