|
|||
Народы ханты и мансиКоренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским (югорским) – родственный венгерский язык. Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси – 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16256 человек, манси – 7021 человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях. Как считают археологи, человек появился в Западной Сибири в VI - V тысячелетиях до нашей эры. Более древних, палеолитических, памятников здесь пока не обнаружено. Есть находки мезолитических орудий труда, например наконечники копий с кремневыми и костяными вкладышами. Более поздние памятники культуры предков хантов и других народов Западной Сибири - эпохи неолита и бронзы в III - II тысячелетиях до нашей эры - исследованы лучше. Манси - народ, родственный хантам. Они очень близки между собой по культуре, много общего у них и в происхождении, и в истории, порой их трудно отличить друг от друга. Обь - исконно хантыйская территория. Манси появились здесь поздно, уже в конце XIX века. На Обь, в район Березова, они пришли с Северной Сосьвы. В XIX веке началось перенаселение манси дальше на север и восток. В Полновате большинство жителей представлено обскими хантами, поэтому и манси, давно здесь живущих, тоже считают хантами. Немалую роль играют и смешанные браки между манси и хантами. Ляпинские Ромбандеевы в похозяйственных книгах тоже записаны хантами. В районах, где соседствуют разные народы, часто приходится наблюдать путаницу в этнонимах. Судя по фамилиям, можно считать, что манси передвигались с запада на восток и с юга на север, тесня в этих направлениях хантов. Этот процесс длился довольно долго, очевидно с XIII - XIV до начала XX века. Сначала, в XIII - XIV веках, это движение было связано с освоением земель коми-зырянами и русскими в Прикамье. Угорское население уходило от ясака, и от христианизации. Позднее, в XV - XVI веках, русские стали осваивать землю по Уралу и в Зауралье. Вслед за промышленниками, купцами шли вольные переселенцы, миссионеры. Особенно известен своей миссионерской деятельностью Стефан Великопермский, обративший в крестьянство многих коми-зырян и манси. На юг Западной Сибири еще в VI - IX веках из Казахстана и Алтая начали переселяться тюрки. Затем сюда пришли татаро-монголы. Части угорского населения (вероятно, это были ханты) по Туре Иртышу и их протокам, а часть вытеснили на север. Большие миграции на север и восток производили и позднее, особенно в XVIII веке, когда под руководством христианской церкви в Сибири Филофея Лещинского проводилась массовая христианизация обских угров. Таким образом, получается, что группа современных манси сформировалось сравнительно недавно в XVII - XIX веках. Отсюда такое большое сходство в культуре манси и хантов. Всю территорию Сибири коренное население не могло освоить. Подавляющая часть сибирских племен находилось на очень низком уровне хозяйственного и общественного развития. В основном это были рыболовы и охотники, на севере - оленеводы и лишь на юге скотоводы, некоторые занимались примитивным земледелием. Орудия и утварь из дерева, коры, кости и камня преобладали в их быту. Большое значение в присоединении Сибири к России имело хозяйственное освоение территорий и ее природных богатств, развитие ее производственных сил. Здесь стали, распространятся более прогрессивные формы экономики (пашенное, земледелие, животноводство с оседлым образом жизни), ремесло, обрабатывающая промышленность, торговля. Производственная деятельность русского населения благотворно влияла на совершенствования хозяйства коренного населения Сибири. Во второй половине XIX в. К. Ф. Карьялайнен говорил о религии северных народов: «У современных остяков (хантов) мир духов очень богат, настолько богат, что наверное никогда никому не удастся выявить число и имена всех этих духов». Проблемами религии северных народов занимались русские, финские, венгерские ученые. Не прекращается исследовательская работа и в настоящее время. Медведь, лось и лягушка почитались повсеместно. Кроме того, зафиксировано особое отношение к животным и птицам со стороны представителей отдельных семей. Например, на Сыне только Еприны не могли убивать журавля, только Куртамовы не могли добывать горностая. На Казыме священными считались летучая мышь, пескарь, кошка; на Васюгане, Агане и Пиме – бобер. С каждым из запретных животных люди связывали свою жизнь, благополучие. Медведя почитают, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры, подгонять лося к самострелу охотника. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: «Если я взял зверя из чужой ловушки то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями». Лесным человеком медведя называли не случайно. В отношении к этому зверю сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, он зверь, объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник, родоначальник. Это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на землю. Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение исследователи усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Церемонии в течение всего праздника направлены в адрес родственника-предка. Но не только с животными люди связывали свою судьбу, а и с предками. Современный обычай чтить память умерших уходит корнями в глубокую древность. На заре истории людям было чуждо представление о полной смерти и смерть принималась как переход из одного состояния в другое, из одного мира в другой. Поэтому люди полагали, что ушедшие в другой мир небезучастны к судьбе оставшихся и если по отношению к ним проявлять заботу, то такую же заботу проявят и они к своим потомкам. Предки хантов искали поддержку и у деревьев. Пару растущих рядом больших деревьев называли дедушкой и бабушкой; кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры. Дедушками и бабушками называли не только деревья, но и отдельные мысы – как на Васюгане мыс Пяй-ими «Старушка», вдающийся в озеро Тух-эмтор. Проповедники христианства удивлялись, когда узнали, что ханты такой мыс почитают больше, чем Иисуса Христа. Много тысячелетий насчитывает почитание огня, особенно домашнего очага. У хантов есть сказка: «Муж с женой пошли в тайгу, остановились на ночлег, развели костер, переночевали. Утром мужчине случайно на руку уголек от костра упал, обжег руку. Мужчина рассердился и стал топором рубить костер. Жена сказала, что нельзя этого делать. Пошли дальше. Вечером остановились для ночлега и не могли разжечь костер. У них девочка была. Огонек маленький разгорелся и сказал, что его изранили и теперь нужно отдать ему девочку – больно ей не будет. Они в огонь девочку поставили, она засмеялась и куда-то потерялась». У многих народов Сибири огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь предсказывает большие события, разговаривая треском, писком. Были даже особые специалисты, которые могли с ним общаться. В огонь, по повериям хантов, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. Для задабривания ему приносили жертвы: брызгали жиром или вином, лили немного крови, бросали кусочки пищи или красные платки. Матери всех огней Чораснайанки на Югане приносили в жертву оленя белой масти. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет «нечистоту» с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков хантов был одним из первых богов: не случайно в приведенной сказке имеется указание на человеческое жертвоприношение. Богами были и фантастические человекоподобные существа. Из них наиболее известен «хозяин рыб» – Обской старик, высеченный из дерева, у которого нос был «аки труба жестяны, очеса стеклянны…». Его изображение стояло у впадения Иртыша в Обь и «притягивало» рыбу носом, как хоботом. У иртышских хантов была известна своей неограниченной властью богиня Санге, которая пребывала в стороне восходящего солнца и вообще ассоциировалась со светом. Считалось, что с лучом солнца она посылает душу новорожденного, и только благодаря ей происходит зачатие. Северные ханты поклонялись Мув-керты-ху «За миром наблюдающем человеке», который объезжает землю на белом коне и наблюдает за жизнью народа, а нуждающимся оказывает помощь. Для того, чтобы эта помощь была существенной и своевременной, каждая семья хранила небольшое изображение всадника из светлого дерева – березы. Вопрос о том, почему фигурка всадника должна быть обязательно из березы, не так прост. По традиционным представлениям хантов, как и некоторых других народов, белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие. Не случайно к числу священных относились имеющие чисто белый цвет горностай, лебедь, береза и др. В связи с этим береза, береста, с одной стороны, осмыслялись как повседневные вещи и были лишены сакрализации (полозья нарт, дрова и т. д. ), а с другой стороны требовали ее. На березу, например, подвешивали подарок для небесного бога или божества Санге, означающего свет, белизну. Береста играла заметную роль в шаманских представлениях. Берестяное полотнище подстилали под гроб и им же накрывали гроб с телом умершего. Считалось, что за берестяной перегородкой находится другой мир, что она навсегда отделяет ушедшего (возможного носителя болезни или смерти) и тем самым спасает других. Возрождение Ханты - Мансийка как центра автономного округа началось с 1993 года, когда окружная власть добилась права самостоятельно формировать свой бюджет, это явилось основой для принятия закона о городе Ханты - Мансийке как центре автономного округа. С обретением реального статуса окружного центра город стал активно строится, на центральных улицах появилось много общественных зданий: Дом юстиции, бизнес-центр, филиалы «Запсибкомбанка», компании «Юкос», «ЛУКойл», УВД, отделение Пенсионного фонда, Ханты - Мансийский банк, окружная больница, Центр искусств для одаренных детей Севера. И все это служит нуждам не только жителей города, но и всего округа. Ханты-Мансийск развивается сегодня как административный, деловой культурный и спортивный центр округа. Здесь сосредоточена исполнительная окружная и законодательная власть, разместились структуры, без которых невозможно осуществлять управление округом. С начала 1993 года Ханты-Мансийск стал постоянным местом проведения российских и международных конкурсов на право разработки нефтяных месторождений. В последние годы город заставил говорить о себе как о столице российского биатлона. На конгрессе международного Союза биатлонистов Ханты-Мансийск получил право на проведение первенства мира по биатлону среди юниоров в 2001 году и чемпионата мира в 2003 году. В Ханты - Мансийке действуют научные учреждения, старейшее из них - Обь-Тазовское отделение Сибирского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института рыбного хозяйства, образованное в 1927 году. В декабре 1991 года создан НИИ возрождения обско-угорских народов. Еще одно научное учреждение - Институт повышения квалификации и развития регионального образования. В 1994 году в Ханты - Мансийские открыто отделение Петровской академии наук и искусств. Большую роль в сохранении духовности, приобщении горожан к истории края играет окружной краеведческий музей - Музей природы и человека. В 1997 году открыт филиал окружного музея - Дом мастерская художника Г. Райшева. Главной библиотекой города является государственная окружная библиотека. Начало книжной коллекции библиотеки положено в 1930-е годы, основы фонда составили книги, подаренные интеллигенцией города и Тобольским краеведческим музеем. Сегодня окружная библиотека - самое крупное книгохранилище города. Нынешняя территория Ханты-Мансийского округа имеет историческое название Югорская земля. Югра издавна была известна русским, с XI в. сюда стали проникать новгородские купцы, торговавшие пушниной, застав у племен остяков и вогулов зачатки государственности. Так, среди государственных образований племен, населявших Югру, выделялось Пелымское княжество. Однако под напором русского освоения Сибири протогосударственные образования были смяты. Долгое время в российской истории край служил местом ссылки. В 30-е гг. XX века было теоретически доказано существование запасов нефти и газа на территории округа. Первая югорская нефть была добыта в 1960 г. около Шаима, первый газ - в 1963 г. близ Березова. С этих пор началось интенсивное промышленное освоение недр Ханты-Мансийского округа, который превратился в дальнейшем в основную базу нефтедобычи СССР, а затем России. В настоящее время Ханты-Мансийский автономный округ — Югра является основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира В состав ХМАО входит: Сургут, Нижневартовск, Нягань, Когалым, Радужный, Мегион, Лангепас, Урай, Ханты-Мансийск, Лянтор, Югорск, Советский, Нефтеюганск, Пыть-Ях. Одними из наиболее важных нефтяных городов ХМАО являются городов братьев являются Нефтеюганск и Пыть-Ях. Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность этноса ханты составляет 30943 человека. Из них в Югре проживает 19068 человек, то есть 61, 6 % от общей численности всех ханты; на Ямале — 9489 человек, то есть 30, 7 % всех ханты и в Томской области живёт 718 человек — 2, 3 % от общей численности народности. Общая численность манси по переписи 2010 года составляла 12269 человек, к настоящему времени число владеющих национальным языком — менее 1000. На протяжении сотен лет оленеводство являлось основой жизненного уклада и культуры коренных народов Севера. Поэтому в наше время его с полной уверенностью можно считать этносберегающим видом традиционной культуры. В 1990-х годах поголовье оленей сократилось с 50 до 25 тыс. голов в 2000 году. Затем ситуация выправилась, и в 2010 году в Югре насчитывалось 33 тыс. оленей. В настоящее время отрасль постепенно расширяется, поголовье оленей восстанавливается. В 2015 году численность животных составила 39 248 голов (с перспективой увеличения до 46 620 голов к 2020 году). В Югре в сфере оленеводства занято более 2000 человек. Культурный ландшафт ХМАО — Югры определяется как доминирующим населением, так и населением, имеющим отличительные особенности народов Севера (прежде всего ханты, манси, ненцы, селькупы и др. ), возрождение и развитие духовности которых стало общегосударственной задачей Российской Федерации. В регионе с 2013 года принята стратегия политики органов государственной власти в сфере культуры, ежегодно Правительство ХМАО — Югры делает доклад в Думе Автономного округа по данной деятельности. Правительство Югры уделяет особое внимание благополучному и устойчивому развитию народов Севера, проживающих на территории региона. В 2016 году обрядовый комплекс северных хантов «Медвежьи игрища», восстановленный по инициативе мансийского писателя Ювана Шесталова, был внесён в федеральный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России и получил дополнительную поддержку со стороны государства. Общая инфраструктура учреждений культуры на территории Автономного округа включает многочисленные историко-краеведческие и антропологические музеи и организации, библиотеки, учреждения образования (включая этнографические коллективы), театры, кино, научные коллективы, объекты духовности и веры, места с достопримечательностями региона.
Литература: 1. Волжина С. Ю. Ханты-Мансийский автономный округ в лицах датах и фактах. Тюмень, 2000. 2. Соколова З. П. Путешествие в Югру. М., 1982. 3. Славин С. В. Советский Север. М., 1980. 4. Перепись населения 2010. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Федеральная служба государственной статистики. 5. Народы Северо-Западной Сибири. Под ред. Н. В. Лукиной. Томск, 1994. 6. История и культура хантов. Под ред. Н. В. Лукиной. Томск, 1995.
|
|||
|