Приложение
Тема доклада: Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста через произведение художественной литературы.
| 1 слайд
| В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
| 2 слайд
| Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО:
1. Единый структурно-организационный подход;
2. Единый психолого-педагогический методологический подход;
3. Принцип организации инклюзивного образования;
4. Направленность основных образовательных программ ДО и НОО;
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
| 3 слайд
| См. на слайде – информация о преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО
| 4 слайд
| ФГОС ДО В ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.
| 5 слайд
| Почему мы исследуем данную тему?
Ежегодно по данным Института Исследования детства Российской Федерации наблюдается увеличение количества детей с нарушенным темпом психического развитии, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера)отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
| 6 слайд
| Современные психологи (О. А. Защиринская) отмечают следующие черты незрелости– это непосредственность, поверхностность переживаний, преобладание эмоционального мотива поведения, слабость волевого усилия, несамостоятельность, а также лабильность (неустойчивость) настроения – качество, которое характеризуют личностную незрелость.
| 7 слайд
| Дэвид Векслер (12. 01. 1896 – 02. 05. 1981) — американский психолог и психиатр, психодиагност.
Д. Векслер предложил определять интеллект, как совокупность способностей, или глобальная способность индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением.
| 8 слайд
| Эмоциональный интеллект– это самотивация, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушить способность думать, сопереживать и надеяться.
Эмоциональный интеллектдля старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка к эмпатическому взаимодействию, позитивное регулирование речевого поведения и речевой деятельности.
| 9 слайд
| Условия развития детей:
Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям;
Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей);
Установление правил взаимодействия в различных ситуациях;
Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей.
| 10 слайд
| Пять главных составляющих ЭИ:
Самосознание;
Самоконтроль;
Эмпатия;
Навыки отношений;
Мотивация.
| 11 слайд
| Распознавание и передача эмоций– сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний и уровня развития. Исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста могут верно воспринимать эмоциональное состояние человека. Точнее определяют радость, восхищение, веселье, но затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Это объясняется тем, что дети имеют недостаточные представления об эмоциональных внутренних состояниях человека.
Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно через развитие связанных с ним качеств, например, речи.
| 12 слайд
| Для определения эмоционального интеллекта дошкольников мы используем диагностические методики, которые помогают выявить эмоциональную направленность детей. Это методики: «Дорисовывание мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания», «Что – почему – как».
| 13 слайд
| Мы развиваем эмоциональный интеллект, через литературные произведения и подходящую к тексту иллюстрацию эмоций. Для этого используем сюжетные картинки, на которых изображены эмоциональные состояния и чувства людей. На доступном дошкольнику уровне происходит знакомство с выражением чувств людей и их словесным обозначением. Для каждого чувства подобраны сюжетные картинки, которые позволяют более точно раскрыть данное состояние и включить определяющее его понятие в контекст житейской ситуации.
| 14 слайд
| Работу со словарным материалом предлагаем начинать с небольшого рассказа или рифмованного текста с опорой на иллюстрацию. Необходимо не только зачитать текст, но и сделать краткий анализ содержания рисунка, объяснить причинно-следственные зависимости. При выполнении заданий следует обратить внимание на возможность дошкольника понять и почувствовать определенное эмоциональное состояние, выразить его при помощи мимики и жестов и перевести полученные им в результате ощущения на словесный уровень – составить описательный рассказ с опорой на рисунок, личный опыт ребенка.
| 15 слайд
| Этапы развития эмоционального интеллекта:
1. Идентификация эмоций;
2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления;
3. Понимание эмоций;
4. Управление эмоциями.
| 16 слайд
| I Этап развития эмоционального интеллекта: идентификация эмоций
Знакомить детей с эмоциями: радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением
«Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.
Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
| 17 слайд
| II этап развития эмоционального интеллекта: использование эмоций для повышения эффективности мышления.
«Прочитай письмо»
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Описание игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать.
Например:
Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
| 18 слайд
| III этап развития эмоционального интеллекта: понимание эмоций
«Найди лишнее»
Цель: понимание эмоций
Описание игры: Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор.
• грустно, печально, тоскливо, радостно
• радостно, весело, забавно, нечаянно
• хорошо, замечательно, отлично, долго
| 19 слайд
| IV этап развития эмоционального интеллекта: управление эмоциями
«Повтори фразу»
Цель: развитие выразительности речи.
Описание игры: педагог называет фразу (например: «У меня есть котенок»), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.
| 20 слайд
| Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества:
- «Изобрази эмоции» - детям предлагается по очереди изобразить базовые эмоции (радость (довольство), удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение, страх);
- «Нарисуй свои эмоции» - дать ребенку бумагу и цветные карандаши и предложить ему нарисовать самого себя, когда он радуется, грустит, когда ему страшно, и когда он злится.
- «Определи эмоции по мимике человека», чтобы оценить степень понимания эмоционального состояния по мимике человека, детям предъявляется набор картинок людей. Последовательно выкладываются на стол по одной карточке и просят описать чувства: «Расскажи, что чувствует человечек на этой картинке, какое у него настроение? »
| 21 слайд
| Методики развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества:
- «Определи эмоции человека по ситуации»развивается умение понимания детьми классов ситуаций, характерных для переживания соответствующих эмоций. Для этого составляются специальные рассказы. Героем всех рассказов является мальчик Петя, который попадает в разные ситуации, типичные для каждой из четырех базовых эмоций: радости, печали, страха, гнева. Педагог читал рассказы вслух и после прочтения каждого рассказа уточняет: «Как ты думаешь, что почувствовал Петя, какое у него стало настроение? »
- «Нарисуй чужие эмоции», например: «Нарисуй, пожалуйста, Петю так, чтобы было понятно, какое у него настроение». Поясните свой рисунок.
- «Неоконченные рассказы»выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Рассказы отражают наиболее значимые для детей младшего школьного возраста сферы взаимоотношений: с животными, взрослыми и сверстниками. (Если ребенок отождествляет себя только с ребенком, главным героем рассказа, то таким образом – сопереживает только ему. Если по отношению к антагонистам главного героя – животному, взрослому, сверстнику в данном случае – сочувствие, т. е. конфликт, разрешался ребенком в пользу другого персонажа. )
| 22 слайд
| Результат: Ребенок усваивает различные виды деятельности, овладевает навыками выстраивания диалога и общения, формируется положительное отношение к миру, проявляет любознательность, не боится задавать вопросы.
| 23 слайд
| Слова про книгу:
Чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности!
Нужно, чтобы дети полюбили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.
| 24 слайд
| Спасибо за внимание!
| 25 слайд
| Список использованной литературы:
1. 1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. – 288 с.
2. Афонькина Ю. А. Справочник педагога-психолога школы / авт. -ост. Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель. 2019. – 173 с.
3. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников. // Начальная школа: Москва, 2001. № 4. С. 12 -14. 4. Леснянская Ж. А. Психология младшего школьника: учеб. пособие / Ж. А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 120 с.
| 26 слайд
|
Приложение
.
Мы хотим привести пример одного занятия с школьниками.
Цель: развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать эмоции окружающих.
Задачи: формирование интереса школьников к эмоциональным переживаниям, представлениям о базовых эмоциях и чувствах, развитие умения взаимодействовать с другими детьми.
Занятие состоит из чтения рассказа, беседы по содержанию текста, работы по подбору картинок, соответствующих эмоциональным состояниям и переживаниям персонажей литературного произведения.
Ход занятия.
1. Чтение текста. Птичка (быль). Лев Толстой.
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор.
Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
- Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
- Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.
Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
- Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
- Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
- Нет, я его кормить, и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
- Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
- Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.
Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
- Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:
- Мама! Что мне теперь делать?
- Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц [3].
2. Беседа (примерные вопросы):
- Почему Сереже понравился подарок дяди больше других?
- О чем предупреждали сына мать?
- Что произошло с птичкой?
- Почему это случилось?
- Почему Сережа заплакал?
- Что почувствовал мальчик после гибели птицы?
- Будет ли теперь Сережа играть с сеткой?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Перескажите историю о Сереже, так, словно она произошла с тобой?
- По каким признакам можно понять, что человек провинился.
- Назовите действия, которые может совершать провинившейся человек.
- Вы чувствовали когда-нибудь себя виноватыми. Расскажите эту историю.
3. Затем, вместе с детьми, отбираем картинки с изображениями эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.
Мы используем в своей работе следующие литературные произведения:
- К. Д. Ушинский «Играющие собаки»
- Стихотворение Э. Мошковской «Трудный путь»
- М. Зощенко «У бабушки»
- Стихотворение А. Барто «Одиночество»
- Стихотворение А. Барто «Разлука»
- Л. Н. Толстой «Котенок»
- Л. Н. Толстой «Косточка»
- Л. Н. Толстой «Галка и кувшин»
- Л. Н. Толстой «Акула»
Список литературы
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
2. Джон Готтман. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.
3. Л. Н. Толстой Птичка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. detiam. com/
Педагог –психолог, учитель нач. кл. Миронова Л. В.
|