|
|||
«Картина мира тюркских народов»Стр 1 из 2Следующая ⇒
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Картина мира тюркских народов» («Традиционное мировоззрение тюркских народов»)
Наша дисциплин посвящена картине мира человека, которую также условно можно назвать традиционным мировоззрением. Картина мира – это представления людей о мире, образ мира, формируемый и существующий в обществе. Картина мира является частью духовной культуры.
!!! Культуру как мир вещей и явлений, создаваемых человеком и составляющих его среду обитания, принято делить на две условных части: материальную и духовную. Материальная культура – это материальные вещи, предметы, создаваемые людьми для обеспечения своей жизнедеятельности. Духовная культура включает в себя явления человеческой жизни, которые существуют, прежде всего, в сознании человека. Духовная культура может иметь и материальные формы выражения, фиксации, но их материальная форма всегда несет в себе абстрактный смысл, ценности, его содержание понятно и существует только в тесной связи с установками и ценностями человека.
Как и многие явления в жизни людей картина мира весьма изменчива, т. е. исторична. Картина мира меняется в зависимости от изменения условий жизни людей, их занятий, знаний. Картина мира существует с момента появления человека на Земле. Она является продуктом его жизни и деятельности на Земле, но вместе с тем она отличает человека от мира животных. В науке отсутствуют данные, доказывающие существование у животных некой картины мира. При этом животные обладают рядом способностей, имеющихся и у людей: способность к организации (волчья стая), совместному проживанию (пчелиная семья, муравейник, прайд и др. ) и совместных действиям, иерархии, переживанию, общению и др. Человек отличается от животных наличием более сложного мышления, способностью к абстрагированию, формированию в своем сознании образа материального мира и нематериальных явлений – все эти способности и образуют мир духовной культуры людей. Таким образом картина мира тесным образом связана с таким явлением в психологии, как сознание. Картина мира формируется в сознании человека, но она может выражаться и описываться человеком, использоваться в его деятельности, служить идейным основанием для его действий. Картина мира существует на стыке двух указанных выше аспектов: духовной культуры и сознания.
Сознание является психологическим понятием и тесным образом связано с психосоматикой – влиянием эмоциональных переживаний, психологических явлений на физическое состояние тела. Картина мира формируется на основе сознательной мыслительной деятельности. Что касается подсознательных желаний, рефлекторной деятельности, то они отражаются в картине мира только в том случае, если выходят на уровень сознательного мышления. Соотношение картины мира и сознания весьма своеобразно. Картина мира формируется, осмысливается и закрепляется в сознании, но следует помнить, что само сознание человека формируется на основе деятельности, жизненного опыта. Применительно к сознанию можно применить общую формулу «бытие определяет сознание» (без вульгарного марксистского понимания соотношения бытия и сознания) Также в сознании людей существуют установки, закладываемые предшествующими людьми. В свою очередь накопленный жизненный опыт, полученные знания и установки от предшествующих поколений также влияют на жизнь человека. Поэтому можно утверждать, что и «сознание определяет бытие конкретного человека». В понятие «бытия человека» мы вкладываем простой смысл: жизнь и действия людей. Вместе с тем психологи уже давно доказали и показали, что не только сознание определяет жизнь и действия людей. Важное значение имеет подсознательное: рефлексы, желания, страхи. Подсознание также управляет действиями людей.
Горизонты традиционного мировоззрения Основное внимание будет уделено традиционному мировоззрению тюркских народов периода нового и отчасти новейшего времени. В новейшее время подавляющее большинство тюркских народов испытало серьезную трансформацию культуры, у многих народов изменился образ жизни и материальная культура, что неминуемо сказалось и на мировоззрении людей. Модернизация, советизация, глобализация – все эти явления и процессы остаются за пределами нашего внимания, но должны быть учтены при изучении мировоззрения тюркских народов. Довольно тяжело восстанавливать и изучать картину мира людей, живших в средние века и более древние эпохи, так как имеющиеся исторические источники дают далеко не полную картину действительности, не всегда содержат достаточные данные для реконструкции и анализа. В этой связи наши знания о картине мира тюркских народов периода средневековья весьма ненадежны, фрагментарны и восстанавливаются на основе более поздних данных этнографов и историков. Гораздо больше сведений о традиционном мировоззрении тюркских народов нового времени. Они содержатся в работах ученых, наблюдениях путешественников XVIII – начала ХХ вв. Некоторые из элементов традиционного мировоззрения продолжали существовать и в более поздние времена.
Номо sapiens sapiens quis est: Homo economicus aut Homo psychologicus aut Homo spiritualis? В общественных науках существует несколько концепций, объясняющих действия людей и развитие человечества в прошлом и настоящем. Социально-экономический подход объясняет развитие человечества с точки зрения элементов социально-экономической деятельности: взаимоотношений людей по поводу материальных благ, труда, средств и способов производства. В зависимости от сложившихся между людьми отношений по поводу материальных благ в обществе складываются определенные типы социально-экономических отношений – формации. С точки зрения данной концепции, вся человеческая деятельность направлена на решение вопросов по поводу получения (производства) и распределения благ, из-за которых в обществе существуют объективные противоречия и идет борьба, возникает неравенство, стремление людей регулировать жизнь общества. Социально-экономическая концепция начала формироваться в глубокой древности и ее отдельные принципы встречаются в трудах и произведениях античных философов и писателей. Наиболее полную теоретическую основу концепции создали выдающиеся немецкие политические деятели, теоретики формационного подхода К. Маркс и Ф. Энгельс. В их концепции картина мира человека исторична, ее формирование и изменение определяется изменениями в социально-экономической жизни людей. Картина мира тесным образом связана с оправданием существующего порядка и отношений, она выступает в качестве части идеологической надстройки общества, но она никогда до конца не объясняет человеку истинное предназначение человека. Социально-экономический подход хорошо объясняет развитие мира материальных предметов, но он далеко не совершенен, так как согласно этому подходу одинаковые социально-экономические условия должны порождать одинаковые модели поведения людей. На практике большинство людей подчиняется этим моделям, что делает возможным руководить людьми, предсказывать будущее. Но та же самая практика показывает, что не у всех людей одинаковые условия жизни и особенно жизненные ситуации формируют одинаковые реакции. Еще в древности было известно о существовании 4 основным типах темперамента у людей (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик). Также древние историки описывали деятельность отдельных личностей, показывая их большое влияние на последующее развитие людей. В более позднее время даже марксисты не отрицали роль личностей в истории. Психологический подход объясняет действия людей и обращает внимание на их поведение, подчеркивая важную роль сознания и подсознательного. Поведение человека тесным образом связано с психологическим типом, темпераментом, особенностями конкретного жизненного опыта, установками и личными интеллектуальными возможностями. Психология позволяет понять поведение как отдельно взятого человека, так и больших масс людей. Теоретическую основу данного подхода заложили З. Фрейд и его последователи – фрейдисты, изучавшие такой феномен, как подсознание, основоположники психоанализа, Далее важную роль сыграли теоретики и исследователи авторитарных и тоталитарных политических режимов и поведения масс, зарождения массового общества в межвоенный период (Э. Фромм, Хосе Ортега-и-Гассет и др. ). Психологический подход обращает внимание на сознательное и подсознательное в действиях человека, позволяет объяснять индивидуальное и массовое поведение людей, а также рассматривает мировоззрение людей как важную часть жизни общества и фактор исторического процесса.
Картины мира Несмотря на то что человек стремится в логической систематизации всех имеющихся у него знаний, построению более-менее единой целостной картины мира, существуют разные способы познания мира, различные подходы к познанию и описанию мира, что породило различные формы картин мира. Среди них можно выделить следующие разновидности картины мира: традиционную, научную (физическую), языковую Мир-системный анализ Этапы формирования картины мира: мировосприятие, мироощущение мироотношение мировоззрение, ,
физическая. языковая
Формирование картины мира. Наука не может дать точного ответа на вопрос: когда и каким образом у людей начала формироваться картина мира в прошлом. Представляется целесообразным объяснить ее появление исходя из закономерностей развития человеческого сознания на примере ребенка. Процесс роста и развития человека включает в себя несколько важных переходных этапов, во время которых у человека формируется сознание и появляется стремление к изучению действительности. Можно выделить 3 таких эатпа взросления. На первом этапе от рождения до 4 – 5 лет ребенок не осознает себя как отдельного человека, индивидуума. В 4 – 5 лет у ребенка формируется сознание – четкое понимание происходящего, которое запечатлевается в памяти и может запомниться как самые первые моменты детства. Формирование сознания связано с появлением у ребенка вопроса: КТО Я? Иногда дети в этом возрасте задают вопрос: КАК Я РОДИЛСЯ? ОТКУДА Я ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ? В это время ребенок начинает четко осознавать себя и отличать себя от других людей, различать своих и чужих, но мир вокруг него кажется ему еще страшным, и беспомощность, естественный страх перед окружающим миром и почти полное незнание мира создает у ребенка в раннем детстве особую любовь, привязанность к родителям или воспитателям. Дальнейшее знакомство с окружающей действительностью, первые травмы, появление вербальных запретов наказаний, развитие психоэмоциональных и умственных способностей приводит ребенка к осознанию следующего вопроса: ЧТО ТАКОЕ МИР? Ребенок постоянно задает вопросы «Почему…? », интересуется окружающими предметами и открывает для себя мир. Этот вопрос способствует приобщению ребенка к обучению, может быть важным стимулом к развитию умственных, физических способностей, формированию трудовых навыков. Завершение подросткового возраста связано с появлением у человека способностью к абстрактному мышлению (дружба, любовь) и завершению формирования психологического и физического типа. Начало взросления связано с появлением у человека вопроса: В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? Иногда подросток мыслит конкретно и думает о своем будущем: В чем мое предназначение в жизни? Кем я должен стать? Этот вопрос заставляет подростка определиться с кругом профессиональных интересов.
!!! В современном обществе процесс перехода во взрослую жизнь сильно растянут и не имеет четкой границы. В обществе отсутствует обряд инициации – проверки человека на способность выжить и торжественное превращение во взрослого. Поэтому возникновение и актуализация третьего вопроса может не соответствовать общепринятой классификации. Во взрослом состоянии человек и залает себе еще один вопрос: что я оставлю после себя? Этот вопрос предшествует подведению жизненных итогов и наступлению старости.
Указанные три стадии развития являются необходимым условием для формирования индивидуальной картины мира. Но на практике ответы на многие вопросы растущего ребенка уже готовы, и родители, школа, общество в целом вкладывает в ребенка знания и представления о мире и человеке. Поэтому обучение и воспитание ребенка всегда бывает направлено на формирование картины мира, установок, архетипов, ограничений и др. Картина мира существует в обществе в виде стереотипов, общепринятых правил и моделей поведения. Важно помнить, что картина мира включает в себя объективные знания и представления, которые не всегда отделимы друг от друга. Знания и представления дополняют друг друга, что наглядно видно на примере использования представлений о времени. Рассмотрим 2 примера, показывающих универсальные элементы картины мира. Движение является одним из фундаментальных свойств материального мира, Вселенной. Движение в физическом смысле как перемещение в пространстве меняет окружающий мир и осмысливается человеком. Древний человек знал, что все вокруг меняется. Большинство перемен связано с движением планеты Земля вокруг Солнца. В свою очередь оно породило представление человека о времени. Время – абстрактное явление в жизни людей, которой характеризует изменение положения предмета или еще одну координату движения наряду с трехмерной системой координат. Время имеет циклический и линейный ход. Древние люди были хорошо знакомы с циклическим представлением о времени и лишь позднее, у семитских народов Ближнего Востока и в период античности формируется линейное представление о времени. На основе наблюдений за окружающим миром и осмысливания времени как характеристики изменчивости мира возникло представление о календаре. Древнюю основу календаря составляет представление о цикличности времени: 4 времени года (сезон), месяцы, неделя, день, час, минута. Линейное представление о времени нашло отражение в древних религиозных представлениях людей о годах, которые начинаются от зарождения жизни и появления человека на Земле. Важное значение в годовом исчислении имел выбор важнейшего события, от которого люди отсчитывали жизнь существующего общества – эра до и после события. Поэтому у разных народов могут быть разные календари. Например. у мусульман октябрь 2020 года по европейскому календарю соответствует 1449 году. Представления о времени активно используются людьми в научно-исследовательской деятельности, экономике. Они являются необходимым условием для организации жизни общества, хотя в своей основе календарь не основан на научных и естественнонаучных знаниях. С течением времени люди совершенствовали знания и представления о времени, уточняли календарь и способы счета времени, но древние принципы счета времени сохранились. Движение планеты Земля влияет и на природные процессы. Люди с давних времен заметили, что природа хоть и живет циклами, но изменения погоды не подчиняются строгим и точным законам. Боязнь перед природной стихией возбуждала у древнего человека желание ее обуздать или же научиться предугадывать ход природных событий. Так как человек оказался бессилен научиться управлять силами природы, а сумел только научиться использовать их в своей жизни, то у него возникло желание знать закономерности или признаки изменения погодных условий. Длительные наблюдения за природой позволили сформировать знания о погоде в виде примет, а наблюдения за небесными явлениями, движением Солнца, Луны и звезд привели к появлению астрономических и астрологических знаний, далее создали условия для зарождения у некоторых народов гороскопов – предсказания судьбы и будущих событий в жизни человека. В этом примере мы видим зарождение и развитие представлений человека о мире, среди которых лишь астрономия превратилась в науку. Однако важно помнить, что в астрономических знаниях сохранились древние представления о небе (например. используется знание о созвездиях для определения местоположения звезд и других действий).
Структура картины мира.
Нумерология: система счета, важные числительные (Золотницкий) Структура мира Представления о Боге: название Бога, представления о Боге; гром; земные духи (Золотницкий) Астрономические знания: названия Солнца, Луны, звезд и созвездий; легенды, связанные с небесными объектами (Золотницкий) Знаки зодиака и астрология Календарь: животный календарь, начало года, названия месяцев и дней недели (Золотницкий) Значимые животные (Золотницкий)
Метрология
Погодные приметы, иные приметы
Теоретические основы спецдисциплины Соотношение понятий: мировоззрение, мировосприятие, мироотношение, мироощущение (труды В. С. Степина) Исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный и философский (космоцентризм, геоцентризм и антропоцентризм); научная картина мира. Этническая картина мира (языковая картина мира)
Космогония и космология тюркских народов космология – древний (доисламский) период: мировое дерево, 3 уровня мира, духи (нимизм), Тенгри, камлание; мир духов и божеств доисламского периода, исламская концепция божественного и тварного; космогония;
Географические объекты и священные места в культуре тюркских народов географические объекты: озера, реки, горы, перевалы; священные места: горы, урочища, озера (Телецкое) и реки, могилы мусульманских праведников;
календарь: месяцы, дни недели, начало года, праздники и годовой цикл деятельности;
мир животных и растений (лекарственные растения, свойства растений).
Коблов Я. Д. Мифология казанских татар / Я. Д. Коблов. – Казань, 1910. – 49 с. – Режим доступа: https: //libweb. kpfu. ru/rare_books/v/XX_century/v105816. pdf Идел буе халыклары мифологиясе = Мифология народов Поволжья / тө з. А. Галиә хмә това. – Казан: Татар. кит. нә шр., 2019. – 95 б. Аминев З. Г. Космогонические воззрения древних башкир / З. Г. Аминев. – Уфа: Башлингвоцентр, 2005. – 140 с. – Режим доступа: https: //vk. com/wall-43837739? offset=1640& w=wall-43837739_685 Мавлетов В. С. Духовная история башкирского народа. Мифологическое мировоззрение / В. С. Мавлетов. – Уфа: Вагант, 2011. – 148 с. – Режим доступа: https: //vk. com/wall-43837739? offset=1640& w=wall-43837739_686 Насыров К. Поверья и обрады казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства / К. Насыров // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. – Т. 6. – СПб., 1880. – С. 241 – 270. – Режим доступа: http: //starieknigi. info/Knigi/I/IRGO_Otdelenie_etnografii_Zapiski_06_1880. pdf
Сбоев
Вртанесян Г. С. Традиционные календари сибирских татар: общее и особенное / Г. С. Вртанесян // Сибирские татары: Материалы Всероссийского (с международным участием) симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (10 – 12 декабря 2018 г. ) / под ред. З. А. Тычинских. – Тобольск: Тобольская типография, 2019. – С. 202 – 207. – Режим доступа: https: //www. academia. edu/38929932/Сибирские_татары. _Тобольск_Тобольская_типография_2019. _397_с. _илл? auto=download Гаджиева С. Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков / С. Ш. Гаджиева. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. – 96 с. – Режим доступа: https: //instituteofhistory. ru/media/library/publication/files/Гаджиева_1989. _Традиц. _землед. _календарь_и_кален. _обряды_кумыков. pdf Захарова И. В. Двенадцатилетний животный цикл у народов Центральной Азии / И. В. Захарова // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР. – 1960. – Т. 8. – С. 32 – 65. – Режим доступа: http: //www. studmed. ru/zaharova-iv-dvenadcatiletniy-zhivotnyy-cikl-u-narodov-centralnoy-azii_05d15bf01a6. html Димитриев В. Д. Чувашский календарь и метрология: Учебное пособие / В. Д. Димитриев. – Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 1982. – 35 с. – Режим доступа: http: //elbib. nbchr. ru/lib_files/0/kkni_0_0000044. pdf Сидоров П. А. Численность, состав и динамика населения Чувашии в конце XVIII – первой половине XIX вв. (100 – 128); Волков Г. Н. Я. А. Коменский и И. Я. Яковлев (128 – 142); Каховский В. Ф. Была ли письменность у чувашей в древности? (201 – 226); Булатов А. Б., Димитриев В. Д. Параллели в верованиях древних суваров и чувашей (226 – 237); Романов Н. Р. Чувашский народный календарь (237 – 245); Федотов М. Р. О названиях дней у чувашей (245 – 260); Романов Н. Р. В. К. Магницкий – этнограф чувашского народа (355 – 371) // Ученые записки Института языка, литературы, истории и экономики Чувашской АССР. – 1962. – Вып. XXI. – Режим доступа: http: //elbib. nbchr. ru/lib_files/0/uzniii_0_0000066. pdf Гаджиева С. Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков / С. Ш. Гаджиева. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. – 96 с. – Режим доступа: https: //instituteofhistory. ru/media/library/publication/files/Гаджиева_1989. _Традиц. _землед. _календарь_и_кален. _обряды_кумыков. pdf Лугуев С. А. Новое о традиционных календарных системах кумыков (На основе полевых этнографических материалов) / С. А. Лугуев // Вестник Института ИАЭ. – 2006. - № 4. – С. 99 – 105. – Режим доступа: https: //www. facebook. com/groups/1767765426689525/permalink/1843696765763057/ Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / В. М. Беркутов. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1987. – 93 с.
Аминев З. Г. Космогонические воззрения древних башкир / З. Г. Аминев. – Уфа: Башлингвоцентр, 2005. – 140 с. – Режим доступа: https: //vk. com/wall-43837739? offset=1640& w=wall-43837739_685 Штыгашев И. Предание инородцев Кузнецкого округа о сотворении мира и первого человека / И. Штыгашев // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. – Омск. 1894. – Книжка XVII. – Вып. I. – 12 с. – Режим доступа: https: //vk. com/doc445002360_517859644? fbclid=IwAR2eSnHBPOOx_Sxkn3h2ib6dPmdXbpONUiN3Me9-1fXvmTt9qwBM8Z8W_lM
Димитриев В. Д. Чувашский календарь и метрология: Учебное пособие / В. Д. Димитриев. – Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 1982. – 35 с. – Режим доступа: http: //elbib. nbchr. ru/lib_files/0/kkni_0_0000044. pdf Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / В. М. Беркутов. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1987. – 93 с.
Катанов Н. Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен Центральной и Восточной Азии / Н. Ф. Катанов // Известия Общества археологии, истории и этнографии. – Казань, 1894. – 34 с. – Режим доступа: https: //libweb. kpfu. ru/rare_books/v/1830-XIX/v84978. pdf Катанов Н. Ф. Среди тюркских племен / Н. Ф. Катанов // Известия Императорского Русского географического общества. – СПб., 1893. – Том XXIX. – С. 519 – 541. – Режим доступа: https: //libweb. kpfu. ru/rare_books/v/1830-XIX/v103192. pdf
Кузнецова А. А. Минусинские и качинские инородцы (Материалы для изучения) / А. А. Кузнецова, П. Е. Кулаков. – Красноярск, 1898. – Х, 298 с., табл. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000200_000018_rc_1618049/viewer/ (хакасы) Неговский Н. Ф. Религиозные верования инородцев Присаянья / Н. Ф. Неговский // Инородческое обозрение. – Казань, 1915. – Книга 12. – 48 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_004094593/viewer/ (Хакасы)
Виноградов Ф. В. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш / Ф. В. Виноградов. – Симбирск, 1897. – 18 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_003677865/viewer/ Вишневский В. П. О религиозных поверьях чуваш (Из записок миссионера) / В. П. Вишневский. – 26 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_004396188/viewer/ Золотницкий Н. И. Корневой чувашско-русский словарь, сравнённый с зыками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен. – Казань, 1875. – VIII, 279 с. – Режим доступа: http: //starieknigi. info/Knigi/Z/Zolotnickij_N_I_Kornevoj_chuvashsko-russkij_slovarj_sravnennyj_s_jazykami_raznykh_narodov_1875. pdf Каменский Н. Современные остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш / Н. Каменский. – Казань, 1879. – 35 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_003815718/viewer/ Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры / В. К. Магницкий. – Казань, 1881. – V, 267 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003594127 или http: //starieknigi. info/Knigi/M/Magnitskij_V_Materialy_k_ob_yasneniyu_staroj_chuvashskoj_very_1881_RSL. pdf Никанор. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш / Никанор. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Казань, 1910. – 38 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_003770747/viewer/ Прокопьев К. П. Похороны и поминки у чуваш / К. П. Прокопьев. – Казань, 1903. – 39 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003716084 Протопопов А. Краткое описание суеверий чувашей / А. протопопов. – М., 1845. – 24 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000202_000006_33072%7C34BFD1A5-7AF5-48B1-B90D-5DAD0A5AD6AB/viewer/ Рекеев А. В. Из чувашских преданий и верований. II. Вера / А. В. Рекеев // Известия по Казанской епархии. – Казань, 1896. – 5 с. – Режим доступа: http: //www. nbchr. ru/images/nb/docs/ellib/rekeev_a_3. pdf Рекеев А. В. Из чувашских преданий и верований. Жертвоприношения и моления чуваш / А. В. Рекеев // Известия по Казанской епархии. – Казань, 1897. – 15 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003962209 Рекеев А. В. Из чувашских преданий и верований. Рассказы о сотворении мира / А. В. Рекеев // Известия по Казанской епархии. – Казань, 1896. – 5 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003962211 Рекеев А. В. Из чувашских преданий и верований. Чувашская мифология / А. В. Рекеев // Известия по Казанской епархии. – Казань, 1896. – 8 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003962210 Сбоев В. А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях / В. А. Сбоев. – М., 1865. – 188 с. – Режим доступа: http: //starieknigi. info/Knigi/S/Sboev_V_A_Chuvashi_v_bytovom_istoricheskom_i_religioznom_otnosheniyah_1865. pdf
|
|||
|