Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Картина мира тюркских народов»



 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Картина мира тюркских народов»

(«Традиционное мировоззрение тюркских народов»)

 

Наша дисциплин посвящена картине мира человека, которую также условно можно назвать традиционным мировоззрением. Картина мира – это представления людей о мире, образ мира, формируемый и существующий в обществе. Картина мира является частью духовной культуры.

 

!!! Культуру как мир вещей и явлений, создаваемых человеком и составляющих его среду обитания, принято делить на две условных части: материальную и духовную. Материальная культура – это материальные вещи, предметы, создаваемые людьми для обеспечения своей жизнедеятельности. Духовная культура включает в себя явления человеческой жизни, которые существуют, прежде всего, в сознании человека. Духовная культура может иметь и материальные формы выражения, фиксации, но их материальная форма всегда несет в себе абстрактный смысл, ценности, его содержание понятно и существует только в тесной связи с установками и ценностями человека.

 

Как и многие явления в жизни людей картина мира весьма изменчива, т. е. исторична. Картина мира меняется в зависимости от изменения условий жизни людей, их занятий, знаний. Картина мира существует с момента появления человека на Земле. Она является продуктом его жизни и деятельности на Земле, но вместе с тем она отличает человека от мира животных. В науке отсутствуют данные, доказывающие существование у животных некой картины мира. При этом животные обладают рядом способностей, имеющихся и у людей: способность к организации (волчья стая), совместному проживанию (пчелиная семья, муравейник, прайд и др. ) и совместных действиям, иерархии, переживанию, общению и др. Человек отличается от животных наличием более сложного мышления, способностью к абстрагированию, формированию в своем сознании образа материального мира и нематериальных явлений – все эти способности и образуют мир духовной культуры людей. Таким образом картина мира тесным образом связана с таким явлением в психологии, как сознание.

Картина мира формируется в сознании человека, но она может выражаться и описываться человеком, использоваться в его деятельности, служить идейным основанием для его действий. Картина мира существует на стыке двух указанных выше аспектов: духовной культуры и сознания.

 

 

Сознание является психологическим понятием и тесным образом связано с психосоматикой – влиянием эмоциональных переживаний, психологических явлений на физическое состояние тела. Картина мира формируется на основе сознательной мыслительной деятельности. Что касается подсознательных желаний, рефлекторной деятельности, то они отражаются в картине мира только в том случае, если выходят на уровень сознательного мышления.

Соотношение картины мира и сознания весьма своеобразно. Картина мира формируется, осмысливается и закрепляется в сознании, но следует помнить, что само сознание человека формируется на основе деятельности, жизненного опыта. Применительно к сознанию можно применить общую формулу «бытие определяет сознание» (без вульгарного марксистского понимания соотношения бытия и сознания) Также в сознании людей существуют установки, закладываемые предшествующими людьми. В свою очередь накопленный жизненный опыт, полученные знания и установки от предшествующих поколений также влияют на жизнь человека. Поэтому можно утверждать, что и «сознание определяет бытие конкретного человека». В понятие «бытия человека» мы вкладываем простой смысл: жизнь и действия людей.

Вместе с тем психологи уже давно доказали и показали, что не только сознание определяет жизнь и действия людей. Важное значение имеет подсознательное: рефлексы, желания, страхи. Подсознание также управляет действиями людей.

 

Горизонты традиционного мировоззрения

Основное внимание будет уделено традиционному мировоззрению тюркских народов периода нового и отчасти новейшего времени. В новейшее время подавляющее большинство тюркских народов испытало серьезную трансформацию культуры, у многих народов изменился образ жизни и материальная культура, что неминуемо сказалось и на мировоззрении людей. Модернизация, советизация, глобализация – все эти явления и процессы остаются за пределами нашего внимания, но должны быть учтены при изучении мировоззрения тюркских народов.

Довольно тяжело восстанавливать и изучать картину мира людей, живших в средние века и более древние эпохи, так как имеющиеся исторические источники дают далеко не полную картину действительности, не всегда содержат достаточные данные для реконструкции и анализа. В этой связи наши знания о картине мира тюркских народов периода средневековья весьма ненадежны, фрагментарны и восстанавливаются на основе более поздних данных этнографов и историков.

Гораздо больше сведений о традиционном мировоззрении тюркских народов нового времени. Они содержатся в работах ученых, наблюдениях путешественников XVIII – начала ХХ вв. Некоторые из элементов традиционного мировоззрения продолжали существовать и в более поздние времена.

 

Номо sapiens sapiens quis est: Homo economicus aut Homo psychologicus aut Homo spiritualis?

В общественных науках существует несколько концепций, объясняющих действия людей и развитие человечества в прошлом и настоящем. Социально-экономический подход объясняет развитие человечества с точки зрения элементов социально-экономической деятельности: взаимоотношений людей по поводу материальных благ, труда, средств и способов производства. В зависимости от сложившихся между людьми отношений по поводу материальных благ в обществе складываются определенные типы социально-экономических отношений – формации. С точки зрения данной концепции, вся человеческая деятельность направлена на решение вопросов по поводу получения (производства) и распределения благ, из-за которых в обществе существуют объективные противоречия и идет борьба, возникает неравенство, стремление людей регулировать жизнь общества. Социально-экономическая концепция начала формироваться в глубокой древности и ее отдельные принципы встречаются в трудах и произведениях античных философов и писателей. Наиболее полную теоретическую основу концепции создали выдающиеся немецкие политические деятели, теоретики формационного подхода К. Маркс и Ф. Энгельс. В их концепции картина мира человека исторична, ее формирование и изменение определяется изменениями в социально-экономической жизни людей. Картина мира тесным образом связана с оправданием существующего порядка и отношений, она выступает в качестве части идеологической надстройки общества, но она никогда до конца не объясняет человеку истинное предназначение человека.

Социально-экономический подход хорошо объясняет развитие мира материальных предметов, но он далеко не совершенен, так как согласно этому подходу одинаковые социально-экономические условия должны порождать одинаковые модели поведения людей. На практике большинство людей подчиняется этим моделям, что делает возможным руководить людьми, предсказывать будущее. Но та же самая практика показывает, что не у всех людей одинаковые условия жизни и особенно жизненные ситуации формируют одинаковые реакции. Еще в древности было известно о существовании 4 основным типах темперамента у людей (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик). Также древние историки описывали деятельность отдельных личностей, показывая их большое влияние на последующее развитие людей. В более позднее время даже марксисты не отрицали роль личностей в истории.

Психологический подход объясняет действия людей и обращает внимание на их поведение, подчеркивая важную роль сознания и подсознательного. Поведение человека тесным образом связано с психологическим типом, темпераментом, особенностями конкретного жизненного опыта, установками и личными интеллектуальными возможностями. Психология позволяет понять поведение как отдельно взятого человека, так и больших масс людей. Теоретическую основу данного подхода заложили З. Фрейд и его последователи – фрейдисты, изучавшие такой феномен, как подсознание, основоположники психоанализа, Далее важную роль сыграли теоретики и исследователи авторитарных и тоталитарных политических режимов и поведения масс, зарождения массового общества в межвоенный период (Э. Фромм, Хосе Ортега-и-Гассет и др. ). Психологический подход обращает внимание на сознательное и подсознательное в действиях человека, позволяет объяснять индивидуальное и массовое поведение людей, а также рассматривает мировоззрение людей как важную часть жизни общества и фактор исторического процесса.

 

Картины мира

Несмотря на то что человек стремится в логической систематизации всех имеющихся у него знаний, построению более-менее единой целостной картины мира, существуют разные способы познания мира, различные подходы к познанию и описанию мира, что породило различные формы картин мира. Среди них можно выделить следующие разновидности картины мира: традиционную, научную (физическую), языковую

Мир-системный анализ

Этапы формирования картины мира:

мировосприятие,

мироощущение

мироотношение

мировоззрение, ,

 

физическая. языковая

 

Формирование картины мира.

Наука не может дать точного ответа на вопрос: когда и каким образом у людей начала формироваться картина мира в прошлом. Представляется целесообразным объяснить ее появление исходя из закономерностей развития человеческого сознания на примере ребенка. Процесс роста и развития человека включает в себя несколько важных переходных этапов, во время которых у человека формируется сознание и появляется стремление к изучению действительности. Можно выделить 3 таких эатпа взросления. На первом этапе от рождения до 4 – 5 лет ребенок не осознает себя как отдельного человека, индивидуума. В 4 – 5 лет у ребенка формируется сознание – четкое понимание происходящего, которое запечатлевается в памяти и может запомниться как самые первые моменты детства. Формирование сознания связано с появлением у ребенка вопроса: КТО Я? Иногда дети в этом возрасте задают вопрос: КАК Я РОДИЛСЯ? ОТКУДА Я ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ? В это время ребенок начинает четко осознавать себя и отличать себя от других людей, различать своих и чужих, но мир вокруг него кажется ему еще страшным, и беспомощность, естественный страх перед окружающим миром и почти полное незнание мира создает у ребенка в раннем детстве особую любовь, привязанность к родителям или воспитателям. Дальнейшее знакомство с окружающей действительностью, первые травмы, появление вербальных запретов наказаний, развитие психоэмоциональных и умственных способностей приводит ребенка к осознанию следующего вопроса: ЧТО ТАКОЕ МИР? Ребенок постоянно задает вопросы «Почему…? », интересуется окружающими предметами и открывает для себя мир. Этот вопрос способствует приобщению ребенка к обучению, может быть важным стимулом к развитию умственных, физических способностей, формированию трудовых навыков. Завершение подросткового возраста связано с появлением у человека способностью к абстрактному мышлению (дружба, любовь) и завершению формирования психологического и физического типа. Начало взросления связано с появлением у человека вопроса: В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? Иногда подросток мыслит конкретно и думает о своем будущем: В чем мое предназначение в жизни? Кем я должен стать? Этот вопрос заставляет подростка определиться с кругом профессиональных интересов.

 

!!! В современном обществе процесс перехода во взрослую жизнь сильно растянут и не имеет четкой границы. В обществе отсутствует обряд инициации – проверки человека на способность выжить и торжественное превращение во взрослого. Поэтому возникновение и актуализация третьего вопроса может не соответствовать общепринятой классификации.

Во взрослом состоянии человек и залает себе еще один вопрос: что я оставлю после себя? Этот вопрос предшествует подведению жизненных итогов и наступлению старости.

 

Указанные три стадии развития являются необходимым условием для формирования индивидуальной картины мира. Но на практике ответы на многие вопросы растущего ребенка уже готовы, и родители, школа, общество в целом вкладывает в ребенка знания и представления о мире и человеке. Поэтому обучение и воспитание ребенка всегда бывает направлено на формирование картины мира, установок, архетипов, ограничений и др. Картина мира существует в обществе в виде стереотипов, общепринятых правил и моделей поведения.

Важно помнить, что картина мира включает в себя объективные знания и представления, которые не всегда отделимы друг от друга. Знания и представления дополняют друг друга, что наглядно видно на примере использования представлений о времени. Рассмотрим 2 примера, показывающих универсальные элементы картины мира.

Движение является одним из фундаментальных свойств материального мира, Вселенной. Движение в физическом смысле как перемещение в пространстве меняет окружающий мир и осмысливается человеком. Древний человек знал, что все вокруг меняется. Большинство перемен связано с движением планеты Земля вокруг Солнца. В свою очередь оно породило представление человека о времени.

Время – абстрактное явление в жизни людей, которой характеризует изменение положения предмета или еще одну координату движения наряду с трехмерной системой координат. Время имеет циклический и линейный ход. Древние люди были хорошо знакомы с циклическим представлением о времени и лишь позднее, у семитских народов Ближнего Востока и в период античности формируется линейное представление о времени. На основе наблюдений за окружающим миром и осмысливания времени как характеристики изменчивости мира возникло представление о календаре. Древнюю основу календаря составляет представление о цикличности времени: 4 времени года (сезон), месяцы, неделя, день, час, минута. Линейное представление о времени нашло отражение в древних религиозных представлениях людей о годах, которые начинаются от зарождения жизни и появления человека на Земле. Важное значение в годовом исчислении имел выбор важнейшего события, от которого люди отсчитывали жизнь существующего общества – эра до и после события. Поэтому у разных народов могут быть разные календари. Например. у мусульман октябрь 2020 года по европейскому календарю соответствует 1449 году. Представления о времени активно используются людьми в научно-исследовательской деятельности, экономике. Они являются необходимым условием для организации жизни общества, хотя в своей основе календарь не основан на научных и естественнонаучных знаниях. С течением времени люди совершенствовали знания и представления о времени, уточняли календарь и способы счета времени, но древние принципы счета времени сохранились.

Движение планеты Земля влияет и на природные процессы. Люди с давних времен заметили, что природа хоть и живет циклами, но изменения погоды не подчиняются строгим и точным законам. Боязнь перед природной стихией возбуждала у древнего человека желание ее обуздать или же научиться предугадывать ход природных событий. Так как человек оказался бессилен научиться управлять силами природы, а сумел только научиться использовать их в своей жизни, то у него возникло желание знать закономерности или признаки изменения погодных условий. Длительные наблюдения за природой позволили сформировать знания о погоде в виде примет, а наблюдения за небесными явлениями, движением Солнца, Луны и звезд привели к появлению астрономических и астрологических знаний, далее создали условия для зарождения у некоторых народов гороскопов – предсказания судьбы и будущих событий в жизни человека. В этом примере мы видим зарождение и развитие представлений человека о мире, среди которых лишь астрономия превратилась в науку. Однако важно помнить, что в астрономических знаниях сохранились древние представления о небе (например. используется знание о созвездиях для определения местоположения звезд и других действий).

 

 

Структура картины мира.

 

 

Нумерология: система счета, важные числительные (Золотницкий)

Структура мира

Представления о Боге: название Бога, представления о Боге; гром; земные духи (Золотницкий)

Астрономические знания: названия Солнца, Луны, звезд и созвездий; легенды, связанные с небесными объектами (Золотницкий)

Знаки зодиака и астрология

Календарь: животный календарь, начало года, названия месяцев и дней недели (Золотницкий)

Значимые животные (Золотницкий)

 

Метрология

 

Погодные приметы, иные приметы

 

 

Теоретические основы спецдисциплины

Соотношение понятий: мировоззрение, мировосприятие, мироотношение, мироощущение (труды В. С. Степина)

Исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный и философский (космоцентризм, геоцентризм и антропоцентризм); научная картина мира.

Этническая картина мира (языковая картина мира)

 

 

Космогония и космология тюркских народов

космология – древний (доисламский) период: мировое дерево, 3 уровня мира, духи (нимизм), Тенгри, камлание;

мир духов и божеств доисламского периода, исламская концепция божественного и тварного;

космогония;

 

 

Географические объекты и священные места в культуре тюркских народов

географические объекты: озера, реки, горы, перевалы;

священные места: горы, урочища, озера (Телецкое) и реки, могилы мусульманских праведников;

 

 

календарь: месяцы, дни недели, начало года, праздники и годовой цикл деятельности;

 

мир животных и растений (лекарственные растения, свойства растений).

 

 

Коблов Я. Д. Мифология казанских татар / Я. Д. Коблов. – Казань, 1910. – 49 с. – Режим доступа: https: //libweb. kpfu. ru/rare_books/v/XX_century/v105816. pdf

Идел буе халыклары мифологиясе = Мифология народов Поволжья / тө з. А. Галиә хмә това. – Казан: Татар. кит. нә шр., 2019. – 95 б.

Аминев З. Г. Космогонические воззрения древних башкир / З. Г. Аминев. – Уфа: Башлингвоцентр, 2005. – 140 с. – Режим доступа: https: //vk. com/wall-43837739? offset=1640& w=wall-43837739_685

Мавлетов В. С. Духовная история башкирского народа. Мифологическое мировоззрение / В. С. Мавлетов. – Уфа: Вагант, 2011. – 148 с. – Режим доступа: https: //vk. com/wall-43837739? offset=1640& w=wall-43837739_686

Насыров К. Поверья и обрады казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства / К. Насыров // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. – Т. 6. – СПб., 1880. – С. 241 – 270. – Режим доступа: http: //starieknigi. info/Knigi/I/IRGO_Otdelenie_etnografii_Zapiski_06_1880. pdf

 

Сбоев

 

 

Вртанесян Г. С. Традиционные календари сибирских татар: общее и особенное / Г. С. Вртанесян // Сибирские татары: Материалы Всероссийского (с международным участием) симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (10 – 12 декабря 2018 г. ) / под ред. З. А. Тычинских. – Тобольск: Тобольская типография, 2019. – С. 202 – 207. – Режим доступа: https: //www. academia. edu/38929932/Сибирские_татары. _Тобольск_Тобольская_типография_2019. _397_с. _илл? auto=download

Гаджиева С. Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков / С. Ш. Гаджиева. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. – 96 с. – Режим доступа: https: //instituteofhistory. ru/media/library/publication/files/Гаджиева_1989. _Традиц. _землед. _календарь_и_кален. _обряды_кумыков. pdf

Захарова И. В. Двенадцатилетний животный цикл у народов Центральной Азии / И. В. Захарова // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР. – 1960. – Т. 8. – С. 32 – 65. – Режим доступа: http: //www. studmed. ru/zaharova-iv-dvenadcatiletniy-zhivotnyy-cikl-u-narodov-centralnoy-azii_05d15bf01a6. html

Димитриев В. Д. Чувашский календарь и метрология: Учебное пособие / В. Д. Димитриев. – Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 1982. – 35 с. – Режим доступа: http: //elbib. nbchr. ru/lib_files/0/kkni_0_0000044. pdf

Сидоров П. А. Численность, состав и динамика населения Чувашии в конце XVIII – первой половине XIX вв. (100 – 128); Волков Г. Н. Я. А. Коменский и И. Я. Яковлев (128 – 142); Каховский В. Ф. Была ли письменность у чувашей в древности? (201 – 226); Булатов А. Б., Димитриев В. Д. Параллели в верованиях древних суваров и чувашей (226 – 237); Романов Н. Р. Чувашский народный календарь (237 – 245); Федотов М. Р. О названиях дней у чувашей (245 – 260); Романов Н. Р. В. К. Магницкий – этнограф чувашского народа (355 – 371) // Ученые записки Института языка, литературы, истории и экономики Чувашской АССР. – 1962. – Вып. XXI. – Режим доступа: http: //elbib. nbchr. ru/lib_files/0/uzniii_0_0000066. pdf

Гаджиева С. Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков / С. Ш. Гаджиева. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. – 96 с. – Режим доступа: https: //instituteofhistory. ru/media/library/publication/files/Гаджиева_1989. _Традиц. _землед. _календарь_и_кален. _обряды_кумыков. pdf

Лугуев С. А. Новое о традиционных календарных системах кумыков (На основе полевых этнографических материалов) / С. А. Лугуев // Вестник Института ИАЭ. – 2006. - № 4. – С. 99 – 105. – Режим доступа: https: //www. facebook. com/groups/1767765426689525/permalink/1843696765763057/

Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / В. М. Беркутов. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1987. – 93 с.

 

 

Аминев З. Г. Космогонические воззрения древних башкир / З. Г. Аминев. – Уфа: Башлингвоцентр, 2005. – 140 с. – Режим доступа: https: //vk. com/wall-43837739? offset=1640& w=wall-43837739_685

Штыгашев И. Предание инородцев Кузнецкого округа о сотворении мира и первого человека / И. Штыгашев // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. – Омск. 1894. – Книжка XVII. – Вып. I. – 12 с. – Режим доступа: https: //vk. com/doc445002360_517859644? fbclid=IwAR2eSnHBPOOx_Sxkn3h2ib6dPmdXbpONUiN3Me9-1fXvmTt9qwBM8Z8W_lM

 

Димитриев В. Д. Чувашский календарь и метрология: Учебное пособие / В. Д. Димитриев. – Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 1982. – 35 с. – Режим доступа: http: //elbib. nbchr. ru/lib_files/0/kkni_0_0000044. pdf

Беркутов В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / В. М. Беркутов. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1987. – 93 с.

 

Катанов Н. Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен Центральной и Восточной Азии / Н. Ф. Катанов // Известия Общества археологии, истории и этнографии. – Казань, 1894. – 34 с. – Режим доступа: https: //libweb. kpfu. ru/rare_books/v/1830-XIX/v84978. pdf

Катанов Н. Ф. Среди тюркских племен / Н. Ф. Катанов // Известия Императорского Русского географического общества. – СПб., 1893. – Том XXIX. – С. 519 – 541. – Режим доступа: https: //libweb. kpfu. ru/rare_books/v/1830-XIX/v103192. pdf

 

Кузнецова А. А. Минусинские и качинские инородцы (Материалы для изучения) / А. А. Кузнецова, П. Е. Кулаков. – Красноярск, 1898. – Х, 298 с., табл. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000200_000018_rc_1618049/viewer/ (хакасы)

Неговский Н. Ф. Религиозные верования инородцев Присаянья / Н. Ф. Неговский // Инородческое обозрение. – Казань, 1915. – Книга 12. – 48 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_004094593/viewer/ (Хакасы)

 

Виноградов Ф. В. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш / Ф. В. Виноградов. – Симбирск, 1897. – 18 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_003677865/viewer/

Вишневский В. П. О религиозных поверьях чуваш (Из записок миссионера) / В. П. Вишневский. – 26 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_004396188/viewer/

Золотницкий Н. И. Корневой чувашско-русский словарь, сравнённый с зыками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен. – Казань, 1875. – VIII, 279 с. – Режим доступа: http: //starieknigi. info/Knigi/Z/Zolotnickij_N_I_Kornevoj_chuvashsko-russkij_slovarj_sravnennyj_s_jazykami_raznykh_narodov_1875. pdf

Каменский Н. Современные остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш / Н. Каменский. – Казань, 1879. – 35 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_003815718/viewer/

Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры / В. К. Магницкий. – Казань, 1881. – V, 267 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003594127 или http: //starieknigi. info/Knigi/M/Magnitskij_V_Materialy_k_ob_yasneniyu_staroj_chuvashskoj_very_1881_RSL. pdf

Никанор. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш / Никанор. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Казань, 1910. – 38 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000199_000009_003770747/viewer/

Прокопьев К. П. Похороны и поминки у чуваш / К. П. Прокопьев. – Казань, 1903. – 39 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003716084

Протопопов А. Краткое описание суеверий чувашей / А. протопопов. – М., 1845. – 24 с. – Режим доступа: http: //нэб. рф/catalog/000202_000006_33072%7C34BFD1A5-7AF5-48B1-B90D-5DAD0A5AD6AB/viewer/

Рекеев А. В. Из чувашских преданий и верований. II. Вера / А. В. Рекеев // Известия по Казанской епархии. – Казань, 1896. – 5 с. – Режим доступа: http: //www. nbchr. ru/images/nb/docs/ellib/rekeev_a_3. pdf

Рекеев А. В. Из чувашских преданий и верований. Жертвоприношения и моления чуваш / А. В. Рекеев // Известия по Казанской епархии. – Казань, 1897. – 15 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003962209

Рекеев А. В. Из чувашских преданий и верований. Рассказы о сотворении мира / А. В. Рекеев // Известия по Казанской епархии. – Казань, 1896. – 5 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003962211

Рекеев А. В. Из чувашских преданий и верований. Чувашская мифология / А. В. Рекеев // Известия по Казанской епархии. – Казань, 1896. – 8 с. – Режим доступа: http: //dlib. rsl. ru/01003962210

Сбоев В. А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях / В. А. Сбоев. – М., 1865. – 188 с. – Режим доступа: http: //starieknigi. info/Knigi/S/Sboev_V_A_Chuvashi_v_bytovom_istoricheskom_i_religioznom_otnosheniyah_1865. pdf

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.