|
||||
Декоративные шрифтыДЕКОРАТИВНЫЙШРИФТ — разновидность шрифта, у которого основные штрихи украшены различными изобразительными элементами. К Д. ш. можно отнести оттеночные и штрихованные шрифты. Декоративные шрифты обычно используются в рекламе. Их задача — привлечь внимание читателя, пока он не успел перевернуть страницу. По этой причине декоративные шрифты очень быстро входят в моду и так же быстро устаревают. Как только декоративный шрифт становится популярным и привычным, он перестает выполнять свою задачу — выделяться в сонме других шрифтов. И так же, как существуют пересечения наборных и акцидентных шрифтов, между акцидентными и декоративными шрифтами нет четкой границы, это всякий раз вопрос степени оригинальности. При описании декоративных шрифтов почти всегда звучит сравнительная степень: более выразительный, более причудливый, более наклонный, более каллиграфический, более пародийный. О них нельзя говорить нейтральными словами. Другой задачей декоративных шрифтов является отражение стилей исторических эпох, направлений дизайна, культурных традиций или, при необходимости, рождение ассоциаций с содержанием сообщения. Примеры таких шрифтов представлены на рис. 5. 12. При использовании декоративных шрифтов необходимо соблюдать определенную осторожность, поскольку эти шрифты часто не очень тщательно размещены на кегельной площадке (character fitted). Имеется в виду процесс определения полуапрошей, расстояний от буквы до боковых границ кегельной площадки таким образом, чтобы в целом текст выглядел набранным равномерно. В наборных шрифтах этому уделяется первостепенное значение, Декоративных шрифтов уже несколько тысяч, поэтому нелегко отыскать среди них достаточно универсальные варианты. Но что бы вы не рекламировали (от французского батона до циркового представления), обязательно найдется подходящий шрифт для каждого случая А в декоративных — значительно меньшее, так как формы букв часто настолько оригинальны, что трудно обеспечить выполнение всех требований. Более того, у декоративных шрифтов обычно недостаточно сведений о кернинге. Это означает, что — таково веление дизайна — вам следует уделять пристальное внимание пробелам между парами соседних букв.
Наряду с подбором подобия штрихов в шрифте и изображении, гармоничного сочетания можно достичь путем использования для их сопряжения композиционных особенностей изображения, к которому подбирается шрифт. В этом случае он компонуется как продолжение или логическое завершение изображения. Рис. ПО Н. Н. Таранов Художественно-образная выразительность шрифтов Рис. Ш Единство изобразительно-шрифтовой композиции достигается и в том случае, если динамика шрифта и нарисованное движение в изображении композиционно совпадают. Все элементы такой композиции объединены этим движением, и благодаря этому она выглядит динамичной (рис. 106). Если шрифт помещен в пространство рисунка, то подписи по законам перспективы и светотени тоже воспринимаются материализованно и овещест-вленно. Широко пользуются этим приемом в рекламной графике, где подпись не обязательно может лежать на плоскости, а приобретать пространственные характеристики. При этом обязательно изменяются форма букв и их пропорции. На принципе подобия шрифта и изображения должны строиться многие рекламные издания, акцидентная продукция. В зависимости от того, например, что изображено на открытке, в какой манере выполнено изображение, выполняется и шрифт. Как различны праздники, так различными должны быть изображения и соответственно шрифты на открытках, выпущенных к этим датам. При таком подходе к печатному изданию, методически осмыслив назначение выполняемой работы, можно добиться единства шрифта и изображения. Однако выразительную композицию из шрифта и изображения можно получить, используя принципы не только подобия элементов, но и контраста. В этом случае «работает» лишь ярко выраженный контраст, и вся изобразительно-шрифтовая композиция строится на принципе контрастного противопоставления: на одной странице могут эффектно выглядеть энергичная графика изображения и более светлый тонкий шрифт. Обратное отношение: при очень плотном шрифте и легком рисунке может быть хороший эффект (рис. 107). Контраст проявляется и при резко не уравновешенных массах шрифта и изображения на белом поле страницы, а также между расплывчивостью изображения и четкостью типографских значков. Большое значение в объединении шрифта и изображения имеют вопросы масштабных соотношений. Средства объединения шрифта и изображения в издании Рассматривая взаимосвязь шрифта и изображения, мы выделили основные принципы их сопряжения — подобие, контраст и композиционное расположение шрифта и изображения. Причем лишь наличие двух составных — шрифта и изображения — давало желаемый результат. Однако интересного решения задачи гармоничного соединения в одной композиции изображения и шрифта можно добиться, используя дополнительные средства — всевозможные рамки, линейки, фактуру, фон, цвет, орнаментально-декоративные элементы. Рамки, как наиболее распространенное средство соединения шрифта и изображения на переплетах, обложках и других книжных и рекламных элементах, могут быть разной конфигурации (рис. 108 а, б). В изобразительно-шрифтовой композиции рамка выступает в различных ролях: обрамляет изображение, отделяя его от шрифта; четко определяет место шрифта и как бы предохраняет его от влияния изображения. Встречаются примеры, когда в рамку заключены и шрифт, и изображение. Но наличие рамки на печатной плоскости не должно быть случайным ни композиционно, ни по своей графике.
|
||||
|