|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления: 1) Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят. 2) Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы[1]. Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы. Вопросы анкеты: 1) Тебе нравится в школе или не очень? -не очень ð; - нравитсяð; - не нравитсяð; 2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться домаð; - бывает по-разномуð; - иду с радостьюð; 3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома? - не знаюð; - остался (осталась) бы домаð; - пошёл (пошла) бы в школуð; 4) Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? - не нравитсяð; - бывает по-разномуð; - нравитсяð; 5) Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел (а) быð; - не хотел (а) быð; - не знаюð; 6) Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаюð; - не хотел (а) быð; - хотел (а) быð; 7) Ты часто рассказываешь о школе родителям? - частоð; - редкоð; - не рассказываюð; 8) Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? - точно не знаюð; - хотел (а) быð; - не хотел (а) быð; 9) У тебя в классе много друзей? - малоð; - многоð; - нет друзейð; 10) Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятсяð; - не оченьð; - не нравятсяð.
Обработка результатов: Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.
Уровни школьной мотивации: 1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога. 2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. 3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. 4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. 5. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:
[1] Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, однако такой способ анкетирования затруднён в первом классе, так как дети ещё плохо читают.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|