Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)



Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

1) Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.

2) Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы[1].

Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.

Вопросы анкеты:

1) Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень ð; - нравитсяð; - не нравитсяð;

2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться домаð; - бывает по-разномуð; - иду с радостьюð;

3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?

- не знаюð; - остался (осталась) бы домаð; - пошёл (пошла) бы в школуð;

4) Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравитсяð; - бывает по-разномуð; - нравитсяð;

5) Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел (а) быð; - не хотел (а) быð; - не знаюð;

6) Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаюð; - не хотел (а) быð; - хотел (а) быð;

7) Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- частоð; - редкоð; - не рассказываюð;

8) Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаюð; - хотел (а) быð; - не хотел (а) быð;

9) У тебя в классе много друзей?

- малоð; - многоð; - нет друзейð;

10) Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятсяð; - не оченьð; - не нравятсяð.

 

Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.

№ вопроса

Оценка

За первый ответ За второй ответ За третий ответ

Уровни школьной мотивации:

1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
                   

 


[1] Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, однако такой способ анкетирования затруднён в первом классе, так как дети ещё плохо читают.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.