|
||||||||
Обобщающие упражнения
Упр. 18. Найдите в отрывках из стихов К. Д. Бальмонта повторяющиеся согласные и гласные, опишите звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения. 1) Я вольный ветер, я вечно вею, 2) Безмятежные, свободные, 3) В углу шуршали мыши, 4) Полночной порой камыши шелестят, Упр. 19. Прочитайте. Какие звуки создают звукопись в стихотворении? Какова их роль?
Упр. 20. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строках? 1)... Бежит и слышит за собой — 2) Русалка плыла по реке голубой, Упр. 22. Найдите эпитеты, определите их роль в тексте. 1) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А. П. Чехов) Упр. 23. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность. Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье; в ясной лазури; по бархатным лугам; судьба жестокая; тщетный шум пиров; счастливый край. Упр. 24. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.
Упр. 25. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты. Солнце ___________________________________________ Упр. 26. Прочитайте текст. Найдите в нем эпитеты. Определите их роль в тексте. Нетленные красоты России, ее полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даешься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова. Каменная громада Георгиевского собора на Ильмень-озере, когда на прибывающей весенней воде он высится, будто в облаках, не просто старина, а памятник величию человека. Упр. 27. Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения. 1) Уснуло озеро; безмолвен черный лес; 2) А сосны гнутся, как живые, 3) Тускнеют угли. В полумраке 4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Упр. 28. Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль в тексте. 1) Надо мной 2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И. С. Шмелев) 3) Облаком волнистым 4) Что россов та была падения причина — 5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка... Ha небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А. П. Чехов) 6) Воздух там чист, как молитва ребенка; 7) Стихи мои! Свидетели живые 8) Внизу глубоко подо мной Упр. 29. Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Выделите сравнения. Определите их изобразительно-выразительную роль. Какими образами они обогащают текст? Какие мысли и чувства автора помогают ярче передать? Третья встреча явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недостижимую, и сердце его истекает кровью от любви. Упр. 30. Найдите в текстах метафоры, объясните их значение. На основе какого сходства возник метафорический перенос? 1) Отсталых туч над нами пролетает 2) Вся в пыли торчит щетина 3) Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин) Упр. 31. Прочитайте тексты. Найдите в тексте метафоры, объясните их художественную функцию. 1) Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы... Упр. 32. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые. 1) Ветер спит, и все немеет, 2) Тропами потаенными, глухими, 3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев) Упр. 33. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль. 1) Вешних дней минутны грозы, 2) На родину тянется туча, 3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов) Упр. 34. Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности: сравнением, риторическим обращением, параллелизмом. 1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2) Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов) Упр. 35. Выделите в текстах метонимию. Определите ее выразительные функции. 1) Во времена А. С. Пушкина просторечие представляло собой разговорную речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия А. С. Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов. Упр. 36. Найдите в текстах примеры синекдохи. Объясните ее употребление. 1) С вечера все спится, 2) Что с Вами, синий свитерок? 3) Скажите: скоро ль нам Варшава [т. е. Польша] 4) А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии. (И. А. Гончаров) Упр. 37. а) Найдите соответствия.
б) Укажите, в каких случаях наблюдается сочетание перифраза с другими изобразительными средствами: метафорой и метонимией. Упр. 38. а) Прочитайте текст. Определите его тему. Человек Средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты? (К. Поярков) б) Укажите пример использования: эпитета ___________________________________________ в) Какие авторские мысли и чувства благодаря этим художественным приемам приобретают яркую образность и художественную силу? Упр. 39. Найдите примеры гиперболы и литоты и объясните их выразительную роль. 1) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (А. П. Чехов) 2) Но я люблю — за что, не знаю сам — 3) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. А. Некрасов) 4) И шествуя важно, в спокойствии чинном Упр. 40. а) Прочитайте текст. Выделите в нем гиперболы. Определите их художественную функцию. ... Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди иль Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда... б) Выпишите из текста примеры использования: выразительного (оценочного) эпитета _________________ в) Определите главную мысль текста. Упр. 41. Какие слова приобретают в тексте противоположное значение? 1) Славная бекеша у Ивана Ивановича!.. Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи Боже мой! Николай Чудотворец, угодник Божий! отчего же у меня нет такой бекеши! (Н. В. Гоголь) 2) Такая женщина не любит никого, 3)... С дворов 4) Падает сила права и морали, и цинизм уже не прячется под маской. Цену международной нравственности мы знаем, и «братство» народов знаем, и отношение их к России. И заметьте: руководят не мужики от сохи (если бы они руководили! ), не проходимцы с большой дороги, а... «высококультурные», «вожди». И вспоминается горькое русское:
Упр. 42. Подумайте, почему В. М. Шукшин из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал выделенный. Теперь (ныне, нынче, сегодня, сейчас, в настоящее время) много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных (родня, родственники), я вижу на одном кресте: «Ермолай... вич Емельянов». Упр. 43. Спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту. У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни. Упр. 44. Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте. 1) Облетела листва. 2) Облачные белые одежды Упр. 45. Найдите в тексте синонимы. Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно. 1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. Мастер не спешит к концу... (Л. А. Озеров) 2) И стоит он, околдован, 3) Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится. (Н. В. Гоголь) 4) Больше б мог, да было к спеху, Упр. 46. Укажите в данных стихотворениях М. Ю. Лермонтова антонимы. Определите, с какой целью они используются автором. 1) Ах, если ты меня поймешь, 2) Таит молодое чело 3) В толпе друг друга мы узнали, Упр. 47. Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы. 1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила — там и слабость, где слабость — сила, радость — горе, легкость — трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов) 2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и безжалостна — смотря по настроению. (А. П. Чехов) 3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И. А. Бунин) 4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность — трудом, скуку — радостью, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов) 5) И ненавидим мы, и любим мы случайно, Упр. 48. Найдите в текстах омонимы, омофоны, омоформы и омографы. Определите их стилистические функции. 1) Журавлиные станицы 2) Вечеру дали 3) Не щеголяй, приятель, тем, 4) Любил студентов засыпать 5) Сев в такси, Упр. 49. Укажите, на каких языковых явлениях основана выразительность предложений. 1) Классиков нужно не только почитать, но и почитывать. 2) Истина рождается в споре, а не в ссоре. 3) Мы не хотим сделать гуманитарные науки, в частности стилистику, строго научной дисциплиной. Но не забудем: мудреность еще не мудрость, а от «синусов» филология, может быть, вправе ждать чудес, но никак не чудачеств. (Ю. Стрелков) 4) Голос Маяковского: шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм). (И. Северянин) Упр. 50. Определите, какие лексические средства создают выразительность газетных заголовков. Падение идолов или кризис идеалов? Упр. 51. Прочитайте предложения. Выделите и выпишите фразеологизмы. Дайте толкование их значения. С какой целью они используются авторами? 1) Дядюшка был в восторге от учтивости молодого графа и превозносил до небес молодое поколение офицеров. (Л. Н. Толстой) 2) А сама участница безвыходно сидит в это время дома и работает не покладая рук, дабы не обмануть ожиданий Москвы, — без конца выбирает, что петь, с утра до вечера пробует голос, разучивает то то, то другое. (И. А. Бунин) 3) Он с молоком матери впитал убеждение, что чужой земли на свете не бывает. (А. И. Куприн) 4) «Хватит! Ты не хитри, не плачь тут и зубы нам не заговаривай. Говори прямо: зачем приехала? » (М. А. Шолохов) Упр. 52. Определите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в основе данных фразеологизмов. Стрелять из пушки по воробьям, грош цена в базарный день, капля в море, как за каменной стеной, нашла коса на камень. Упр. 53. Какие фразеологизмы подверглись авторской обработке в следующих предложениях? В чем заключается авторское преобразование фразеологизмов? Для каких целей, на ваш взгляд, это необходимо? 1) На свою неволю он [дрозд] давно махнул лапкой. (А. П. Чехов) 2) С тех пор, как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, все, как мухи, выздоравливают. (Н. В. Гоголь) 3) У одного в особенности есть какой-то давнишний зуб на другого. (Ф. М. Достоевский) 4) «У меня еще полгода впереди, а кур по осени считают». — «Кур по осени будем считать, а выработку — ежедневно», — резко сказал Давыдов. (М. А. Шолохов) Упр. 54. С помощью каких языковых средств создается торжественность изложения? 1) Многострадальная русская земля! Долго ты будешь залечивать свои раны, долго твои сыновья... будут своими золотыми руками воссоздавать разрушенное. (К. М. Симонов) 2) Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья! Упр. 55. Укажите, с какой целью в тексте употребляются историзмы и архаизмы. Выпишите эти слова и объясните их значения. При необходимости пользуйтесь толковым словарем. Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям, и всем посадским, и купецким, и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разных чинов людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорение... Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и в купецких делах... ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя погодно добрых и правдивых людей, — кого они меж себя похотят... » Упр. 56. В предложениях, взятых из произведений И. А. Бунина, найдите диалектизмы и объясните их значение. Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Такова, например, была усадьба тетки Анны Герасимовны, жившей от Выселок верстах в двенадцати. Пока, бывало, доедешь до этой усадьбы, уже совсем ободняется. За решетчатой дверью закуты шуршала солома. Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда усиливался, порывисто бежал по ржам и овсам — и они сухо, тревожно шелестели. Упр. 57. Прочитайте текст, выясните значение выделенных слов, относящихся к терминологической и профессиональной лексике, по толковому словарю. С какой целью они используются в тексте? Весь черный, с блестящей золотой полоской вокруг, необыкновенно стройный, изящный и красивый со своими чуть-чуть наклоненными назад тремя высокими мачтами, военный четырехпушечный клипер «Ястреб» стоял на двух якорях в пустынной бухте неприветливого острова Сахалин. Благодаря зыби, клипер тихо и равномерно покачивался, то поклевывая острым носом и купая штоги в воде, то опускаясь подзором своей круглой кормы. Упр. 58. Какие разряды стилистически окрашенных слов используются в контекстах? С какой целью? 1) «А вы знаете такое слово — „кадрить“?.. » — «Знаю, хорошее слово. Точное». — «Хорошее?.. Я его не понимаю, что это? » — «Ну, закидывать крючок... Заигрывать» (Г. Щербакова) 2) Петр Матвеевич вдруг углядел, что окна школы светятся для такого вечернего времени довольно неестественно: все до одного и ярко. Обычно в такое время — ну, одно там, два горят, там, где на скрипочке пилят, либо на пианино бренькают, или еще — разевают рот, а через стекло-то и не слышно, что за песня из него льется. (Е. Попов) 3) Но это значит снова учиться, опять кантоваться на койке общежития... Нет, право же, этого я и сейчас нахлебался досыта. (А. Е. Рекемчук) 4) Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. А. Кассиль) 5) Я командовал взводом морской разведки. А во взводе у меня были и блатники. А я был мальчишкой, салагой. (Ю. В. Бондарев) 6) Старик, узнав о его приезде, взбесился и поднял в доме невероятную бучу. (Н. А. Островский) Упр. 67. Найдите в текстах риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения. Объясните, для чего они используются. 1) Орлам случается и ниже кур спускаться: 2) Доколе, счастье, ты венцами 3) Земля — владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев) 4) Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? (М. А. Шолохов) Упр. 68. Найдите в текстах различные виды повторов. Определите их функции. 1) Милый друг, и в этом тихом доме 2) Над нами гремят трубачи молодые, 3) Мировое началось во мгле кочевье: Упр. 69. Найдите случаи параллелизма, многосоюзия и бессоюзия. Определите их функции в текстах. 1) Черный ворон в сумраке снежном, 2) Часовая стрелка близится к полночи. 3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М. Достоевский) Упр. 70. Найдите случаи эллипсиса, инверсии и парцелляции. Определите их функции в текстах. 1) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности... Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев) 2) Мы хотели песен — не было слов. 3) И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! (А. С. Пушкин) 4) О ты, Родина! ... Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечною силою. (Б. К. Зайцев) Упр. 71. Найдите в текстах примеры градации, определите, по какому признаку располагаются ее члены, опишите ее выразительную роль. 1) Принес — и ослабел, и лег 2) Найду ль там прежние объятья? 3) Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе... (Н. В. Гоголь) 4) Милая, добрая, старая, нежная, 5) А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, ревело. (В. М. Шукшин) 6) Нет, был бы он невыносимо страшен, Упр. 72. Найдите в текстах примеры антитезы. Определите, какие антонимы в них использованы, как прием противопоставления влияет на выразительность текста. 1) Мой верный друг! мой враг коварный! 2) Ты и убогая, 3) Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Ю. Лермонтов) 4) Мир многогранен, многоцветен, 5) Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог. (Г. Р. Державин) 6) Возникают, стираются лица, Упр. 73. Найдите оксюморон в следующих текстах. Объясните его значение и выразительную роль. 1) Таинственно шумит лесная тишина, 2) Кому сказать, с кем поделиться 3) Унылая пора! очей очарованье, 4) Из ненавидящей любви, Внимание! Оксюморон как средство усиления выразительности текста допустим только в публицистическом и художественном стилях. свободны? (С. Л. Франк) Обобщающие упражнения Упр. 75. а) Определите, какие средства языковой выразительности используются в тексте. Город Пушкин — колыбель творчества поэта. Здесь проходили его юные годы, рождались его первые творческие замыслы. Прекрасные пейзажи парков, величественные памятники русской воинской славы, стройная галерея Камерона, скульптура «Девушка с кувшином» вызывают в памяти строфы многих пушкинских произведений. (По Г. А. Обернихиной) б) Сравните различные объяснения роли некоторых языковых средств выразительности в данном тексте. Какие из них кажутся вам наиболее точными и почему? 1. Метафора «колыбель творчества поэта» служит для усиления выразительности текста. Упр. 76. Выпишите из текстов все изобразительно-выразительные средства: тропы и их виды; стилистические фигуры и их виды. Укажите средства создания образов на уровне фонетики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса. 1) Почему в языке отошедших людей Почему в языке современных людей — Потому что, когда, молода и горда, И убьет, и зальет, и прозрачно бежит, 2) А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: синяя стена его выросла выше, и в глубине ее между черных стволов безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери. Они припадали к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом, ломая сучья, свистели, гудели, ухали, и лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости.
|
||||||||
|