|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Сфера духовной культуры» 8 класс«Сфера духовной культуры» 8 класс Вариант 3
21. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) основывается на вере в сверхъестественное; 2) является областью духовной культуры; 3) влияет на нормы поведения людей; 4) использует культы и ритуалы.
22. У становите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Какие музеи вы посещаете чаще всего? » Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме. 23. Н айдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Историко-краеведческие музеи посещают более половины опрошенных граждан. 2) Бывает в художественных музеях каждый четвертый опрошенный. 3) Дома-музеи известных людей интересны такому же числу опрошенных, как и тематические музеи. 4) Музеи природы интересны меньшему числу опрошенных, чем художественные музеи. 5) Вообще не посещают музеи небольшое число опрошенных. 24. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) На протяжении десятилетий интерес к художественным музеям не уменьшается. 2) Тематические музеи востребованы узким кругом любителей и знатоков. 3) Граждане проявляют интерес к условиям жизни прошлых поколений. 4) В современном обществе растет число людей, не посещающих музеи. 5) Музеи природы можно перепрофилировать или закрывать — они неинтересны современным людям. 25. П рочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой. (А) Социологические опросы показывают, что люди все реже читают книги. (Б) Это отрицательно влияет на общий кругозор и интеллектуальное развитие человека. (В) В перспективе доля образованных людей может значительно снизиться. Определите, какие положения текста: 1) отражают факты; 2) выражают мнения. Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Часть 2
Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет. Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной. В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению... Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления... (А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы) 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 27. Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения. 28. Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь». 29. Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений. 30. С давних времен известен принцип: «Чтение — вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос. 31. Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|