Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подготовила Отришко М.В. 2 курс С(Д)О ОЛИГО заочное отд.



Подготовила Отришко М. В. 2 курс С(Д)О ОЛИГО заочное отд.

ТАБЛИЦА «ОТГРАНИЧЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Состояние Сходство Отличие
ЗПР И УО, и дети с ЗПР на первоначальных этапах обучения не понимают школьных требований, подчиняются правилам школьной жизни, интересуются школьными занятиями. И УО, и дети с ЗПР не владеют навыками, соответствующими школьной программе. После года обучения в 1 классе массовой школы не выучивают букв, затрудняются в звукобуквенном анализе, не могут писать под диктовку, не справляются с элементарными счетными операциями, чтении, письме, счете дети с ЗПР умственно отсталые дети обнаруживают сходные ошибки. Обратимость симптоматики: ЗПР- В случае правильной коррекционно-воспитательной работы может наступить полная обратимость симптомов. Дети с ЗПР обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития. При правильной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии. В дальнейшем (при благоприятных условиях воспитания и обучения) они оканчивают массовую школу, учатся в техникумах, а в отдельных случаях – в ВУЗах. УО - При умственной отсталости основным патогенетическим фактором является органическое поражение коры больших полушарий головного мозга, поэтому не возникает обратимости симптоматики в процессе компенсации. Поражение носит тотальный, необратимый характер. Нарушение познавательной деятельности: ЗПР - Парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. УО- Тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка (диффузное, размытое повреждение коры головного мозга). Потенциал развития познавательной деятельности: ЗПР - Высокий и зависит от формы ЗПР. УО – Низкий. Динамика интеллектуальной деятельности: ЗПР - Характерна скачкообразность. УО - Данный феномен не выявлен. Структура нарушения интеллектуальной деятельности: ЗПР - Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, восприятие, сфера образов – представлений, зрительно – двигательная координация, фонематический слух и др. УО - Страдают собственно мыслительные операции - обобщение, сравнение, анализ, синтез, отвлечение, абстрагирование. Эмоциональная сфера: ЗПР - Большая яркость эмоций. УО - Эмоциональная сфера не развита. Развитие моторики: При ЗПР моторика в большинстве случаев достигает значительного уровня развития. Движения скоординированы, целенаправленны, отличаются ловкостью, четкостью. У УО моторика недоразвита в целом. Движения плохо скоординированы, замедлены, неловки. Явно выражено недоразвитие сложных форм движений, преимущественно рук. Наблюдается плохая переключаемость с одного движения на другое. Дети не умеют выполнять движения по словесной инструкции или в воображаемой ситуации. Развитие речи: ЗПР - При ЗПР нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Недоразвитие фонематического слуха быстро преодолевается. Дети хорошо понимают сказки и рассказы. В чтении, письме, счете обнаруживают такие же ошибки, как и УО, но всегда пытаются понять прочитанное, прибегая к повторному чтению без указаний учителя. Они имеют больший запас слов, чем УО, могут передать содержание сказки, рассказа, не испытывая трудностей в подборе слов, фраз, быстрее усваивают правильную артикуляцию. УО - У детей с умственной отсталостью имеются грубые дефекты речи: значительно нарушена артикуляция, они плохо усваивают значения слов, у них не развит фонематический слух, затруднен звуковой анализ слова, имеются значительные дефекты произношения, бедность словаря, трудности формулирования мыслей, овладения грамматическим строем. Дети с умственной отсталостью недостаточно пользуются речью в процессе игры и общения; не имеют желания понять прочитанное, поэтому их пересказ непоследователен, нелогичен. Особенности игровой деятельности: ЗПР - Дети с ЗПР, в отличие от УО, в игре активны, инициативны, самостоятельны, продуктивны. У детей с ЗПР имеется интерес к предметно - манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у УО, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. УО - У УО игры носят элементарный, подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями, в их играх нет сюжетов, они носят предметно-игровой характер. Способность принимать помощь: ЗПР - Дети с ЗПР способны принимать помощь взрослого, усваивать принцип решения задания и переносить его на аналогичные задачи, они сами замечают свои ошибки. УО малочувствительны к помощи взрослых: требуются десятки показов и повторений, прежде чем действие будет усвоено. Они не замечают своих ошибок. Игровое предъявление заданий: ЗПР - Повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР. УО - Может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка. Особенности изобразительной деятельности: ЗПР - Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью. УО - У умственно отсталых дошкольников без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т. е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги.
Нарушение слуха (глухота) Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т. п. ), а слабовидящему соответствующие устные задания, то они их выполняют. У детей с нарушением интеллекта вследствие общей патологической инертности в младенческом и раннем возрасте нет интереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало дифференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития фонематического слуха. Порой отмечается отсутствие лепета или же очень позднее его возникновение. Зачастую умственно отсталые дети плохо различают слова на слух. В ряде случаев их принимают за слабослышащих или за детей с тяжелыми речевыми дефектами. Снижение слуха может вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Трудность определения умственной отсталости заключается в том, что в отличие от других аномалий (глухота, слепота) для умственной отсталости нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой ее можно было бы измерить. У умственно отсталых детей в отличие от детей со сниженным слухом или с локальными нарушениями речи это дефект вторичный, и при правильной постановке обучения он поддается педагогической коррекции. Компенсируют недоразвитие речи мимикой и жестами. Недоразвитие речи при снижении слуха имеет специфические особенности, не являющиеся характерными для олигофрении: ограниченный запас обиходных слов; специфическое искажение произношения с оглушением звонких согласных и выпадением безударных частей слов, недоступных слуху; замещение названий действий и признаков предмета обозначением самого предмета; нарушение грамматического строя речи, выражающееся в неправильно построении предложений, в нарушении морфологического строя с характерным выпадением или искажением приставок, суффиксов и окончаний. Слабослышащий ребенок отличается от умственно отсталого также более высоким уровнем развития личности, который проявляется в большей адекватности понимания жизненных ситуаций, в осознании своих трудностей, в умении критически отнестись к себе и окружающим. В отличие от олигофренов, слабослышащий ребенок относительно легко усваивает счетные операции и пользуется переносом усвоенных знаний.
РАС Как и аутисты, дети с умственной отсталостью очень любят музыку. И у тех, и у других ослаблены моторные навыки. Но в случае аутического расстройства, добавляются стереотипные движения, которые не контролируются пациентом. Наблюдая за действиями малыша по этим параметрам, можно понять: аутизм у него или это умственная отсталость. И на основе этих выводов планировать коррекционную работу.   Речевые навыки: УО - У умственно отсталых детей, а затем и взрослых – речь грамматически неправильная, сильно упрощённая, задержка речевого развития идет по всем параметрам. Такие люди не способны осознать и сформулировать сложные предложения, с трудом понимают чужие высказывания, не могут строить длинные фразы, не запоминают постоянно используемые рядом с ними фразы. РАС - Речь у детей с аутизмом, как правило, развита соответственно возрасту, но имеет свои особенности. Малыш может одновременно манипулировать сложными фразами и самыми первыми выученными словами. Вставляет в речь много подхваченных из фонового окружения фраз. Но аутисты не разговорчивы, не идут первыми на контакт, предпочитают использовать жесты. Каждое слово из них приходится буквально вытаскивать. При отдельных формах расстройств аутического спектра, к достижению 2 лет может произойти регресс речевых навыков и даже полное исчезновение речи. Но это скорее исключение. Речь других людей, дети понимают. Взаимодействие с социумом: УО - Ребята с умственным отставанием мало отличаются от сверстников в желании общаться с окружающими. В силу своих способностей они устанавливают контакты с взрослыми и детьми, стремятся постоянно общаться, дружить, поддерживать диалоги, постоянные отношения, легко смотрят в глаза, не отворачиваются. РАС - Необщительность – отличительная черта аутистов. Они испытывают дискомфорт при необходимости взаимодействовать с людьми. Причем и свои, и чужие, ими воспринимаются одинаково негативно. Зрительный контакт такими людьми практически не поддерживается. Первыми, общение они не инициируют. Состояние интеллекта: УО - У пациентов с УО, познавательная деятельность ограничена пределами, за которые человек вряд ли когда сможет выйти. У них простой внутренний мир, основная цель в жизни редко заходит дальше реализации естественных потребностей. В любой ситуации они демонстрируют примерно один уровень знаний и умений. Ребята с УО часто осваивают простые рабочие специальности. РАС - Аутисты часто обладают сохранным интеллектом с потенциалом развития, но из-за специфического восприятия окружающего мира его не проявляют открыто. Им не интересна познавательная деятельность, хотя они и могут ее осуществлять на уровне с нормальными сверстниками. Часто демонстрируют впечатляющие способности в направлениях, входящих в сферу их интересов, игнорируя другие. Такие пациенты нередко показывают разные результаты в привычной обстановке, и в новой, являющейся для них стрессовой. Аутисты с легкой формой расстройства получают высшее образование, становясь отличными специалистами в узкой, интересной им области. Бытовые навыки: УО - Гораздо лучше усваиваются людьми с УО. К сознательному возрасту много умеют: купят продукты в магазине, будут самостоятельно передвигаться по городу. РАС - Аутисты не особо самостоятельны. Они с трудом осваивают ежедневные ритуалы. Порой остаются бытовыми инвалидами на всю жизнь, при этом показывая высокий интеллект. Самостоятельно передвигаться, даже по знакомому городу они не любят, воспринимая это как пугающий, иногда совершенно невозможный опыт. Игровая деятельность: УО - У умственно отсталого значительно заторможена в развитии. Он останавливается на изучении свойств предмета, не доходя до ролевых игр. РАС - Аутисты предпочитают ритуализировать игры, постоянно проигрывая один и тот же сценарий.
Алалия Общее при алалии и умственной отсталости: - позднее появление речи: к трем–четырем–пяти годам; - похожий лепет; - очень малый запас слов. У детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой; Дети с МА заинтересованы в обучении, получение новых знаний, дети с УО не проявляют интереса; Дети с МА принимают помощь взрослого в различных видах деятельности, дети с УО плохо принимают помощь; Дети с МА критичны к своим ошибкам, дети с УО малокритичны к своим ошибкам и неудачам; У детей с МА имеется «явление переноса»: после объяснения способа выполнения действия, дети выполняют аналогичные действия на другом материале спонтанно, у детей с УО, спонтанно не формируется, необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения заданий; Дети с МА лучше понимают речь, дети с УО с трудом понимают сказанное, что хорошо заметно на предложении выполнить действие по инструкции «Принеси книгу» и т. д.;   У детей с МА имеются аграмматизмы, речь детей с УО логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане, в грамматическом отношении; У детей с МА сохранно невербальное мышление (например, исключение 4 лишнего), у детей с УО имеется нарушение всех его компонентов; У детей с МА степень обучаемости выше; У детей с МА некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с УО – диффузный; у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отсталость постепенно сглаживается.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.