Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





- Пришло время для  вокальной работы.



 

Музыка. 3 класс. Дата: 11. 02. 2021г.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок музыки.

На прошлом уроке мы с вами говорили о музыке, посвященной матери – гимн «Аве Мария! ». Тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит.

Перейдите, пожалуйста, по ссылке:

http: //www. youtube. com/watch? v=xnePZ7cabCk

Вы прослушали молитву, написанную Сергеем Рахманиновым «Богородице Дево, радуйся».

Посмотрите на портрет композитора С. Рахманинова.

- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку? (в церкви, в концертном зале)

- Кто исполняет это музыкальное произведение? (хор)

- Есть ли музыкальное сопровождение? (нет)

- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения? («acapella», аккапелла)

- Как вы считаете, как  называются слова в этом произведении – стихи или молитва? (молитва)

- К кому обращена эта молитва? (к Богородице)

- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?

Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Её родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трёх лет отдадут ребёнка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избрана она между жёнами, и от неё воплотиться Сын Божий. Ангел сказал ей такие слова: «Радуйся, Мария, Господь с тобою, благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших! »

- Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию?

Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за короткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

С её ликом написано много икон:

 

Именно эту молитву о Богородице воплощает композитор Сергей Рахманинов в своей музыке, которую слушали в начале урока. Это музыкальное прочтение молитвы.

- Кто из вас был в храме и слушал церковную музыку?

- Какие у вас были впечатления от исполнения церковной музыки?

 

 - Ребята, это изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

На Руси Божью Матерь называют Богородицей.

- А вы знаете, как её называют в западных странах с католической верой? (Девой Марией. Мадонной)

Посмотрите, пожалуйста, на картину. Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у неё есть на свете - сына. Её глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает.

- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям? (с облаков)

- Какой цвет преобладает? (золотистый)

Белый цвет покрывала ребёнка символизирует чистоту и непрочность, а золотистый - божественный.

Богоматерь идёт по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у неё есть - Сына.

- Ребята, а вы знаете,  какой музыкальный инструмент можно услышать в католическом храме? (орган)

- А в православном храме можно услышать орган? (нет)

- Правильно. В православных храмах признается только один музыкальный инструмент - человеческий голос. А в западноевропейских храмах орган сопровождает пение церковного хора.

- Вспомните, перейдя по ссылке, песню «Аве Мария» Ф. Шуберта:

Перейдите по ссылке:

https: //yandex. ua/video/preview? filmId=16095869749844935285& reqid=1611736897599326-1444161888106953871800127-man2-5455& suggest_reqid=280762725152147522969199484514787& text=«Аве+Мария»++Франца+Шуберта+в+исполнении+певицы+И. +К. +Архиповой

 

- Итак, мы познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С. Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, что между ними общего и в чём различие?

- Что общего в построении мелодии?

1. Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придаёт мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.

2. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.

3. Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта. Присутствует и кульминация с появлением форте: в «Богородице Дево, радуйся! » на словах «Яко спаса родила» и у Шуберта в «Аве Марии» на словах «Тронись же скорбную мольбою». Кульминация форте выделяет главный смысл молитвы, и заканчивается музыка успокоением души, что подчеркивается пианиссимо. Но если у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.

 

- Предлагаю вам прослушать тропарь Владимирской иконе Божьей Матери:

https: //hotplayer. ru/? s=муз. %20писарева

 

- Пришло время для  вокальной работы.

- Познакомьтесь  с текстом русской народной песни «Я ли в поле да не травушкой была». Её услышал и записал И. Суриков, а П. Чайковский придумал музыку.
Я ЛИ В ПОЛЕ ДА НЕ ТРАВУШКА БЫЛА…

                                                Музыка Петра Чайковского
                                        Слова Ивана Сурикова

Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.

Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Я ли в поле не пшеничушка была,
Я ли в поле не высокая росла;
Взяли меня, срезали серпами,
Склали меня на поле снопами.

Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Я ли в поле не калинушка была,
Я ли в поле да не красная росла;
Взяли калинушку, поломали
И в жгутики меня посвязали.

Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Я ль у батюшки не доченька была,
У родимой не цветочек я росла;
Неволей меня, бедную, взяли
И с немилым, седым, повенчали.

Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка.
   Познакомимся с мелодией песни, перейдя по ссылке:

https: //yandex. ua/video/preview? filmId=8197423697956978127& reqid=1612336948863655-1736737884487785988400099-man2-5393& text=+«Я+ли+в+поле+да+не+травушка+была»+караоке

- Попробуйте исполнить песню.

 

На этом уроке мы прикоснулись к тайнам двух музыкальных молитв Шуберта и Рахманинова. Именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.
Сканы или фотографии работ(ответов) прислать на почту: polyanskie-di@mail. ru   

Спасибо за урок!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.