![]()
|
|||
- Пришло время для вокальной работы.
Музыка. 3 класс. Дата: 11. 02. 2021г. - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок музыки. На прошлом уроке мы с вами говорили о музыке, посвященной матери – гимн «Аве Мария! ». Тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит. Перейдите, пожалуйста, по ссылке: http: //www. youtube. com/watch? v=xnePZ7cabCk
Посмотрите на портрет композитора С. Рахманинова. - Как вы думаете, где можно услышать эту музыку? (в церкви, в концертном зале) - Кто исполняет это музыкальное произведение? (хор) - Есть ли музыкальное сопровождение? (нет) - Как называется такое исполнение хора, без сопровождения? («acapella», аккапелла) - Как вы считаете, как называются слова в этом произведении – стихи или молитва? (молитва) - К кому обращена эта молитва? (к Богородице) - А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Её родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трёх лет отдадут ребёнка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избрана она между жёнами, и от неё воплотиться Сын Божий. Ангел сказал ей такие слова: «Радуйся, Мария, Господь с тобою, благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших! » - Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию? Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за короткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. С её ликом написано много икон:
Именно эту молитву о Богородице воплощает композитор Сергей Рахманинов в своей музыке, которую слушали в начале урока. Это музыкальное прочтение молитвы. - Кто из вас был в храме и слушал церковную музыку? - Какие у вас были впечатления от исполнения церковной музыки?
На Руси Божью Матерь называют Богородицей. - А вы знаете, как её называют в западных странах с католической верой? (Девой Марией. Мадонной) Посмотрите, пожалуйста, на картину. Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у неё есть на свете - сына. Её глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. - Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям? (с облаков) - Какой цвет преобладает? (золотистый) Белый цвет покрывала ребёнка символизирует чистоту и непрочность, а золотистый - божественный. Богоматерь идёт по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у неё есть - Сына. - Ребята, а вы знаете, какой музыкальный инструмент можно услышать в католическом храме? (орган) - А в православном храме можно услышать орган? (нет) - Правильно. В православных храмах признается только один музыкальный инструмент - человеческий голос. А в западноевропейских храмах орган сопровождает пение церковного хора. - Вспомните, перейдя по ссылке, песню «Аве Мария» Ф. Шуберта: Перейдите по ссылке: https: //yandex. ua/video/preview? filmId=16095869749844935285& reqid=1611736897599326-1444161888106953871800127-man2-5455& suggest_reqid=280762725152147522969199484514787& text=«Аве+Мария»++Франца+Шуберта+в+исполнении+певицы+И. +К. +Архиповой
- Итак, мы познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С. Рахманинова и Ф. Шуберта. Давайте попробуем их сравнить, что между ними общего и в чём различие? - Что общего в построении мелодии? 1. Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придаёт мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом. 2. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая. 3. Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта. Присутствует и кульминация с появлением форте: в «Богородице Дево, радуйся! » на словах «Яко спаса родила» и у Шуберта в «Аве Марии» на словах «Тронись же скорбную мольбою». Кульминация форте выделяет главный смысл молитвы, и заканчивается музыка успокоением души, что подчеркивается пианиссимо. Но если у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.
- Предлагаю вам прослушать тропарь Владимирской иконе Божьей Матери: https: //hotplayer. ru/? s=муз. %20писарева
- Пришло время для вокальной работы. - Познакомьтесь с текстом русской народной песни «Я ли в поле да не травушкой была». Её услышал и записал И. Суриков, а П. Чайковский придумал музыку. Музыка Петра Чайковского Я ли в поле да не травушка была, Ох ты, горе мое, горюшко! Я ли в поле не пшеничушка была, Ох ты, горе мое, горюшко! Я ли в поле не калинушка была, Ох ты, горе мое, горюшко! Я ль у батюшки не доченька была, Ох ты, горе мое, горюшко! https: //yandex. ua/video/preview? filmId=8197423697956978127& reqid=1612336948863655-1736737884487785988400099-man2-5393& text=+«Я+ли+в+поле+да+не+травушка+была»+караоке - Попробуйте исполнить песню.
На этом уроке мы прикоснулись к тайнам двух музыкальных молитв Шуберта и Рахманинова. Именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим. Спасибо за урок!
|
|||
|