Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





  Цикл онлайн-концертов



                            Цикл онлайн-концертов

           «Шедевры мирового классического балета»

                              Апрель-май 2020 г.

Дорогие друзья!

В рамках Международного Социального Проекта «София-Русь»,  авторского Проекта Школы «Морозко»  «Дети для детей города»  мы продолжаем знакомить наших юных зрителей с лучшими образцами классической музыки и классического танца.

Классикой принято называть образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Несмотря на постоянное изменение моды и вкусов публики, есть то высокое искусство, которое выдержало проверку времени. И к такому высокому искусству бесспорно принадлежит классический балет, который родился в Италии в эпоху Возрождения.  Заимствованный из Италии, во Франции балет расцветает  позже, как пышное торжественное зрелище – придворный балет. Затем появляются новые театральные жанры – комедия-балет и опера-балет. В 18-м  веке балет становится самостоятельным видом искусства благодаря французскому балетмейстеру Жану-Жоржу Новерру. Он  создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

 Классический балет является квинтэссенцией ( «квинтэссенция» - самое основное, главное, важное, существенное) благородного придворного танца с вкраплением акробатики. Основная задача этого направления заключается в воплощении и выражении состояния человека, его мыслей, ощущений и взаимодействия с окружающим миром. А термин «классический» балет защищает этот благородный вид искусства от пагубного влияния западных и современных танцев, защищает чистоту этого направления и жесткость системы, направленной на то, чтобы приучить тело к дисциплине, сделать его гибким, послушным и чутким инструментом в руках балетмейстера.

Главным блюстителем норм и канонов классического балета стал  Мариус  Петипа – французский хореограф, который приехал  в Петербург в 1847 году и стал балетмейстером петербургской труппы. Балеты, поставленные Мариусом Петипа, стали венцом становления классического балета. Именно в 19-м веке была закреплена терминология балета, которая применяется до сих пор. Понятие русского балета заключено в десяти основных произведениях: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая Красавица», «Щелкунчик», «Эсмеральда» и пр.

Гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковский осуществил настоящий переворот в балетной музыке. Он внес в нее непрерывное симфоническое развитие  и глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его   балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая Красавица» стала не просто известна, узнаваема и любима во всем мире, она вошла в золотой фонд шедевров мировой классической музыки. Музыка балетов Петра Ильича Чайковского настолько точно раскрывает характеры героев, тонко и глубоко доносит до зрителя смысл  и развитие действия, что не оставляет равнодушными зрителей всех времен и народов, независимо от возраста, национальной принадлежности. Невозможно представить мировой культуры без гениальной музыки Чайковского, его балетов, которые  славятся не только  потрясающей музыкой, но  и прекрасной, профессиональной хореографией.  

В нашем  образовательном цикле онлайн-концертов  «Шедевры мирового балета» мы покажем отрывки  из балетов П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая Красавица», «Лебединое озеро», а также фрагменты балетов С. Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта» и  Минкуса «Дон Кихот».

В наших концертах традиционно принимают  участие не только профессиональные артисты, но и дети – юные танцоры, которые делают свои первые шаги на большой сцене. И в этом уникальность нашего  творческого Проекта. Присутствие детей на сцене вызывает у зрителей самые теплые чувства, это всегда очень трогательно. А для детей это радость выхода на сцену и приобретение первого сценического опыта, столь необходимого для начинающего артиста.

Наши  мероприятия, фестивали и концерты ( очные и онлайн-концерты), посвященные классическому балету,  имеют свою предысторию. 9-го  декабря 2017 г. в театре Людмилы Рюминой состоялся первый  международный, совместный русско-итальянский молодёжный проект – балет-спектакль на музыку Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица». Вместе в русскими детьми и танцорами на сцену вышли артисты из Италии, воспитанники хореографических студий Милана и Флоренции.  Балет «Спящая красавица» - сказочный спектакль, восхитительная феерия, которая захватывает зрителя  своей яркой и торжественной визуальной составляющей вкупе с музыкой великого Чайковского  и глубинным философским подтекстом. «Спящая красавица» признана настоящим мировым шедевром балетного искусства, задав высокий стандарт для многих поколений вперед.

Постановка балета «Спящая Красавица» стала первым опытом нашего Проекта в создании таких уникальных совместных спектаклей, в которых участвовало  одновременно около 100 юных артистов из различных хореографических студий России и Италии. Каждый коллектив репетировал свою часть ( отрывок из балета)  у себя на родине, на своей  сценической площадке, а затем уже в Москве, в невероятно короткие сроки,  нужно было каждый кусочек собрать воедино, чтобы получился полноценный спектакль. С одной стороны  это невероятно трудно! Но с другой стороны - в итоге огромного труда и сотрудничества российских и итальянских педагогов, а также  благодаря четкой, отлаженной работе команды организаторов Проекта спектакль состоялся.

Получился не просто красивый и зрелищный спектакль с большим количеством участников, где костюмы и декорации поразили своей красотой и великолепием. Получилось творческое сотрудничество двух стран – России и Италии. Подобное сотрудничество начинается,  как правило, с дружбы отдельных людей-энтузиастов, подвижников, объединенных общим делом. Благодаря сотрудничеству организаторов и  хореографов из России  и Италии родился прекрасный спектакль на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Очень радует, что данное сотрудничество двух стран было основано именно на русском материале, на русских классических музыкальных традициях.

 Подобные совместные проекты сближают творческую молодежь, проживающую в разных странах мира. Возникает чувство взаимопонимания, налаживаются дружеские и творческие контакты, строятся дальнейшие творческие планы, рождаются новые интересные идеи, замыслы  и проекты, что создаёт хорошую перспективу культурных взаимоотношений между нашими странами.

Продолжением данного совместного проекта стал ответный дружественный визит артистов «Молодого балета Москвы» в Италию для участия в совместном российско-итальянском спектакле «Дон Кихот» с молодыми артистами из разных регионов Италии. Этот спектакль состоялся в июне 2018 года в г. Милане.

Этот интересный совместный российско-итальянский проект получил свое развитие. В  мае 2018 года в г. Ярославле во Дворце Культуры им. Добрынина состоялось мероприятие, которое стало настоящим праздником для юных любителей балета  - 1-ый Международный Фестиваль Танца «Молодой Балет Европы».

Фестиваль танца - часть масштабного Международного Проекта фестивалей и конкурсов культуры, искусства, науки и образования «София-Русь», который проводит мероприятия различной направленности и социальной значимости. Главная цель Фестиваля Танца – популяризация такого прекрасного и одновременно  сложного  вида искусства, которым является классический балет. Привлечение внимание молодежи к классическому балету - одна из целей Фестиваля Танца.

Программа Фестиваля Танца «Молодой Балет Европы» была очень насыщенной и интересной. Это и конкурсные просмотры, на которые приехали участники из различных регионов России, а также мастер-классы по классическому балету, современному и народному танцу, балетной гимнастике. Завершился Фестиваль Танца уникальной совместной российско-итальянской постановкой еще одного прекрасного  балета  - «Дон Кихот». Получился  яркий, динамичный, зрелищный спектакль, который смотрелся на одном дыхании. Завораживающая музыка Минкуса никого не оставила равнодушным. Потрясающая музыка. Это самый « балетный балет». В нем музыка полностью подчинена танцу.

Парад танцев - искромётных, красочных, виртуозных, с великолепной щедростью рассыпанных по хореографической партитуре - это то, что более всего привлекает в балете. Стиль во многом определяет музыка Минкуса (1827-1907), чешского скрипача, капельмейстера и композитора, работавшего в Москве и Петербурге. Взаимодействие музыки и хореографии сообщает балету «Дон Кихот» те удивительные качества, которые определяются как темпераментность и зажигательность, которыми окружён в нашем восприятии образ Испании.

Главные партии Китри и Базиля были великолепно исполнены обворожительной, изящной Марией Челесте и блистательным Андреа Фризано, солистом театра «Аристон Пробалет» в Сан-Ремо, Италия.

Партии Дон Кихота и Санчо Пансо исполняли известные артисты итальянского балета – Маурицио Тамеллини (заслуженный балетмейстер, педагог, солист театра Ла Скала - Италия и Национального балета - Франция) и Витторио ди Рокко (хореограф-постановщик театров Европы, солист театров в Ницце, Бордо). Постановщик балета «Дон Кихот» – художественный руководитель Фестиваля Танца  «Молодой балет Европы» Екатерина Дальская (Россия-Италия). Вместе с руководителем Проекта «София-Русь» Морозовой Светланой, а также вместе с педагогом-хореографом, руководителем фестивалей балета в Италии Надеждой Некрасовой, удалось собрать воедино 12 балетных школ из России и Италии в спектакле-балете «Дон Кихот».  И получился настоящий праздник, который стал событием для города Ярославля –столицы Золотого Кольца России, красотой  и богатой историй которого были потрясены артисты из Италии.

В апреле 2019 года в Ярославле, во Дворце Культуры им. Добрынина, состоялся II-ой Международный Фестиваль Танца «Молодой Балет Европы».

Организаторы сделали все возможное, чтобы Фестиваль Танца стал прежде всего радостным событием и праздником для юных любителей балета. Никакой жесткой конкуренции, которая вносит напряженность и разобщает участников! Напротив, наш фестиваль объединяет участников  различными совместными мероприятиями, экскурсиями, мастер-классами, концертными программами и совместным участием в балетных постановках. В мае 2019 года состоялась совместная постановка балета «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского. Сразу после конкурсных просмотров участники фестиваля погрузились в творческую атмосферу репетиций и подготовки к настоящему балету. В балете «Щелкунчик» было задействовано около 150-ти юных танцоров и профессиональных исполнителей из различных хореографических школ, студий, хореографических училищ. Балет «Щелкунчик» - лучшее произведение П. И. Чайковского, которое он написал для детей. Слушая его, человек имеет возможность задуматься о таких не просто важных, а ГЛАВНЫХ  ценностях жизни, как - любовь, добро, преданность, сострадание… Музыка «Щелкунчика» вдохновляет, завораживает, нравственно укрепляет и напоминает о том, что в человеке главными чертами должны быть чистота души и доброта. Балет настолько популярен, что его можно услышать не только во время спектакля. Например, в симфонических концертах часто исполняется сюита из нескольких его номеров.

Фестиваль - это всегда еще и обмен опытом. На нашем Фестивале Танца обмен опытом происходил ( и происходит)  в одном из самых сложных и прекрасных видов танцевального искусства, которым всегда славилась Россия.

В декабре 2019 года на сцене театра Людмилы Рюминой состоялась премьера еще одного известного балета-спектакля на музыку Сергея Прокофьева -  «Золушка» (режиссер – постановщик Екатерина Дальская, руководитель хореографической студии «Молодой балет Москвы», преподаватель Миланской Академии Танца (Италия), художественный руководитель Международного Фестиваля Танца «Молодой балет Европы»). Балет-спектакль «Золушка» - это уже четвертая совместная постановка, которая была показана зрителям в исполнении наших юных участников Проекта и профессиональных артистов.

Балет «Золушка» обладает удивительной силой! Он яркий, искрящийся и невероятно волшебный -  такой, каким и должна быть настоящая, добрая сказка, где справедливость обязательно восторжествует, а добро будет вознаграждено. Не даром Владимир Блок отметил, что Прокофьев был наделен удивительным талантом – «подбирать особые ключи к детским сердцам» с помощью своей невероятной музыки. Это действительно так, ведь произведения для детей – это особая и немаловажная часть творчества композитора. Что касается музыкальной части, то балет чутко продолжает традиции классических спектаклей. В нем присутствует множество ярких и колоритных номеров, вариации, дивертисменты, а также яркая звукоизобразительность. Достаточно привести в пример знаменитую «Сцену с часами», в которой композитор мастерски передал бег времени. Прокофьев отмечал, что очень хотел, чтобы произведение получилось наиболее танцевальным и это у него удалось в полной мере.

Классический балет справедливо считается высшей ступенью хореографического искусства, где танец превращается в музыкально-сценическое представление, где важно все – драматургическая основа, сценография, костюм, свет и, конечно, мастерство исполнителя. Поскольку балет, как любой вид искусства, развивается, одна из целей нашего Фестиваля  – познакомить участников с тенденциями классического и современного танца, которые есть сейчас в Европе. Но наряду с новаторством, важно помнить и сохранять лучшие традиции Русской Балетной Школы, которая достигла в 20-м веке истинного расцвета, став одной из визитных карточек нашей страны и русского искусства.

Мы надеемся, что цикл наших онлайн-концертов, посвященных классическому балету, принесет много незабываемых впечатлений нашим зрителям. 30-го апреля 2020 г. состоится первый, «вводный» онлайн-концерт «Шедевры мирового классического балета». В течение мая состоится ряд онлайн-концертов, также посвященных балету. Вы услышите прекрасную музыку, откроете для себя новые имена… Будьте с нами!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.