Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Характерные особенности музыки



 

Возрождение – это целая культурная эпоха в процессе перехода от Сред-

них веков к Новому времени, в течение которого совершился культурный

переворот. Возрождение – это новый этап в развитии мировой культуры. В

это время были заложены основы современной науки, в частности есте-

ствознания, высокого уровня достигла литература, получившая с изобрете-

нием Гутенбергом книгопечатания невиданные ранее возможности рас-

пространения. В это время сложилась реалистическая система в искусстве.

Это была эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов

по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.

Термин Возрождение начал применяться еще в ХVI веке по отношению к

изобразительному искусству. Автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых

живописцев, ваятелей и зодчих” (1550) художник Джорджо Вазари писал о

возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период Сред-

невековья. Понятие Возрождение приобрело широкий смысл.

Среди определения культурного явления Возрождения нет общепризнан-

Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 103

ного. Разные определения обращают внимание на разные признаки. Обоб-

щая, можно понять культурный смысл как:

k расцвет культуры,

k переворот в культуре,

k переходный культурный этап,

k восстановление идеалов античности.

Комплекс этих признаков и образует качественно новую ступень культу-

ры. Расцвет характеризует повышенная культурная деятельность. В этом

плане эпоху Возрождения можно сравнить с эпохой античности. Для этих

эпох характерны особая интенсивность культурной жизни, существование

множества ее центров; многообразие творческих проявлений, творческая

свобода; соединение жизненности и эстетичности; избыток духовной энер-

гии; удивительная концентрация на небольшом пространственно-времен-

ном отрезке людей великих, универсально одаренных.

Культура эпохи Возрождения зародилась в Италии. Термин Возрожде-

ние по отношению к культуре этой эпохи не случаен.

В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный иде-

ал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной

темой искусства.

Это не означает, конечно, что Возрождение повторяет античный период

в искусстве. За культурой Возрождения стоит тысячелетие Средневековья,

христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстети-

ческие идеалы, обогатившего искусство новыми сюжетами и новой стили-

стикой. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом

человеке и его новом духовном развитии. Для Ренессанса характерно вос-

приятие античности уже как далекого прошлого и потому – как “идеала, о

котором можно тосковать”, а не как “реальности, которую можно использо-

вать” (Эрвин Панофский).

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время

со второй половины ХIII по первую половину ХVI столетий. Внутри этого

периода Возрождение подразделяется на несколько этапов:

k конец ХII–ХIV века – Проторенессанс (предвозрождение), или тре-

ченто;

k ХV век – раннее Возрождение (кватроченто);

k конец ХV–первая треть ХVI веков – Высокий Ренессанс (чинквечен-

то).

1530 год по праву можно считать конечной датой развития Возрожде-

ния. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения рас-

104 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û

пространяется и на весь ХVI век. Кроме того, некоторые области Италии в

этом развитии вообще запаздывали. Родившись в Италии, Возрождение со-

общало свои идеи и открытия мыслителям и художникам Франции, Испа-

нии, Германии, Нидерландов. Почва, на которую попадали ренессанские

влияния, была очень разнообразной. Философия, искусство, поэзия, музы-

ка, вбирая тенденции итальянского Возрождения, видоизменяли многое в

соответствии со своей местной, национальной.

О Возрождении можно говорить как об общем культурном явлении Ев-

ропы.

à ó ì à í è ç ì Ð å í å ñ ñ à í ñ à

Движение гуманистов зародилось в Италии в ХIV веке. Первоначально

гуманист – это человек, который воспринимал античность как свою духов-

ную родину и испытывал по отношению к ней ностальгическое чувство.

Для гуманиста традиционное средневековое представление становится не-

действительным. Он стремится подражать античности и в этом обрести

себя и свое достойное поприще. Слово гуманизм очень точно и ёмко харак-

теризует то новое и своеобразное, что создало Возрождение в своей обра-

щенности к старому.

Гуманизм не сводится лишь к любви к человеку. Самое существенное в

гуманизме – это направленность человека на самого себя. Для гуманистов

человек есть высшая и последняя реальность, его главная жизненная задача

– очеловечить себя, стать человеком во всей полноте своей человечности.

Эту человечность гуманисты видели воплощенной в античном человеке.

Новый светский характер мышления менял духовную атмосферу обще-

ства. Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вы-

зова схоластики. Гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных зна-

ний – грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику. Наме-

тилась тенденция к дифференциации знаний и к расширению круга универ-

ситетских дисциплин.

Эпоха Возрождения требовала от философов не только развитого интел-

лекта, но и художественно-литературного таланта, позволяющего довести

идею до определенного эстетического образца.

Главными проблемами возрожденческой философской мысли были:

k насколько ценен человек,

k велик он или ничтожен,

Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 105

Гуманистическое мировоззрение Ренессанса отражало реальные обще-

ственные изменения: падение авторитета церкви в повседневной жизни

людей, стремление к освобождению человеческой личности, к красоте не

только художественных образов, но и одежды, пищи, быта в целом. Гор-

дость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта стано-

вятся отличительными чертами общества.

В целом мировоззрение Ренессанса – это утверждение идеала гуманис-

тичности личности и цельности мироздания. Этой эпохе присущ светс-

кий гуманистический характер.

Основные гуманистические представления философов этой эпохи харак-

теризовались следующими положениями: человек обладает самоценностью,

творческой самостоятельностью, он прекрасен и возвышен как духовно, так

и телесно; человек обладает достоинством, его разум и мысли свободны.

Æ è â î ï è ñ ü, ñ ê ó ë ü ï ò ó ð à, à ð õ è ò å ê ò ó ð à Ð å í å ñ ñ à í ñ à

Эпоха Возрождения знаменита расцветом философии, ремесел, полити-

ческой мысли и науки. Но самое замечательное явление того времени – это

возрождение живописи.

Творчество Сандро Боттичелли (1445–1510) отвечает всем характерным

чертам Раннего Возрождения. Этот период более чем какой-либо другой

ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего

мира. Именно в это время идут активные поиски в области отображения

линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, сим-

метрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было

связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-ново-

му ощущать мир значило по-новому его видеть.

И Боттичелли изображал его сквозь призму видения нарождающей-

ся эпохи. Образы, созданные им, поражают необычайной интимно-

стью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяет

нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость

образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмер-

ной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падаю-

щие волосы, характерные движения краев одежды. Иными слова-

ми – наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых худож-

никами Раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутству-

ет как ни у кого другого глубочайший психологизм. Об этом свиде-

тельствуют картины “Весна” и “Рождение Венеры”.

106 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û

Творчество трех итальянских гениев – Леонардо да Винчи, Микеландже-

ло и Рафаэля считается вершиной эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский художник, скульптор, ар-

хитектор, ученый. Он жаждал попробовать себя во всех областях деятель-

ности_______. Он придумал танк и вертолет, написал рабо-

ты по математике, анатомии, ботанике. И все-таки в

истории человечества он в первую очередь художник,

великий живописец эпохи Возрождения. Его фреска

“Тайная вечеря” – вершина философской живописи.

Леонардо изобразил тот момент, когда Иисус Хрис-

тос сказал своим ученикам: “Один из вас предаст меня”.

В позах, жестах, лицах двенадцати человек вели-

кий художник запечатлел целую вселенную чувств,

переживаний, мыслей.

Желание понять внутренний мир человека, изуче-

ние психологии отразились в самом удивительном

творении итальянского мастера – в шедевре, с кото-

рым связано огромное количество исследований, на-

учных гипотез и легенд. Это – “Джоконда”. Вазари

писал, что “он – портрет Джоконды – казался чем-то

скорее божественным, чем человеческим, и почитал-

ся произведением чудесным, ибо сама жизнь не мог-

ла быть иной”.

Обычная жизнь с ее суетой казалась Леонардо не-

значительной в сравнении с его замыслами. Однако

и их он часто оставлял, не доведя до конца, увлекаясь

новыми идеями.

Его набросков, планов хватило бы на десять гени-

ев. Он умер, оставив четырнадцать томов рукописей,

часть из них не понята и не расшифрована до сих пор.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) не стре-

мился проявить себя во всех областях искусства и

науки подобно Леонардо. Но как скульптор и живописец он, может быть,

даже превзошел своего великого современника.

Гимном человеку и его возрождению стала главная живописная работа

Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме.

За четыре года работы он один расписал потолок площадью в пятьсот

Автопортрет.

Леонардо да Винчи

Мадонна Литта.

Леонардо да Винчи

Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 107

квадратных метров. Эту роспись можно сравнить с “Бо-

жественной комедией” Данте.

В отличие от Леонардо, который величественно уда-

лялся от обыденной жизни, Микеланджело был чело-

веком страстным, темпераментным. Жизнь уготовила

ему немало страданий и разочарований. В минуты от-

чаяния он написал стихи, в которых проклинал свое

время:

Отрадно спать, отрадней

камнем быть.

О, в этот век, преступный

и постыдный,

Не жить, не чувствовать

– удел завидный.

По проекту Микеланджело был реконструирован центр Рима – Капито-

лийский холм – и возведен собор святого Петра, одно из самых грандиоз-

ных зданий на земле.

По сравнению с величественным Леонардо и неистовым Микеландже-

ло Рафаэль Санти (1483–1520) видится скромным юношей. Но и его назы-

вают гением, титаном, гигантом Возрождения!

Рафаэль не последовал дорогой своих великих современников, он создал

свою – лирическую, поэтическую живопись. Мягкость и нежность характе-

ра Рафаэль сочетал с удивительной работоспособностью. В Ватиканском

дворце Папы Римского Рафаэль расписал несколько залов. Особенно знаме-

ниты две его фрески – “Парнас” и “Афинская школа”.

Самая знаменитая картина Рафаэля – “Сикстинская мадонна”. Ее называ-

ют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи Воз-

рождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало

символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности.

Умер Рафаэль очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот корот-

кий срок он сделал так много, что годы его жизни искусствоведы называют

эпохой, веком Рафаэля.

Высокое Возрождение характеризуется гармоничным объединением ис-

кусств, где предполагается равноправие скульптуры с живописью и архи-

тектурой.

Искусство высокого Возрождения, безусловно, не исчерпывается пере-

численными именами. В это же время работали Джорджоне, Тициан, Эль

Греко (Испания), Брейгель Старший, Иеронимус Босх (Нидерланды),

Давид.

Микеланджело

108 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û

Петрарка.

Фреска

работы

Джотто

Альбрехт Дюрер (Германия).

От Ренессанса в новоевропейской культуре идет почитание художников.

Теперь их смело относят к великим людям. Со временем великими людьми

станут считать художников даже в большей степени, чем полководцев и го-

сударственных F0l деятелей. Ренессанс пока таких акцентов еще не делал. Но

очень характерно, что именно Возрождение сделало возможным создание

“Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”

Джорджо Вазари.

Восхищение художником, которое присуще Возрождению и чуждо пред-

шествующим эпохам и течениям в культуре, связано с тем, что именно в

художнике видели человека в его выражении, человека по преимуществу.

Между человеком и Богом для ренессанских гуманистов не было абсолют-

ного различия. Единство человека и Бога гуманисты видели в том, что Бог,

как и человек, – это мастер, только один из них создал мир, тогда как челове-

ку еще предстоят созидательные усилия. Оба они – художники, творчество

их имеет разные масштабы, но по существу своему оно одно и то же.

Ë è ò å ð à ò ó ð à è ò å à ò ð Ð å í å ñ ñ à í ñ à

Литература эпохи Возрождения базируется на основных философских

положениях данного периода. В борьбе против религиозного мировоззре-

ния гуманисты опирались на образцы античной литературы, которые при-

влекали их жизнерадостностью, любовью к человеку. Латинский язык, не-

понятный народным массам, перестает господствовать в

культурной жизни. Идейным знамением художественного

творчества становится принцип свободного развития чело-

веческой личности.

Гуманистическая литература эпохи Возрождения цели-

ком посвящена теме человека и борьбе против всего, что ме-

шает его свободному развитию и счастью. Любовь как пре-

красное человеческое чувство становится одной из знача-

щих тем литературы.

Гуманистические мотивы в литературе Ренессанса появи-

лись уже в творчестве Данте.

Данте Алигьери (1265–1321) – последний поэт Средне-

вековья и первый поэт Нового времени. Творчество Данте и

его личность стоят на грани старого, церковно-феодального,

Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 109

и нового, гуманистического. Фигура Данте воплотила характерные черты

духовной жизни Средневековья, а с другой стороны – стала предвестником

новой культурной эпохи – Возрождения.

Он родился во Флоренции, в дворянской семье. Девятилетним мальчи-

ком на пышном майском празднике он увидел дочь своего соседа – Бе-

атриче. Она была его ровесницей. Эта встреча и сделала его поэтом.

Прошло девять лет, и Данте опять встретил Беатриче, теперь уже

неотразимую красавицу. Детская влюбленность превратилась в ро-

мантическую любовь. Беатриче вскоре умерла, но навсегда осталась

для своего возлюбленного идеалом любви и красоты. Первые циклы

стихов Данте посвятил Беатриче.

Всю свою жизнь, все свои страдания и победы Данте вложил в свое

главное произведение – “Комедия”. Позже за совершенство поэмы ее стали

называть “Божественной комедией”. Данте описал в своей поэме ад, чисти-

лище и рай, населив их душами своих современников. Название ее стало

нарицательным. Так говорят о каком-либо грандиозном литературном про-

изведении. Позже, несколько веков спустя Бальзак назвал собрание своих

романов “Человеческой комедией”.

Имя Беатриче также стало нарицательным для возлюбленной поэта. Мно-

гие строки из “Божественной комедии” известны как крылатые выражения.

Например, надпись на вратах ада “Оставь надежду всяк сюда входящий” или

выражение “Пройти через круги ада”.

Данте Алигьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого

проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в це-

лом на века вперед. Он был убежден в высшей обусловленности творчес-

кого акта. Если природа лишь в незначительной степени отражает боже-

ственное совершенство, то художник, по мысли поэта, призван уловить бо-

жественную идею “гений чистой красоты” и максимально точно выразить

ее в своем произведении.

Почти сразу же после Данте в Италии появились еще два поэта, чьи име-

на вошли в мировую литературу. Это Петрарка и Боккаччо.

Франческо Петрарка (1304–1374), как и Данте, является создателем ита-

льянского литературного языка. Общепризнанно, что Петрарка –первый

европейский гуманист. Он одним из первых возрожденцев обратился к твор-

честву _______Цицерона и Сенеки, познакомился с идеями Платона. Древняя ла-

тинская литература была его увлечением.

Петрарка многие годы своей жизни провел в скитаниях по Италии. Его лиричес-

кие стихи о любви были известны повсюду. Париж, Неаполь и Рим приглашали

его, чтобы короновать как короля поэзии. Петрарка выбрал Рим, и на Капито-

110 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û

Самые знаменитые стихи Петрарки посвящены его прекрасной воз-

любленной – Лауре, которую он видел всего один раз и которая вдох-

новила его на возвышенную любовь.

Имя Лауры, как и имя Беатриче, стало символом любви, нарица-

тельным именем возлюбленной поэта. Имя самого Петрарки – симво-

лом поэта любви.

Интерес Петрарки к собственному “Я”, к живым человеческим чувствам

делает его представителем гуманистического движения.

Театр любой эпохи, в том числе и Возрождения, непосредственно свя-

зан с литературой, ее развитием. Именно данная эпоха вернула европейс-

кой культуре великую античную драматургию – комедии Аристофана, Те-

ренция, Плавта.

Серьезно стала изучаться теория драмы, которая находила применение в

театре Возрождения и постоянно совершенствовалась. В трактатах об ан-

тичной архитектуре ученые обнаружили сведения об устройстве театров, о

различных секретах сцены и акустики.

Одной из основных особенностей театра данной эпохи являются народ-

ный дух, знание и учет национальных традиций.

Театр Возрождения подразделяется на народный и профессиональный

и начинает носить светский характер.

Происходит постоянная борьба между новым и старым. Людям всегда

нелегко отказаться от устоявшихся взглядов, образа мыслей, задуматься над

тем, что такое новое, а что устарело. Именно такая ситуация приводит к

появлению в Италии в ХVI веке комедии масок, где основным был сюжет,

а характеры, обстоятельства, речь актеров были импровизацией. Данная те-

атральная форма стояла на стыке старого и нового, так как именно импро-

визация рождает идеи и мысли. Творческая фантазия, высокое актерское ма-

стерство, общая культура и кругозор артистов формировали сценическое ис-

кусство, в котором можно было выделить свои принципы, методы и при-

емы, где зритель также являлся участником представления.

Именно в эпоху Возрождения вновь возрождается значение театра в об-

щественной жизни, в формировании идей и нравов.

Театр приобретает профессиональные навыки, появляются постоян-

ные труппы, которые имеют свои собственные помещения для представ-

лений.

Театры были своеобразными носителями и выразителями мыслей, же-

ланий народа, а также начальной школой искусства, истории, культуры. В

это время появляется придворный (аристократический) театр, похожий на

большое пышное зрелище, с декорациями, танцами, музыкой.

Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 111

Эпоха Ренессанса дала мировой культуре великих драматургов, в числе

которых Лопе де Вега и Вильям Шекспир.

Ì ó ç û ê à Ð å í å ñ ñ à í ñ à

В отличие от других видов искусства, основными идеалами и критерия-

ми музыки Возрождения не были идеалы античности, так как нотные запи-

си Древней Греции и Рима к ХIII–ХIV векам еще не были полностью рас-

шифрованы. Поэтому чаще всего основами музыкальных произведений дан-

ной эпохи были поэтические литературные произведения античности.

Так же как и все искусство Ренессанса, музыка отличалась светским ха-

рактером. К ХIV–ХVI векам относится становление национальных музы-

кальных школ. Основными музыкальными жанрами были мадригал, балла-

да.

Музыкальные произведения данного периода отличались большой на-

певностью, песенностью, которая присуща народной музыке; определен-

ное количество песен писалось на родном, а не на латинском языке.

Основными чертами музыки являлись мелодичность и определенный

ритм, которые отличались большей экспрессией, нежели в эпоху Средневе-

ковья. Появление многоголосия объяснялось прежде всего тем, что музы-

кант, композитор, исполнитель, певец имели музыкальную свободу дей-

ствий, выражали в песнях свою душу, эмоции, право на интерпретации,

придумывали свои вариации в соответствии с чувствами и внутренним со-

стоянием.

Важное значение в эту эпоху имеет выделение и утверждение мажорно-

го лада (более светлого, радостного, призывного – по сравнению с минор-

ным – грустным, спокойным, печальным), особенно в ХV–ХVI веках.

Особое развитие получила песня под аккомпанемент лютни или испол-

няющаяся многоголосно.

В эпоху Возрождения получает развитие и инструментальная музыка.

Сочетание различных инструментов в одной теме доказывает особый, еще

не до конца понятный, свободный человеческий дух, его многообразие. При

этом сохраняются и совершенствуются и танцевальные формы, мелодии,

которые объединяются в сюиты. Появляются новые инструментальные про-

изведения, носящие как бы самостоятельный характер, – вариации, прелю-

дии, фантазии.

Развивается исполнительство на лютне, органе, духовых инструментах,

112 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û

Орландо Лассо

(франко-

фламандский

композитор)

на этих инструментах становится модным и престижным. Популярным ста-

новится музицирование – исполнение пьес не только известных композито-

ров, но и личного сочинения.

Таким образом, именно в эпоху Возрождения создааются предпосылки

для расцвета бытового и профессионального свет-

ского музыкального творчества, которое носит ха-

рактер жизнеутверждения, радости жизни, гуманиз-

ма и светлых образов.

Хотя эпоха Возрождения характеризуется светским

характером, светская и церковная музыка развивается

параллельно, и именно церковная школа дает обществу

композиторов, певцов, музыкантов. Именно в эпоху

Возрождения появляется само понятие композиторы.

Часто они используют в своих произведениях народ-

ные мелодии; порой бывает даже трудно определить,

что лежит в основе музыкальной пьесы, – собствен-

ная идея создателя или национальный напев.

Музыка эпохи Возрождения с ее величественным,

спокойным, возвышенным характером порождает спе-

цифическое отношение к танцу. В это время появляется огромное количе-

ство литературы по правилам танцев, хореографии, а также сборники танце-

вальной музыки.

Характерные особенности музыки



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.