![]()
|
|||||||
Характерные особенности музыкиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Возрождение – это целая культурная эпоха в процессе перехода от Сред- них веков к Новому времени, в течение которого совершился культурный переворот. Возрождение – это новый этап в развитии мировой культуры. В это время были заложены основы современной науки, в частности есте- ствознания, высокого уровня достигла литература, получившая с изобрете- нием Гутенбергом книгопечатания невиданные ранее возможности рас- пространения. В это время сложилась реалистическая система в искусстве. Это была эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Термин Возрождение начал применяться еще в ХVI веке по отношению к изобразительному искусству. Автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550) художник Джорджо Вазари писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период Сред- невековья. Понятие Возрождение приобрело широкий смысл. Среди определения культурного явления Возрождения нет общепризнан- Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 103 ного. Разные определения обращают внимание на разные признаки. Обоб- щая, можно понять культурный смысл как: k расцвет культуры, k переворот в культуре, k переходный культурный этап, k восстановление идеалов античности. Комплекс этих признаков и образует качественно новую ступень культу- ры. Расцвет характеризует повышенная культурная деятельность. В этом плане эпоху Возрождения можно сравнить с эпохой античности. Для этих эпох характерны особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров; многообразие творческих проявлений, творческая свобода; соединение жизненности и эстетичности; избыток духовной энер- гии; удивительная концентрация на небольшом пространственно-времен- ном отрезке людей великих, универсально одаренных. Культура эпохи Возрождения зародилась в Италии. Термин Возрожде- ние по отношению к культуре этой эпохи не случаен. В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный иде- ал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства. Это не означает, конечно, что Возрождение повторяет античный период в искусстве. За культурой Возрождения стоит тысячелетие Средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстети- ческие идеалы, обогатившего искусство новыми сюжетами и новой стили- стикой. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Для Ренессанса характерно вос- приятие античности уже как далекого прошлого и потому – как “идеала, о котором можно тосковать”, а не как “реальности, которую можно использо- вать” (Эрвин Панофский). Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины ХIII по первую половину ХVI столетий. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: k конец ХII–ХIV века – Проторенессанс (предвозрождение), или тре- ченто; k ХV век – раннее Возрождение (кватроченто); k конец ХV–первая треть ХVI веков – Высокий Ренессанс (чинквечен- то). 1530 год по праву можно считать конечной датой развития Возрожде- ния. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения рас- 104 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û пространяется и на весь ХVI век. Кроме того, некоторые области Италии в этом развитии вообще запаздывали. Родившись в Италии, Возрождение со- общало свои идеи и открытия мыслителям и художникам Франции, Испа- нии, Германии, Нидерландов. Почва, на которую попадали ренессанские влияния, была очень разнообразной. Философия, искусство, поэзия, музы- ка, вбирая тенденции итальянского Возрождения, видоизменяли многое в соответствии со своей местной, национальной. О Возрождении можно говорить как об общем культурном явлении Ев- ропы. Ã ó ì à í è ç ì Ð å í å ñ ñ à í ñ à Движение гуманистов зародилось в Италии в ХIV веке. Первоначально гуманист – это человек, который воспринимал античность как свою духов- ную родину и испытывал по отношению к ней ностальгическое чувство. Для гуманиста традиционное средневековое представление становится не- действительным. Он стремится подражать античности и в этом обрести себя и свое достойное поприще. Слово гуманизм очень точно и ёмко харак- теризует то новое и своеобразное, что создало Возрождение в своей обра- щенности к старому. Гуманизм не сводится лишь к любви к человеку. Самое существенное в гуманизме – это направленность человека на самого себя. Для гуманистов человек есть высшая и последняя реальность, его главная жизненная задача – очеловечить себя, стать человеком во всей полноте своей человечности. Эту человечность гуманисты видели воплощенной в античном человеке. Новый светский характер мышления менял духовную атмосферу обще- ства. Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вы- зова схоластики. Гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных зна- ний – грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику. Наме- тилась тенденция к дифференциации знаний и к расширению круга универ- ситетских дисциплин. Эпоха Возрождения требовала от философов не только развитого интел- лекта, но и художественно-литературного таланта, позволяющего довести идею до определенного эстетического образца. Главными проблемами возрожденческой философской мысли были: k насколько ценен человек, k велик он или ничтожен, Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 105 Гуманистическое мировоззрение Ренессанса отражало реальные обще- ственные изменения: падение авторитета церкви в повседневной жизни людей, стремление к освобождению человеческой личности, к красоте не только художественных образов, но и одежды, пищи, быта в целом. Гор- дость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта стано- вятся отличительными чертами общества. В целом мировоззрение Ренессанса – это утверждение идеала гуманис- тичности личности и цельности мироздания. Этой эпохе присущ светс- кий гуманистический характер. Основные гуманистические представления философов этой эпохи харак- теризовались следующими положениями: человек обладает самоценностью, творческой самостоятельностью, он прекрасен и возвышен как духовно, так и телесно; человек обладает достоинством, его разум и мысли свободны. Æ è â î ï è ñ ü, ñ ê ó ë ü ï ò ó ð à, à ð õ è ò å ê ò ó ð à Ð å í å ñ ñ à í ñ à Эпоха Возрождения знаменита расцветом философии, ремесел, полити- ческой мысли и науки. Но самое замечательное явление того времени – это возрождение живописи. Творчество Сандро Боттичелли (1445–1510) отвечает всем характерным чертам Раннего Возрождения. Этот период более чем какой-либо другой ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время идут активные поиски в области отображения линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, сим- метрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-ново- му ощущать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли изображал его сквозь призму видения нарождающей- ся эпохи. Образы, созданные им, поражают необычайной интимно- стью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяет нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмер- ной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падаю- щие волосы, характерные движения краев одежды. Иными слова- ми – наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых худож- никами Раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутству- ет как ни у кого другого глубочайший психологизм. Об этом свиде- тельствуют картины “Весна” и “Рождение Венеры”. 106 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û Творчество трех итальянских гениев – Леонардо да Винчи, Микеландже- ло и Рафаэля считается вершиной эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский художник, скульптор, ар- хитектор, ученый. Он жаждал попробовать себя во всех областях деятель- ности_______. Он придумал танк и вертолет, написал рабо- ты по математике, анатомии, ботанике. И все-таки в истории человечества он в первую очередь художник, великий живописец эпохи Возрождения. Его фреска “Тайная вечеря” – вершина философской живописи. Леонардо изобразил тот момент, когда Иисус Хрис- тос сказал своим ученикам: “Один из вас предаст меня”. В позах, жестах, лицах двенадцати человек вели- кий художник запечатлел целую вселенную чувств, переживаний, мыслей. Желание понять внутренний мир человека, изуче- ние психологии отразились в самом удивительном творении итальянского мастера – в шедевре, с кото- рым связано огромное количество исследований, на- учных гипотез и легенд. Это – “Джоконда”. Вазари писал, что “он – портрет Джоконды – казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитал- ся произведением чудесным, ибо сама жизнь не мог- ла быть иной”. Обычная жизнь с ее суетой казалась Леонардо не- значительной в сравнении с его замыслами. Однако и их он часто оставлял, не доведя до конца, увлекаясь новыми идеями. Его набросков, планов хватило бы на десять гени- ев. Он умер, оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не расшифрована до сих пор. Микеланджело Буонарроти (1475–1564) не стре- мился проявить себя во всех областях искусства и науки подобно Леонардо. Но как скульптор и живописец он, может быть, даже превзошел своего великого современника. Гимном человеку и его возрождению стала главная живописная работа Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. За четыре года работы он один расписал потолок площадью в пятьсот Автопортрет. Леонардо да Винчи Мадонна Литта. Леонардо да Винчи Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 107 квадратных метров. Эту роспись можно сравнить с “Бо- жественной комедией” Данте. В отличие от Леонардо, который величественно уда- лялся от обыденной жизни, Микеланджело был чело- веком страстным, темпераментным. Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований. В минуты от- чаяния он написал стихи, в которых проклинал свое время: Отрадно спать, отрадней камнем быть. О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать – удел завидный. По проекту Микеланджело был реконструирован центр Рима – Капито- лийский холм – и возведен собор святого Петра, одно из самых грандиоз- ных зданий на земле. По сравнению с величественным Леонардо и неистовым Микеландже- ло Рафаэль Санти (1483–1520) видится скромным юношей. Но и его назы- вают гением, титаном, гигантом Возрождения! Рафаэль не последовал дорогой своих великих современников, он создал свою – лирическую, поэтическую живопись. Мягкость и нежность характе- ра Рафаэль сочетал с удивительной работоспособностью. В Ватиканском дворце Папы Римского Рафаэль расписал несколько залов. Особенно знаме- ниты две его фрески – “Парнас” и “Афинская школа”. Самая знаменитая картина Рафаэля – “Сикстинская мадонна”. Ее называ- ют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи Воз- рождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности. Умер Рафаэль очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот корот- кий срок он сделал так много, что годы его жизни искусствоведы называют эпохой, веком Рафаэля. Высокое Возрождение характеризуется гармоничным объединением ис- кусств, где предполагается равноправие скульптуры с живописью и архи- тектурой. Искусство высокого Возрождения, безусловно, не исчерпывается пере- численными именами. В это же время работали Джорджоне, Тициан, Эль Греко (Испания), Брейгель Старший, Иеронимус Босх (Нидерланды), Давид. Микеланджело 108 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û Петрарка. Фреска работы Джотто Альбрехт Дюрер (Германия). От Ренессанса в новоевропейской культуре идет почитание художников. Теперь их смело относят к великим людям. Со временем великими людьми станут считать художников даже в большей степени, чем полководцев и го- сударственных F0l деятелей. Ренессанс пока таких акцентов еще не делал. Но очень характерно, что именно Возрождение сделало возможным создание “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” Джорджо Вазари. Восхищение художником, которое присуще Возрождению и чуждо пред- шествующим эпохам и течениям в культуре, связано с тем, что именно в художнике видели человека в его выражении, человека по преимуществу. Между человеком и Богом для ренессанских гуманистов не было абсолют- ного различия. Единство человека и Бога гуманисты видели в том, что Бог, как и человек, – это мастер, только один из них создал мир, тогда как челове- ку еще предстоят созидательные усилия. Оба они – художники, творчество их имеет разные масштабы, но по существу своему оно одно и то же. Ë è ò å ð à ò ó ð à è ò å à ò ð Ð å í å ñ ñ à í ñ à Литература эпохи Возрождения базируется на основных философских положениях данного периода. В борьбе против религиозного мировоззре- ния гуманисты опирались на образцы античной литературы, которые при- влекали их жизнерадостностью, любовью к человеку. Латинский язык, не- понятный народным массам, перестает господствовать в культурной жизни. Идейным знамением художественного творчества становится принцип свободного развития чело- веческой личности. Гуманистическая литература эпохи Возрождения цели- ком посвящена теме человека и борьбе против всего, что ме- шает его свободному развитию и счастью. Любовь как пре- красное человеческое чувство становится одной из знача- щих тем литературы. Гуманистические мотивы в литературе Ренессанса появи- лись уже в творчестве Данте. Данте Алигьери (1265–1321) – последний поэт Средне- вековья и первый поэт Нового времени. Творчество Данте и его личность стоят на грани старого, церковно-феодального, Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 109 и нового, гуманистического. Фигура Данте воплотила характерные черты духовной жизни Средневековья, а с другой стороны – стала предвестником новой культурной эпохи – Возрождения. Он родился во Флоренции, в дворянской семье. Девятилетним мальчи- ком на пышном майском празднике он увидел дочь своего соседа – Бе- атриче. Она была его ровесницей. Эта встреча и сделала его поэтом. Прошло девять лет, и Данте опять встретил Беатриче, теперь уже неотразимую красавицу. Детская влюбленность превратилась в ро- мантическую любовь. Беатриче вскоре умерла, но навсегда осталась для своего возлюбленного идеалом любви и красоты. Первые циклы стихов Данте посвятил Беатриче. Всю свою жизнь, все свои страдания и победы Данте вложил в свое главное произведение – “Комедия”. Позже за совершенство поэмы ее стали называть “Божественной комедией”. Данте описал в своей поэме ад, чисти- лище и рай, населив их душами своих современников. Название ее стало нарицательным. Так говорят о каком-либо грандиозном литературном про- изведении. Позже, несколько веков спустя Бальзак назвал собрание своих романов “Человеческой комедией”. Имя Беатриче также стало нарицательным для возлюбленной поэта. Мно- гие строки из “Божественной комедии” известны как крылатые выражения. Например, надпись на вратах ада “Оставь надежду всяк сюда входящий” или выражение “Пройти через круги ада”. Данте Алигьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в це- лом на века вперед. Он был убежден в высшей обусловленности творчес- кого акта. Если природа лишь в незначительной степени отражает боже- ственное совершенство, то художник, по мысли поэта, призван уловить бо- жественную идею “гений чистой красоты” и максимально точно выразить ее в своем произведении. Почти сразу же после Данте в Италии появились еще два поэта, чьи име- на вошли в мировую литературу. Это Петрарка и Боккаччо. Франческо Петрарка (1304–1374), как и Данте, является создателем ита- льянского литературного языка. Общепризнанно, что Петрарка –первый европейский гуманист. Он одним из первых возрожденцев обратился к твор- честву _______Цицерона и Сенеки, познакомился с идеями Платона. Древняя ла- тинская литература была его увлечением. Петрарка многие годы своей жизни провел в скитаниях по Италии. Его лиричес- кие стихи о любви были известны повсюду. Париж, Неаполь и Рим приглашали его, чтобы короновать как короля поэзии. Петрарка выбрал Рим, и на Капито- 110 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û Самые знаменитые стихи Петрарки посвящены его прекрасной воз- любленной – Лауре, которую он видел всего один раз и которая вдох- новила его на возвышенную любовь. Имя Лауры, как и имя Беатриче, стало символом любви, нарица- тельным именем возлюбленной поэта. Имя самого Петрарки – симво- лом поэта любви. Интерес Петрарки к собственному “Я”, к живым человеческим чувствам делает его представителем гуманистического движения. Театр любой эпохи, в том числе и Возрождения, непосредственно свя- зан с литературой, ее развитием. Именно данная эпоха вернула европейс- кой культуре великую античную драматургию – комедии Аристофана, Те- ренция, Плавта. Серьезно стала изучаться теория драмы, которая находила применение в театре Возрождения и постоянно совершенствовалась. В трактатах об ан- тичной архитектуре ученые обнаружили сведения об устройстве театров, о различных секретах сцены и акустики. Одной из основных особенностей театра данной эпохи являются народ- ный дух, знание и учет национальных традиций. Театр Возрождения подразделяется на народный и профессиональный и начинает носить светский характер. Происходит постоянная борьба между новым и старым. Людям всегда нелегко отказаться от устоявшихся взглядов, образа мыслей, задуматься над тем, что такое новое, а что устарело. Именно такая ситуация приводит к появлению в Италии в ХVI веке комедии масок, где основным был сюжет, а характеры, обстоятельства, речь актеров были импровизацией. Данная те- атральная форма стояла на стыке старого и нового, так как именно импро- визация рождает идеи и мысли. Творческая фантазия, высокое актерское ма- стерство, общая культура и кругозор артистов формировали сценическое ис- кусство, в котором можно было выделить свои принципы, методы и при- емы, где зритель также являлся участником представления. Именно в эпоху Возрождения вновь возрождается значение театра в об- щественной жизни, в формировании идей и нравов. Театр приобретает профессиональные навыки, появляются постоян- ные труппы, которые имеют свои собственные помещения для представ- лений. Театры были своеобразными носителями и выразителями мыслей, же- ланий народа, а также начальной школой искусства, истории, культуры. В это время появляется придворный (аристократический) театр, похожий на большое пышное зрелище, с декорациями, танцами, музыкой. Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û 111 Эпоха Ренессанса дала мировой культуре великих драматургов, в числе которых Лопе де Вега и Вильям Шекспир. Ì ó ç û ê à Ð å í å ñ ñ à í ñ à В отличие от других видов искусства, основными идеалами и критерия- ми музыки Возрождения не были идеалы античности, так как нотные запи- си Древней Греции и Рима к ХIII–ХIV векам еще не были полностью рас- шифрованы. Поэтому чаще всего основами музыкальных произведений дан- ной эпохи были поэтические литературные произведения античности. Так же как и все искусство Ренессанса, музыка отличалась светским ха- рактером. К ХIV–ХVI векам относится становление национальных музы- кальных школ. Основными музыкальными жанрами были мадригал, балла- да. Музыкальные произведения данного периода отличались большой на- певностью, песенностью, которая присуща народной музыке; определен- ное количество песен писалось на родном, а не на латинском языке. Основными чертами музыки являлись мелодичность и определенный ритм, которые отличались большей экспрессией, нежели в эпоху Средневе- ковья. Появление многоголосия объяснялось прежде всего тем, что музы- кант, композитор, исполнитель, певец имели музыкальную свободу дей- ствий, выражали в песнях свою душу, эмоции, право на интерпретации, придумывали свои вариации в соответствии с чувствами и внутренним со- стоянием. Важное значение в эту эпоху имеет выделение и утверждение мажорно- го лада (более светлого, радостного, призывного – по сравнению с минор- ным – грустным, спокойным, печальным), особенно в ХV–ХVI веках. Особое развитие получила песня под аккомпанемент лютни или испол- няющаяся многоголосно. В эпоху Возрождения получает развитие и инструментальная музыка. Сочетание различных инструментов в одной теме доказывает особый, еще не до конца понятный, свободный человеческий дух, его многообразие. При этом сохраняются и совершенствуются и танцевальные формы, мелодии, которые объединяются в сюиты. Появляются новые инструментальные про- изведения, носящие как бы самостоятельный характер, – вариации, прелю- дии, фантазии. Развивается исполнительство на лютне, органе, духовых инструментах, 112 Ê ó ë ü ò ó ð à Å â ð î ï û Орландо Лассо (франко- фламандский композитор) на этих инструментах становится модным и престижным. Популярным ста- новится музицирование – исполнение пьес не только известных композито- ров, но и личного сочинения. Таким образом, именно в эпоху Возрождения создааются предпосылки для расцвета бытового и профессионального свет- ского музыкального творчества, которое носит ха- рактер жизнеутверждения, радости жизни, гуманиз- ма и светлых образов. Хотя эпоха Возрождения характеризуется светским характером, светская и церковная музыка развивается параллельно, и именно церковная школа дает обществу композиторов, певцов, музыкантов. Именно в эпоху Возрождения появляется само понятие композиторы. Часто они используют в своих произведениях народ- ные мелодии; порой бывает даже трудно определить, что лежит в основе музыкальной пьесы, – собствен- ная идея создателя или национальный напев. Музыка эпохи Возрождения с ее величественным, спокойным, возвышенным характером порождает спе- цифическое отношение к танцу. В это время появляется огромное количе- ство литературы по правилам танцев, хореографии, а также сборники танце- вальной музыки. Характерные особенности музыки
|
|||||||
|