Теодор Адорно 1 страница
ТЕОДОР АДОРНО
Р. Невитт Сэнфорд Эльза Френкель-Брюнсвик Даниэл Дж. Левинсон
| ИССЛЕАОВАНИЕ
АВТОРИТАРНОЙ
личности
| Академия исследований культуры МОСКВА 2001
|
Содержание
Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности (В. П. Култыгин. )......
| I. Введение (ТВ. Адорно, Эльза Френкель-Брюнсвик, ДаниэлДж. Левинсон и Р. Невитт Сэнфорд. )
Перевод Л. К. Латышева............................................................ 15
А. Проблема.......................................................................... 15
В. Методология...................................................................... 27
1. Общие характеристики........................................................................ 27
2. Приемы исследования......................................................................... 28
С. Сбор данных..................................................................... 35
1. Группы испытуемых........................................................................... 35
2. Распределение и сбор опросных листов...................................... 40
3. Отбор испытуемых для интенсивных клинических исследований.... 42 Примечания............................................................................................ 44
| II. Измерение антидемократических черт в структуре характера (Р. Невотт Сэнфорд. ТВ. Адорно, Эльза Френкель-Брюнсвик и Даниэл Дж. Левинсон. )
Перевод Л. К. Латышева............................................................ 45
А. Введение.................................................................................. 45
В. Конструкция шкалы фашизма (шкалы F)............................... 48
1. Теоретические соображения............................................................... 48
2. Формулирование шкальных высказываний......................................... 66
С. Результаты по различным формам шкалы F......................... 67
1. Статистические свойства первоначальной шкалы............................... 67
(форма 78).............................................................................................. 67
2. Анализ высказываний и усовершенствование шкалы......................... 69
3. Второй вариант шкалы F (форма 60)................................................... 74
4. Третий вариант шкалы F (форма 45 и40).......................................... ·· 81
D. Корреляция шкалы F со шкалами Е и РЕС........................ ·· 91
Е. Различия в средних показателях по шкале F у различных групп.........................................,.......,.........,..,........... · 95
|
F. Заключительное замечение
| III. Предубеждение в материалах интервью (Т. В. Адорно. )
Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратенко.......................................... 103
А. Предисловие.......................................................................... 103
В. «Функциональный» характер антисемитизма....................... 107
С. Воображаемый враг.............................................................. 111
D. Антисемитизм — к чему? ..................................................... 117
Е. Два типа евреев................................................................... 123
F: Дилемма антисемита............................................................. 129
G: Обвиняющий в роли судьи....;.............................................. -. 131
Н: Неприспособившийся буржуа............................................... 140
I: Наблюдения над категорией с низким числом баллов.......... 148
J: Заключительные замечания................................................... 159
Примечания................................................................................... ·...... 161
| IV. Политика и экономика по материалам интервью
(Т. В. Адорно. ) Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратенко................ 162
А. Введение...................................................................... ·......... 162
В. Формальные элементы политического мышления............... 165
1. Незнание и непонимание.................................................................. 165
2. «Навешивание ярлыков» и персонификация в политике.................. 171
3. Поверхностная идеология и истинное мнение.................................. 180
4. Псевдоконсерватизм.......................................................................... 185
Экскурс о значении псевдоконсерватизма............................................ 193
5. Комплекс узурпатора........................................................................ 196
6. Ф. Д. Рузвельт.................................................................................... 201
7. Бюрократы и политики...................................................................... 205
8. Her рая на земле................................................................................ 207
9. Нет жалости к бедным....................................................................... 210
10. Воспитание вместо изменения общества........................................ 213
С. Несколько политико-экономических тем.............................. 215
1. Профсоюзы....................................................................................... 215
2. Экономика и государство.................................................................. 227
3. Одиночка и политические будни....................................................... 231
4. Внешняя политика и Россия............................ ................................. 235
|
5. Коммунизм. Примечания...
| *V. Религиозные представления по материалам интервью
(Т. В. Адорно. ) Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратенко................. 247
А. Введение................................................................................ 247
Е. Общие наблюдения............................................................... 250
С. Специфические выводы........................................................ 253
1. Функции религии у людей с предрассудками и без них.................. 253
2. Вера в Бога, но не в бессмертие........................................................ 256
3. Нерелигиозные и лишенные предубеждений.................................... 259
4. Религиозные и лишенные предубеждений........................................ 263
| *VI. Типы и синдромы (Т. В. Адорно. )
Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратенко......................................... . 265
А. Исходные данные.................................................................. 265
В. Синдром лиц с предрассудками............................................ 274
1. Поверхностное неприязненное чувство............................................ 275
2. Конвенциональный синдром........................................................................ 278
3. Авторитарный синдром.................................................................... 281
4. Бунтовщик и психопат....................................................................... 285
5. «Фантазер»........................................................................................ 288
6. «Манипулятивный тип»..................................................................... 291
С. Синдромы свободных от предрассудков.............................. 295
1. «Закостенелый» свободный от предрассудков.................................. 296
2. «Протестующий» свободный от предрассудка................................. 298
3. «Импульсивный» свободный от предрассудков................................ 301
4. «Непринужденный», . тащенный предрассудков................................ 304
5. Врожденный либерал........................................................................ 307
Примечания.............. ........................................................................... 310
| VII. Психологическая техника в речах Мартина Лютера Томаса по радио (Т. В. Адорно. )
Перевод М. Н. Попова и М. В. Кондратето....................................... •••^^
1. Личностный элемент — самохарактеристика агитатора..... 312
41П
|
Вводные замечания............................................................... ................ j ι ^
Трюк «одинокий волк»......................................................................... 314
Трюк «освобождения от чувств».......................................................... 316
Трюк «преследуемая невинность»....................................................... 319
Трюк «неутомимость»......................................................................... 320
Трюк «посланец». ................................................................ ·....... -........ 322
«Большой маленький человек»............................................................. 324
Человеческий интерес........................................................................... 327
«Доброе старое время»........................................................................ 328
2. Метод Томаса........................................................................ 330
Вводные замечания............................................................................... 330
Трюк «движение»................................................................................. 332
Техника «бегства от мысли»................................................................. 333
«Слушайтесь своего вождя»................................................................. 336
Экскурс в технику «Fait accompli»........................................................ 340
Трюк единства...................................................................................... 343
Демократическая маска........................................................................ 345
«Если бы вы тольиа знали»................................................................... 348
Трюк «грязное белье»........................................................................... 351
Трюк «содрогание от ужаса»............................................................... 354
Трюк «последний час»......................................................................... 356
Трюк «черная рука» (тайное судилище) Feme...................................... 358
«Давайте будем практичными! ».......................................................... 360
3. Религия как средство........................................................ 364
Вводные замечания............................................................................... 364
Техника «языка»................................................................................... 366
Техника разложения.............................................................................. 368
Трюк «овцы» и «козлища»................................................................... 371
Трюк «личный опыт»........................................................................... 373
Антиинституционный трюк.................................................................. 376
Антифарисейский трюк........................................................................ 378
Религиозные отвлекающие маневры в действии................................... 380
Трюк «вера наших отцов»..................................................................... 382
4. Идеологическая травля..................................................... 3 84
Вводные замечания............................................................................... 384
Имидж коммунизма.............................................................................. 385
|
Трюк «коммунист и банкир»................................................................ 387
Нападки на правительство и президента............................................... 391
Трюк «возьми свою постель и ходи».................................................... 394
«Евреи идут»......................................................................................... 396
Трюк «проблемы»................................................................................. 398
Позиция Томаса в отношении внешней политики................................ 400
Заключительные замечания.................................................................. 403
Примечания.......................................................................................... 404
|
Теодор Адорно
Р. Невитт Сэнфорд, Эльза Френкель-Брюпсвик, Даниэл Дж. Левипсон
ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ
| Редактор: И. Н. Лаурльштайн Худ. редактор: И. Н. Щербатов Корректор: И. Н. Лорелия Компьютерная верстка: И. Н. Сиренко
| Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2;
953000 — книги, брошюры
Лицензия ИД № 03600 от 19. 12. 00
Подписано в печать с готовых диапозитивов 12. 12. 00
Формат 60х88 '/. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26. Тираж 2000 экз. Зак. № 4022 АНО «Академия исследований культуры» 123056, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 60, стр. 1
Отпечатано с готовых диапозитивов в Академической типографии «Наука» РАН 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, д. 12
|
Данное издание
осуществлено при поддержке Фонда «Прагматики культуры». Фонд создан в интересах содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения и духовного развития личности.
| А-12 Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. — М.; Серебряные нити, 2001. —416с.
ISBN 5-94396-020-1
Т. Адорно (1903-1969) сразу же после окончания второй мировой войны становится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма, проведенного в Западной Германии и США. Результаты исследования показали опасность дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь одной привычкой. Адорно выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт, как конвенциальносчъ, покорность власти, деструктивизм и ' цинизм.
Это исследование имело необычайно активный резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на его основе коллективная монография, предлагаемая читателю в настоящем издании, была переведена почти на все европейские языки и переиздана миллионными тиражами, став первым социологическим бестселлером в послевоенном мире.
ББК 60. 55
| © Култыгин В. П.. предисловие, 2001 ©Серебряные нити, оригинал-макет. 2001 © Академия исследований культуры, 2001
|
Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности
Беря в руки эту книгу, читатель знакомится с первой, изданной на русском языке, монографией одного из основоположников Франкфуртской школы — одной из ведущих школ в философии, социологии и других социальных науках двадцатого столетия. Для начала — несколько слов об об этом крупнейшем и влиятельнейшем направлении современной мысли, зародившемся в двадцатых-тридцатых годах в Германии, а сегодня плодотворно развивающемся не только в университете Франкфурта-на-Майне, но и в Сорбоннском, Колумбийском, Оксфордском, Женевском и в других ведущих университетах Западной Европы и США.
Методологическим пафосом при возникновении Франкфуртской школы стали: отвержение социологического позитивизма с его отделением ценностей от фактов; приверженность гуманизму — идее освобождения человечества от всех форм эксплуатации, доминирования или подавления;
акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях. Еще одно широко распространенное название этого направления — критическая-теория общества.
Институционально критическая теория зародилась в стенах Института социальных исследований, основанного во Франкфуртском университете в 1923 году по инициативе Феликса Вейля. Основными темами для изучения первоначально были: предрассудки; антисемитизм; авторитарно ориентированная личность; критика гегелевского понимания разума; взаимодействие инструментального знания и современного общества. Одной из центральных категорий теоретического анализа франкфуртцев была категория праксиса (эманципируюший интерес), которая впервые в гуманистическом ключе появляется в ранних рукописях Карла Маркса, найденных и заинтересованно осмысленных венгерским обществоведом Дьердем Лукачом.
Ища творческое вдохновение в марксизме и психоанализе. Франкфуртская критическая теория всегда оставалась независимой от каких бы то ни было политических партий. Школа особенно громко заявила о себе с момента прихода к руководству Институтом социальных исследований Макса Хоркхаймера. Наряду с Хоркхаймером и Адорно классиками этого направления считаются также Герберт Марку зе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас. А на первом этапе в становлении школы активно участвовали также Лео Левенталь, Карл Корш, Вальтер Беньямин. Весной 1933 года, в связи с приходом Гитлера к власти, подавляющему большинству сотрудников Института пришлось эмигрировать. Институт, после открытия своих отделений в Париже, Лондоне и Женеве, был фундаментально воссоздан в Нью-Йорке на базе Колумбийского университета. Здесь в 1944 году Институтом были
|
проведены исследования по проблемам формирования и воспроизводства авторитарной личности, что позволило на американской почве продолжить качественные исследования, данные о которых были впервые опубликованы во Франкфурте в 1936 году. В 1950 году часть исследователей во главе с Хоркхаймером вернулись во Франкфурт, где получили дальнейшую известность благодаря работам, носящим критический характер по отношению к современной цивилизации и использовавшим философские и социологические способы интерпретации этой цивилизации. Нацеленность на изучение поведения привела их к конфронтации с представителями логического позитивизма.
Свой главный метод франкфуртцы назвали «имманентной критикой». В его основе лежат способы описания и оценки, восходящие к Марксу и Гегелю. Тематикой критической школы первоначально было изучение новых социальных тенденций — например, растущая роль государства в социальном планировании и контроле. Затем, после подъема фашизма, франкфуртцы сосредоточились на изучении новых форм и источников авторитаризма в культуре, идеологии, в процессах развития личности, на поиске новых сил, противостоящих авторитаризму. «Делая упор на значимость и относительную автономию культуры, сознания и активизма, — считают авторы четырехтомной американской «Энциклопедии социологии», — они разработали инновационную, гуманистическую и открытую версию марксизма, избегающего детерминизма и классового редук-ционизма» [ Encyclopaedia of Sociology. V. I. —N. Y.: McMillan Publ. Co., 1992, p. 384].
В целом можно охарактеризовать Франкфуртскую школу как влиятельное течение гуманистической мысли, базирующую свою рефлексию на тезисе о предполагаемом существовании подлинной, аутентичной человеческой природы.
Какое же место занимают во Франкфуртской школе Теодор Адорно и его собственные авторские концепции? Прежде всего, он. наряду с Хоркхаймером. является соавтором основополагающего теоретико-методологического труда «критической теории» — «Диалектики просвещения», в которой заложены и раскрыты фундаментальные принципы анализа Франкфуртской школы. Адорно — главный теоретик франкфуртцев в области художественной культуры, особенно музыкальной, по проблемам эстетики.
Наконец, волею судеб, он сразу же после окончания второй мировой войны становится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма, проведенного в Западной Германии и США. Это исследование имело необычайно активный резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на его основе коллективная монография «Авторитарная личность», переведенная почти на все европейские языки и переизданная миллион
|
ными тиражами, становится первым социологическим бестселлером в послевоенном мире.
В понятие авторитаризма Адорно вкладывал политический монополизм, существование в стране единственной или господствующей партии, отсутствие оппозиции, ограничение или же подавление политических свобод в обществе. Ведущим типом личности в таком обществе является авторитарная личность с присущими ей чертами: социальным консерватизмом;
потребностью в иерархии и уважением силы; с ригидностью, негибкостью установок; стереотипным стилем мышления; с более или менее стадной враждебностью и агрессивностью, иногда вплоть до садизма; с тревожностью по отношению к другим и невозможностью устанавливать с ними доверительные отношения.
«Новая Энциклопедия Британика» характеризует Адорно как философа, известного в социологии, психологии и музыковедении, как одного из создателей Франкфуртской школы критической теории, внесшего важный интеллектуальный вклад в возрождение Германии после второй мировой войны.
Родившись 11 сентября 1903 года во Франкфурте-на-Майне, Теодор был единственным ребенком ассимилированного еврея, виноторговца Визенгрунда и его жены-католички Адорно, певицы с именем, происходящей из знатного корсиканского рода. Именно матери Теодор обязан формированию у него аристократической чувственности и страсти к музыке. В средней школе его другом был Зигфрид Кракауэр, написавший впоследствии ставшую популярной книгу' «От Калигари до Гитлера». Целый год друзья все субботы после обеда посвящали чтению «Критики чистого разума» Канта. Уже в конце своей жизни Адорно вспоминал: «Я отдавал этому чтению преимущество перед школьными учителями». Его окончательно покоряет философия в 1923 году, когда он знакомится с Вальтером Беньямином. Но, тем не менее, на первых порах страсть к музыке была еще сильнее. Живя в родном Франкфурте, он изучает композицию и игру на фортепьяно у Эдуарда Юнга и Бернгарта Зеклеса, но. в поисках большего профессионализма в музыке, отправляется в Вену.
Здесь, погруженный в атмосферу артистической жизни, он становится учеником, а затем и другом Альбана Берга, Эдуарда Штойерманна, Рудольфа Колиша и Антона фон Веберна. Технику музыкальной композиции он изучал у Арнольда Шенберга и в 1928-1931 гг. активно сотрудничал в журнале «Anbruch», посвященном «радикальной» современной музыке. Уже в восемнадцать лет Адорно опубликовал две критические статьи о музыке. Большой резонанс получила его статья в журнале «Анбрух» в защиту атональной музыки Шенберга. Увлеченность музыкой сопровождалась неизменно постоянным интересом к философии, в частности, к эстетике. Большое влияние на него оказала работа Дьердя Лукача «Теория романа»(1920). доказывавшая, что прогресс в эстетике тесно связан с
|
историческими преобразованиями структуры переживаемого опыта. «Аналогичный случай», который он. как говорит, нашел в обеих дисциплинах, — это то, чего не хватает в современном искусстве и культуре в обществе, все более охваченном технологической рациональностью. Общество, которое позволяет себе изменить традиционным идеалам, увлеченное такой культурой, готово к погружению в тоталитарное варварство, нацистское или сталинистскос. Свою первую работу на право преподавания (Habilitationssclirift) он посвятил Фрейду, предприняв смелую попытку легитимизировать Фрейдов метод психоанализа опираясь на неокантиантскую концепцию Корнелиуса. В заключительной части работы содержалась марксистская критика идеологических функций нефрейдовых теорий бессознательного, что. как посчитали оценивающие эту работу профессора, было не совместимо с идеализмом всего остального анализа, и работа не была принята.
Начинал Адорно свою творческую деятельность в рамках Франкфуртской школы как теоретик музыки. Его первые статьи появились в знаменитом институтском журнале «Zeitschrifit fur Sozialforschung und Sozialpolitik» под псевдонимом Гектор Роттвейлер: «Оджазе»(1932) и «О фетишизме в музыке и регрессии слушания»(1936). Его анализ музыки как буржуазного культурного явления вышел далеко за рамки критики ее идеологического содержания. Он настаивал на том, что буржуазные артисты и мыслители, несмотря на собственные политические взгляды, а часто и вопреки собственным намерениям, выражали в форме нерешенных напряжений в своих работах скрытую социальную критику и латентную утопическую перспективу. В этой связи важнейшей задачей критика-интерпретатора искусства является раскрытие и освещение именно этого момента в их творчестве.
В 1934 году в связи с шестидесятилетним юбилеем Шенберга Адорно опубликовал свое эссе «Диалектический композитор», в котором доказывал, что с помощью имманентной логики музыкального материала Шенберг диалектически отрицал и имманентно превзошел буржуазную тональность, а ставшая результатом этого атональная революция не только освободила музыку от ее идеологической социальной функции, но и предложила когнитивную модель для недоминирующих социальных структур.
Собственной целью Адорно считал достижение аналогичного результата в области философии и социологии. Он, в частности, избрал полем своего анализа критику феноменологии Гуссерля.
Как крупный теоретик Адорно начинает формироваться, начав сотрудничать с Максом Хоркхаймером. Они. наряду с Вальтером Беньямином, Бертольдом Брехтом, Эрнсом Блохом. Ласло Мохоль-Надем и Катариной Карплус (на которой Адорно женился в 1937 г. ), становятся постоянными участниками левого литературного кружка в Берлине. Именно тогда он полностью принимает аргумент Вильгельма Райха о том, что социальная
|
структура отражена в структурах характера. Настольной книгой молодых немецких радикалов становится работа Д. Лукача «История и классовое сознание»(1923), в которой анализируются связи общественного сознания и структуры общества.
Один из его коллег и друзей В. Беньямин разрабатывает эзотерические когнитивные теории, которые Адорно стремится перевести в диалектический, материалистический метод экзегезиса. Термин «экзегеза» вошел в научный обиход в средние века и означал толкование, комментирование библейских или античных текстов. Адорно пишет диссертацию, посвященную Кьеркегору и защищенную в 1931 г., и, применяя свой метод экзегезиса. отмечает решающее влияние философской ориентации на эстетику будущего. В работе о Кьеркегоре содержится скрытая критика работы Мартина Хайдеггера «Бытие и время»(1927). очень бурно обсуждавшейся тогда среди немецких обществоведов.
Вторая габилитационная работа анализировала феноменологическую концепцию Гуссерля как наиболее продвинутую форму буржуазного идеализма, своего рода теорию «развитого упадка». Тактика его изложения состояла в следующем: сосредоточиться на логических несоответствиях гуссерлиаиства с тем, чтобы то. что на первый взгляд кажется логическим противоречием, рассматривалось бы как рефлексия социального противоречия — не как философская ошибка, но как отражение материальной истины. Показывая, что социально конкретная, исторически специфичная реальность пронизала все предпосылки и категории Гуссерля: автономность разума, приоритет мысли, внеисторичную универсальность истины, Адорно надеялся показать ложность фундаментального идеалистического допущения о том, что такие категории не зависимы от истории и доказать, что диалектические, материалистические принципы (приоритет материи, необходимость логики противоречий) должны быть приняты взамен гуссерлианских.
Эга работа была поддержана Паулем Тиллихом и в 1931 году он принят преподавателем в университет. В том же году Хоркхаймер стал директором института социальных исследований. Первыми штатными сотрудниками при нем становятся Эрих Фромм, Лео Левенталь. Герберт Маркузе и Фридрих Поллок, а совместителями — Адорно и Беньямин.
По иронии судьбы в момент, когда перед Теодором открывалась университетская карьера, Гитлер пришел к власти в тот самый день, когда была опубликована его работа. Он потерял право на преподавание и вынужден был эмигрировать.
Сначала Адорно оказывается в Британии, где он преподает в Мертон-колледже Оксфордского университета — читает курс лекций по концепции Гуссерля, затем, после четырех лет пребывания в Великобритании, перебирается в США. Здесь Адорно стал руководителем музыкальных исследований в знаменитом Принстонском проекте «Office of Radio Research»,
|
|