Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Председатель Комитета В.Н. Шапкин



 

 РЕШЕНИЕ № 100

расширенного заседания Комитета по имущественным отношениям и землепользованию на тему «О проблемах формирования земельных участков и их обеспечения инженерной инфраструктурой в целях бесплатного предоставления многодетным семьям»

 

 

14 октября 2020 года                                                                               г. Москва

 

В расширенном заседании Комитета приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Министерства экономики и финансов Московской области, Министерства социального развития Московской области, Министерства энергетики Московской области, Правового управления Губернатора Московской области, Государственно-правового управления Московской областной Думы, члены Экспертного совета при Московской областной Думе.

Участники расширенного заседания обсудили:

вопросы создания инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в Московской области;

законодательное регулирование финансирования формирования земельных участков в целях их дальнейшего предоставления многодетным семьям в Московской области.

результаты работы органов местного самоуправления по обеспечению многодетных семей земельными участками, в том числе по формированию инженерной инфраструктуры для указанных земельных участков в период действия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (далее – Закон Московской области № 73/2011-ОЗ);

судебную практику по заявлениям об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным семьям;

порядок действий администраций городских округов для включения
мероприятий в государственную программу Московской области «Развитие
и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017–2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Московской области
от 25. 10. 2016 № 782/39 (далее – Государственная программа), в целях получения муниципальными образованиями Московской области субсидии
из средств Дорожного фонда Московской области на софинансирование работ по строительству (реконструкции) дорог местного значения, обеспечивающих подъезд к земельным участкам, предоставленных многодетным семьям
и дальнейшего создания инженерной инфраструктуры;

целесообразность включения в государственную программу Московской области «Формирование современной комфортной городской среды», утвержденную постановлением Правительства Московской области
от 17. 10. 2017 № 864/38, подпрограммы по созданию инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, с определением правил предоставления субсидии из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области для указанных целей;

возможность и целесообразность внесения изменений в законодательство Московской области, позволяющих многодетным семьям формировать земельный участок за счет собственных средств, в целях его дальнейшего бесплатного предоставления этой семье в собственность.

Участники расширенного заседания отметили следующее:

В сложившейся демографической ситуации политика государства
в отношении рождаемости ориентирована на стимулирование вторых, третьих и последующих рождений детей, поскольку только существенное увеличение
их числа обеспечит воспроизводство населения, преодоление депопуляции. Это в свою очередь требует принятия мер по созданию для семьи благоприятных условий для рождения и воспитания детей. Уровень доходов многодетных семей, как правило, снижается с появлением в семье каждого последующего ребенка.

Одна из наиболее сложных проблем многодетных семей – жилищная, поскольку значительная часть таких семей не может решить ее самостоятельно. На решение данной проблемы направлен ряд федеральных нормативных правовых актов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600
«О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным
и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрена разработка комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Статьей 62 Закона Московской области № 73/2011-ОЗ установлено,
что при предоставлении земельных участков многодетным семьям
расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах
на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Основными причинами образования очередей на предоставление земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно являются отсутствие бюджетных средств на формирование земельных участков,
на строительство инженерной инфраструктуры, отсутствие достаточного количества свободных земельных массивов, отказ многодетных
семей от предлагаемых им земельных участков по объективным причинам.

На начало октября 2020 года в Московской области проживает около
85 тысяч многодетных семей, воспитывающих 273 тысячи детей. При этом количество многодетных семей ежегодно увеличивается в среднем на 14 %.

По состоянию на 1 октября 2020 года на учете на получение земельного участка состоит 18 521) многодетная семья.

С начала реализации Закона Московской области № 73/2011-ОЗ обеспечено земельными участками более 27 213 многодетных семей, что составляет 60 % от общего количества семей, состоящих на учете. За период январь – сентябрь 2020 года земельными участками обеспечено 1 127 многодетных семей. Общая площадь предоставленных земельных участков с начала 2020 года – 143 га.

Выделенные земельные участки частично обеспечены инженерной инфраструктурой, а именно, возможностью подключения к электросети –
20 378 участков (75 %), дорожной сетью – 20 580 участков (76 %), водопроводом – 778 участков (3 %), газом – 1 572 участка (6 %).

В то же время во многих городских округах имеются затруднения
при освоении земельных участков, выделенных бесплатно многодетным семьям, ввиду необходимости их благоустройства, отсутствия подъездных путей, электроснабжения, межевания.

В ряде городских округов Московской области в защиту неопределенного круга лиц прокурорами городских прокуратур, гражданами в защиту своих интересов подаются заявления в суд об устранении недостатков предоставленных земельных участков в части их обеспечения инфраструктурой.

В целом судебная практика складывается отрицательно
для муниципальных образований, решения судов обязывают их устранить недостатки на предоставленных многодетным семьям земельных участках
и обеспечить газо-, электро-, водоснабжение, водоотведение, подведение дорог к земельным участкам.

В настоящее время Министерством энергетики Московской области совместно с Министерством социального развития Московской области
и Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области проводится детализированный пообъектный анализ данных
на основании утвержденных, либо поступивших на рассмотрение схем электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов Московской области с целью определения оптимального варианта обеспечения земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, инженерной инфраструктурой.

Результаты анализа позволят сформировать состав мероприятий
по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, инженерной инфраструктурой, определить затраты и порядок реализации этих мероприятий.

По информации Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области строительство (реконструкция) объектов дорожно-транспортной инфраструктуры на территории Московской области осуществляется на основании Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25. 03. 2016 № 230/8 (далее – СТП ТО МО), и Государственной программы.

СТП ТО МО не предусмотрено строительство (реконструкция) подъездных дорог к земельным участкам, предоставленных многодетным семьям в Московской области.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности
в отношении автомобильных дорог местного значения относится
к полномочиям органов местного самоуправления.

Строительство и реконструкция автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с генеральным планом городского округа.

В случаях, когда подъездные дороги к земельным участкам не учтены
в генеральных планах городских округов, администрации городского округа необходимо:

1) внести изменения в генеральный план городского округа;

2) разработать и утвердить проект планировки территории;

3) разработать проектно-сметную документацию и получить положительное заключение государственной экспертизы;

4) подтвердить финансирование мероприятия из бюджета муниципального образования.

После выполнения всех вышеуказанных требований, администрация городского округа вправе обратиться в Министерство транспорта
и дорожной инфраструктуры Московской области с ходатайством
о включении в Государственную программу для получения субсидии за счет средств Дорожного фонда Московской области
на софинансирование работ по строительству (реконструкции) объектов дорожного хозяйства местного значения.

Участники мероприятия высказали единую позицию о необходимости
утверждения в нормативных правовых актах Московской области перечня объектов инженерной и дорожной инфраструктуры, которыми должны быть оснащены земельные участки, предоставленные многодетным семьям. В такой перечень целесообразно включить: дороги, объекты водо- и электроснабжения.

Газоснабжение земельных участков требует порядка 20 млрд. рублей,
и в настоящее время не представляется возможным. По мнению участников расширенного заседания, проблему газификации земельных участков можно попробовать решить через государственные программы, предусматривающие софинансирование из федерального бюджета.

Было высказано предложение законодательно установить органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области сроки (5 лет) в течение которых, они будут обязаны обеспечить объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельные участки, предоставленные многодетным семьям. При этом представитель Министерства имущественных отношений Московской области обратил внимание, что Федеральным законом
от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» указанный срок ограничен 3 годами. В государственные программы Московской области мероприятия по созданию отдельных объектов инженерной и дорожной инфраструктуры будут включены с разбивкой по годам. При этом многодетные семьи будут реально понимать, в какое время они смогут воспользоваться объектами инженерной инфраструктуры.

Учитывая, что Закон Московской области № 73/2011-ОЗ определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства
и ведения садоводства, то перечень объектов инженерной и дорожной инфраструктуры для земельных участков, а также сроки, в течение которых органы местного самоуправления должны ими обеспечить многодетные семьи, целесообразно определить в подзаконных нормативных правовых актах Московской области.

При обсуждении вопроса о возможности взамен предоставления земельных участков установить альтернативные меры поддержки многодетным семьям (выплата денежных средств, выдача земельного сертификата), представители Министерства экономики и финансов Московской области
и Министерства социального развития Московской области сообщили, что по предварительным расчетам, альтернативные меры поддержки обойдутся областному бюджету от 5 до 60 млрд. рублей, и не могут
быть в настоящее время предоставлены.

Неоднозначное мнение высказали участники заседания на предложение руководителя центра поддержки многодетных и приемных семей рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Московской области 73/2011-ОЗ, предусмотрев упрощенный порядок продажи земельных участков, предоставленных многодетным семьям.

Так, Министерство социального развития Московской области считает, что введение процедуры продажи земельного участка, полученного многодетной семьей в собственность бесплатно, нарушит право на улучшение жилищных условий многодетных семей, имеющих финансовую возможность освоения земельных участков по целевому назначению, а именно, строительство жилых домов, что приведет к социальной напряженности.

Участники расширенного заседания обсудили также вопросы, связанные
с формированием земельных участков в целях последующего бесплатного предоставления многодетным семьям.

В Московскую областную Думу поступают обращения граждан, имеющих трех и более детей, и их объединений с предложением установить
в законодательстве Московской области возможность формирования земельного участка за счет средств многодетной семьи в целях его дальнейшего бесплатного предоставления этой семье в собственность. Предполагается,
что таким образом можно в некоторой степени ускорить процесс обеспечения многодетных семей земельными участками.

В рамках осуществления парламентского контроля за реализацией органами местного самоуправления положений Закона Московской области
№ 73/2011-ОЗ Комитет выявил, что в некоторых городских округах уже предусмотрена возможность многодетной семьи самостоятельно сформировать земельный участок за собственные средства.

В качестве примера можно привести следующие правовые акты: в п. 32 Положения о порядке бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям на территории муниципального образования Дмитровский городской округ Московской области (утверждено решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области
от 24. 09. 2019 № 751/83), в п. 5. 7. 5 Порядка бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (утвержден решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 24. 09. 2014 № 52/6-МЗ), в п. 3. 2 Порядка учета многодетных семей в целях предоставления в собственность бесплатно земельных участков на территории Пушкинского муниципального района Московской области (утвержден постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 11. 07. 2011 № 1816).

Комитет направил в указанные городские округа письма с просьбой разъяснить обоснованность включения указанных положений в нормативные правовые акты, а также сообщить о процедуре их реализации с учетом положений Закона Московской области № 73/2011-ОЗ и как часто они применяются.

Из поступивших от администраций городских округов ответов следует, что вышеуказанные правовые акты органов местного самоуправления применяются в части не противоречащей законодательству, и в настоящее время в них планируется внести изменения. В настоящий период земельные участки многодетными семьями самостоятельно не формируются.
В Дмитровском городском округе и Сергиево-Посадском городском округе существует практика формирования многодетными семьями земельных участков по собственному желанию, в случае несогласия с предложенным администрацией земельным участком.

Участники расширенного заседания обратили особое внимание, что администрация Дмитровского городского округа Московской области, как указано в письме от 07. 08. 2020 № 7175/010-63, поступившем в Московскую областную Думу, до 10. 01. 2020 при формировании земельных участков для многодетных семей руководствовалась пунктом 19 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено, что формирование участков многодетными семьями возможно в тех субъектах Российской Федерации,
в которых не установлен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно. Данный подход представляется неверным, так как в Московской области такой порядок установлен Законом Московской области № 73/2011-ОЗ и действует с 2011 года.

Участники заседания высказали мнения по вопросу возможности
и целесообразности внесения изменений в законодательство Московской области, позволяющих формировать земельный участок за счет средств многодетной семьи в целях его дальнейшего бесплатного предоставления этой семье в собственность.

По мнению Министерства социального развития Московской области, формирование земельных участков многодетными семьями самостоятельно возможно, но необходимо соблюдать принцип очередности предоставления.

По информации Министерства имущественных отношений Московской области ранее Министерством неоднократно фиксировались случаи образования земельных участков вне границ предварительно сформированных за счет местного бюджета земельных массивов для многодетных семей. Причем такие участки могли быть первоначально образованы по заявлениям
о предоставлении на торгах, в границах сложившейся застройки. Соответственно, предоставление многодетным семьям в собственность бесплатно земельных участков, образованных самостоятельно, приводит
к нарушению принципов равенства и очередности – заявители, имеющие возможность подыскать земельные участки и оплатить кадастровые работы оказываются в привилегированном положении по отношению
к многодетным семьям, которым земельные участки предоставляются
из заранее образованного массива.

Участники заседания отметили, что по итогам расширенного заседания
на тему «Анализ проблемных вопросов, возникающих у органов местного самоуправления в ходе реализации Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям
в Московской области», в соответствии с Решением Комитета от 03 июня 2020 года № 59, Комитет подготовил и направил в администрации городских округов Рекомендации по применению некоторых положений Закона Московской области № 73/2011-ОЗ, которые нашли широкое применение
в работе муниципальных образований.

Председатель Комитета сообщил, что от ряда муниципальных образований повторно поступили предложения законодательно урегулировать следующие вопросы:

возможность постановки на учет многодетной семьи, когда у одного (нескольких) членов семьи есть на праве долевой собственности земельный участок;

возможность одновременного нахождения многодетной семьи на учете на предоставление земельного участка в нескольких муниципальных образованиях в случае ее переезда в другой городской округ Московской области;

каким образом должны поступать органы местного самоуправления, когда многодетная семья не отвечает на уведомления и не направляет письменный ответ о согласии (отказе) на предоставление ей конкретного земельного участка. Возможно ли предоставление земельного участка следующей по очереди семье.

В целях повышения государственной поддержки многодетных семей, усиления их роли в улучшении демографической ситуации участники расширенного заседания решили:

1. Предложить Министерству имущественных отношений Московской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Министерству экономики
и финансов Московской области, Министерству социального развития Московской области, Министерству энергетики Московской области:

1. 1. Направить в Комитет предложения по внесению изменений
в законодательство Московской области для решения вопроса по обеспечению инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в Московской области.

Срок – до 11 декабря 2020 года.

1. 2. Рассмотреть вопросы:

об установлении единых требований/критериев к земельным участкам, выделяемых для бесплатного предоставления многодетным семьям, в целях включения мероприятий по строительству инженерной инфраструктуры для указанных земельных участков в государственные программы для предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области;

о распространении наиболее успешного опыта работы городских округов
по обеспечению многодетных семей земельными участками, имеющими инженерной инфраструктуру;

о принятии на региональном уровне плана-графика подведения инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым бесплатно многодетным семьям;

о возможности и целесообразности внесения в законодательство Московской области изменений, позволяющих формировать земельный участок за счет средств многодетной семьи в целях его дальнейшего бесплатного предоставления этой семье в собственность с учетом соблюдения принципа очередности;

о возможности и целесообразности внесения в Закон Московской области № 73/2011-ОЗ изменений, предложенных муниципальными образованиями.

Срок – до 13 ноября 2020 года.

2. Поручить Комитету:

2. 1. Продолжить мониторинг обеспечения многодетных семей земельными участками.

2. 2. Использовать информацию, полученную в соответствии с пунктом
1 настоящего решения, в целях совершенствования законодательства Московской области при предоставлении земельных участков многодетным семьям и для проведения мероприятий Комитета по данной тематике.

2. 3. Направить настоящее решение в Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области, Министерство социального развития Московской области, Министерство энергетики Московской области, в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской.

Срок – до 30 октября 2020 года.

2. 4. Направить, поступившие из социальных сетей комментарии
и обращения в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области для их рассмотрения и направления в Комитет информации о принятых мерах.

Срок – до 30 октября 2020 года.

2. 5. Подготовить и провести с участием представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства социального развития Московской области и Администрации городского округа Подольск Московской области рабочего совещания для рассмотрения проблемных вопросов, связанных с предоставлением земельных участков и созданию на них инфраструктуры для многодетных семей городского округа Подольск Московской области.

Срок – до 30 ноября 2020 года.

2. 6. Разместить настоящее решение и другие информационные материалы расширенного заседания Комитета на официальном сайте Московской областной Думы.

Срок – до 30 октября 2020 года.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить
на председателя Комитета В. Н. Шапкина.

 

 

Председатель Комитета                                                           В. Н. Шапкин



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.