|
|||
Председатель Комитета В.Н. Шапкин
РЕШЕНИЕ № 100 расширенного заседания Комитета по имущественным отношениям и землепользованию на тему «О проблемах формирования земельных участков и их обеспечения инженерной инфраструктурой в целях бесплатного предоставления многодетным семьям»
14 октября 2020 года г. Москва
В расширенном заседании Комитета приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Министерства экономики и финансов Московской области, Министерства социального развития Московской области, Министерства энергетики Московской области, Правового управления Губернатора Московской области, Государственно-правового управления Московской областной Думы, члены Экспертного совета при Московской областной Думе. Участники расширенного заседания обсудили: вопросы создания инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в Московской области; законодательное регулирование финансирования формирования земельных участков в целях их дальнейшего предоставления многодетным семьям в Московской области. результаты работы органов местного самоуправления по обеспечению многодетных семей земельными участками, в том числе по формированию инженерной инфраструктуры для указанных земельных участков в период действия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (далее – Закон Московской области № 73/2011-ОЗ); судебную практику по заявлениям об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным семьям; порядок действий администраций городских округов для включения целесообразность включения в государственную программу Московской области «Формирование современной комфортной городской среды», утвержденную постановлением Правительства Московской области возможность и целесообразность внесения изменений в законодательство Московской области, позволяющих многодетным семьям формировать земельный участок за счет собственных средств, в целях его дальнейшего бесплатного предоставления этой семье в собственность. Участники расширенного заседания отметили следующее: В сложившейся демографической ситуации политика государства Одна из наиболее сложных проблем многодетных семей – жилищная, поскольку значительная часть таких семей не может решить ее самостоятельно. На решение данной проблемы направлен ряд федеральных нормативных правовых актов. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 Статьей 62 Закона Московской области № 73/2011-ОЗ установлено, Основными причинами образования очередей на предоставление земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно являются отсутствие бюджетных средств на формирование земельных участков, На начало октября 2020 года в Московской области проживает около По состоянию на 1 октября 2020 года на учете на получение земельного участка состоит 18 521) многодетная семья. С начала реализации Закона Московской области № 73/2011-ОЗ обеспечено земельными участками более 27 213 многодетных семей, что составляет 60 % от общего количества семей, состоящих на учете. За период январь – сентябрь 2020 года земельными участками обеспечено 1 127 многодетных семей. Общая площадь предоставленных земельных участков с начала 2020 года – 143 га. Выделенные земельные участки частично обеспечены инженерной инфраструктурой, а именно, возможностью подключения к электросети – В то же время во многих городских округах имеются затруднения В ряде городских округов Московской области в защиту неопределенного круга лиц прокурорами городских прокуратур, гражданами в защиту своих интересов подаются заявления в суд об устранении недостатков предоставленных земельных участков в части их обеспечения инфраструктурой. В целом судебная практика складывается отрицательно В настоящее время Министерством энергетики Московской области совместно с Министерством социального развития Московской области Результаты анализа позволят сформировать состав мероприятий По информации Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области строительство (реконструкция) объектов дорожно-транспортной инфраструктуры на территории Московской области осуществляется на основании Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25. 03. 2016 № 230/8 (далее – СТП ТО МО), и Государственной программы. СТП ТО МО не предусмотрено строительство (реконструкция) подъездных дорог к земельным участкам, предоставленных многодетным семьям в Московской области. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Строительство и реконструкция автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с генеральным планом городского округа. В случаях, когда подъездные дороги к земельным участкам не учтены 1) внести изменения в генеральный план городского округа; 2) разработать и утвердить проект планировки территории; 3) разработать проектно-сметную документацию и получить положительное заключение государственной экспертизы; 4) подтвердить финансирование мероприятия из бюджета муниципального образования. После выполнения всех вышеуказанных требований, администрация городского округа вправе обратиться в Министерство транспорта Участники мероприятия высказали единую позицию о необходимости Газоснабжение земельных участков требует порядка 20 млрд. рублей, Было высказано предложение законодательно установить органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области сроки (5 лет) в течение которых, они будут обязаны обеспечить объектами инженерной и дорожной инфраструктуры земельные участки, предоставленные многодетным семьям. При этом представитель Министерства имущественных отношений Московской области обратил внимание, что Федеральным законом Учитывая, что Закон Московской области № 73/2011-ОЗ определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства При обсуждении вопроса о возможности взамен предоставления земельных участков установить альтернативные меры поддержки многодетным семьям (выплата денежных средств, выдача земельного сертификата), представители Министерства экономики и финансов Московской области Неоднозначное мнение высказали участники заседания на предложение руководителя центра поддержки многодетных и приемных семей рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Московской области 73/2011-ОЗ, предусмотрев упрощенный порядок продажи земельных участков, предоставленных многодетным семьям. Так, Министерство социального развития Московской области считает, что введение процедуры продажи земельного участка, полученного многодетной семьей в собственность бесплатно, нарушит право на улучшение жилищных условий многодетных семей, имеющих финансовую возможность освоения земельных участков по целевому назначению, а именно, строительство жилых домов, что приведет к социальной напряженности. Участники расширенного заседания обсудили также вопросы, связанные В Московскую областную Думу поступают обращения граждан, имеющих трех и более детей, и их объединений с предложением установить В рамках осуществления парламентского контроля за реализацией органами местного самоуправления положений Закона Московской области В качестве примера можно привести следующие правовые акты: в п. 32 Положения о порядке бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям на территории муниципального образования Дмитровский городской округ Московской области (утверждено решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области Комитет направил в указанные городские округа письма с просьбой разъяснить обоснованность включения указанных положений в нормативные правовые акты, а также сообщить о процедуре их реализации с учетом положений Закона Московской области № 73/2011-ОЗ и как часто они применяются. Из поступивших от администраций городских округов ответов следует, что вышеуказанные правовые акты органов местного самоуправления применяются в части не противоречащей законодательству, и в настоящее время в них планируется внести изменения. В настоящий период земельные участки многодетными семьями самостоятельно не формируются. Участники расширенного заседания обратили особое внимание, что администрация Дмитровского городского округа Московской области, как указано в письме от 07. 08. 2020 № 7175/010-63, поступившем в Московскую областную Думу, до 10. 01. 2020 при формировании земельных участков для многодетных семей руководствовалась пунктом 19 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено, что формирование участков многодетными семьями возможно в тех субъектах Российской Федерации, Участники заседания высказали мнения по вопросу возможности По мнению Министерства социального развития Московской области, формирование земельных участков многодетными семьями самостоятельно возможно, но необходимо соблюдать принцип очередности предоставления. По информации Министерства имущественных отношений Московской области ранее Министерством неоднократно фиксировались случаи образования земельных участков вне границ предварительно сформированных за счет местного бюджета земельных массивов для многодетных семей. Причем такие участки могли быть первоначально образованы по заявлениям Участники заседания отметили, что по итогам расширенного заседания Председатель Комитета сообщил, что от ряда муниципальных образований повторно поступили предложения законодательно урегулировать следующие вопросы: возможность постановки на учет многодетной семьи, когда у одного (нескольких) членов семьи есть на праве долевой собственности земельный участок; возможность одновременного нахождения многодетной семьи на учете на предоставление земельного участка в нескольких муниципальных образованиях в случае ее переезда в другой городской округ Московской области; каким образом должны поступать органы местного самоуправления, когда многодетная семья не отвечает на уведомления и не направляет письменный ответ о согласии (отказе) на предоставление ей конкретного земельного участка. Возможно ли предоставление земельного участка следующей по очереди семье. В целях повышения государственной поддержки многодетных семей, усиления их роли в улучшении демографической ситуации участники расширенного заседания решили: 1. Предложить Министерству имущественных отношений Московской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Министерству экономики 1. 1. Направить в Комитет предложения по внесению изменений Срок – до 11 декабря 2020 года. 1. 2. Рассмотреть вопросы: об установлении единых требований/критериев к земельным участкам, выделяемых для бесплатного предоставления многодетным семьям, в целях включения мероприятий по строительству инженерной инфраструктуры для указанных земельных участков в государственные программы для предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области; о распространении наиболее успешного опыта работы городских округов о принятии на региональном уровне плана-графика подведения инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым бесплатно многодетным семьям; о возможности и целесообразности внесения в законодательство Московской области изменений, позволяющих формировать земельный участок за счет средств многодетной семьи в целях его дальнейшего бесплатного предоставления этой семье в собственность с учетом соблюдения принципа очередности; о возможности и целесообразности внесения в Закон Московской области № 73/2011-ОЗ изменений, предложенных муниципальными образованиями. Срок – до 13 ноября 2020 года. 2. Поручить Комитету: 2. 1. Продолжить мониторинг обеспечения многодетных семей земельными участками. 2. 2. Использовать информацию, полученную в соответствии с пунктом 2. 3. Направить настоящее решение в Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области, Министерство социального развития Московской области, Министерство энергетики Московской области, в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской. Срок – до 30 октября 2020 года. 2. 4. Направить, поступившие из социальных сетей комментарии Срок – до 30 октября 2020 года. 2. 5. Подготовить и провести с участием представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства социального развития Московской области и Администрации городского округа Подольск Московской области рабочего совещания для рассмотрения проблемных вопросов, связанных с предоставлением земельных участков и созданию на них инфраструктуры для многодетных семей городского округа Подольск Московской области. Срок – до 30 ноября 2020 года. 2. 6. Разместить настоящее решение и другие информационные материалы расширенного заседания Комитета на официальном сайте Московской областной Думы. Срок – до 30 октября 2020 года. 3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить
Председатель Комитета В. Н. Шапкин
|
|||
|