Как провести «Минутку безопасности» в школе\детском саду
Тематика и материалы для проведения после занятий в школах «Минутка безопасности»
Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с участием детей на дорогах является организация проведения в образовательных организациях ежедневных «минуток безопасности» дорожного движения.
«Минутка безопасности» - это краткая беседа о дорожной безопасности в конце учебного дня, экспресс-напоминание детям о необходимости переключить внимание на обеспечение собственной безопасности на дороге в то время, когда ребенок возвращается из образовательной организации домой. «Минутка безопасности» призвана показать ребенку, что на дороге не все так просто и очевидно, как ему кажется в силу его возраста. Короткая информация настраивает ребенка на внимательное наблюдение за дорогой.
Главное условие успешного воздействия «Минуток безопасности» - их регулярность и ежедневность.
Проведение «Минуток безопасности» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни смотров, проведения профилактических мероприятий Госавтоинспекцией, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей по пути из образовательной организации домой, направленной на воспитание у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке.
Нет необходимости пытаться «объять необъятное», группируя несколько вопросов (даже если они кажутся вам одинаково важными и актуальными) в одну мини-беседу. Это не работает. Главное правило «минутки» - её краткость. Вопрос должен предельно чётко описывать КОНКРЕТНУЮ дорожную ситуацию, а ответ – давать однозначную рекомендацию, как действовать в данном конкретном случае.
Список тем (вопросов и правильных ответов на них) «Минутки безопасности» у воспитателя\учителя должен быть всегда под рукой: например, вложен в классный журнал. Желательно, чтобы он был подготовлен и роздан воспитателям\учителям заранее, чтобы любой педагог, чей урок завершает учебный день, мог провести беседу с детьми.
Обязанность готовить вопросы (на неделю, на месяц) возлагается, как правило, на ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. При составлении вопросника рекомендуется учитывать сезонные особенности и специфику транспортной обстановки в окрестностях образовательной организации, возрастные особенности учащихся. Примерный список вопросов и ответы на них, которые имеет смысл обсудить в начале учебного года, приведен далее.
Планируя тематику «минуток», лучше всего исходить из актуальности темы в данный конкретный период в зависимости от складывающейся дорожной обстановки, времени года, погодных условий и т. п.
Например, осенью и зимой актуальны темы участия детей в дорожном движении поведения в темное время суток, особенности восприятия дороги при искусственном освещении, безопасность на скользкой дороге и т. п., весной и летом целесообразно освещать вопросы, касающиеся использования детьми велосипедов, самокатов, современных средств передвижения (гироскутеров, сигвеев и др. ), игр вблизи дороги и т. д. Особое внимание следует уделять тем нарушениям, которые неосознанно допускают учащиеся образовательной организации. Если вблизи школы\детского сада изменилась организация дорожного движения (установили светофор, изменили схему движения транспорта, организовали пешеходный переход, обустроили остановку маршрутного транспорта и т. п. ), то этой теме необходимо уделить не одно, а несколько бесед - «минуток». Проводить такие беседы лучше не подряд, а чередуя их с другими темами.
Как провести «Минутку безопасности» в школе\детском саду
«Минутку безопасности» имеет возможность провести каждый воспитатель\учитель, чей урок приходится – независимо от предмета и темы – на конец учебного дня. Ведь одна из главных целей, ради которой проводится это ЕЖЕДНЕВНОЕ экспресс-занятие с детьми, - настроить их перед дорогой домой на мысли о соблюдении мер личной безопасности на дороге.
В ходе проведения «Минутки» следует пробудить интерес у детей, а для этого, прежде всего, необходимо определить проблему. Согласитесь, каждый знает, что на красный сигнал светофора переходить проезжую часть запрещено. Но зачастую это неосознанный штамп, который впитывает каждый из нас еще с детского сада. То есть знать – знают, но все равно пренебрегают этим запретом, например, когда спешат или, когда нет автомобилей или, когда просто лень ждать этих нескольких секунд. Наша задача – добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения. Поэтому при изучении сигналов регулирования целесообразнее поставить вопрос не репродуктивного плана: «На какой сигнал светофора вам разрешено переходить проезжую часть? », а сформулировать перед детьми проблему: «Почему на улице N, где стоит светофор (ближайший к школе/детскому саду), люди часто перебегают через проезжую часть? ».
«Минутка» должна быть именно кратковременной. Ее длительность – не более 2-3 минут, максимум – 5 минут. Учитель\воспитатель задает вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких учащихся\воспитанников, обобщает их и дает объяснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми. В качестве последней «порции» информации, полученной за день в стенах школы\детского сада, учащиеся\воспитанники получают полезные сведения по безопасности на дороге, поданные в интересной, занимательной форме.
В ряде случаев детям могут быть даны задания по наблюдению за обстановкой на дороге, связанные с вопросом, рассмотренным на «Минутке» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках маршрутного транспорта и т. п. ). Например, обратить внимание по пути домой на различные объекты, мешающие обзору дороги.
Тематика вопросов для «минуток безопасности»
в школе\детском саду
Вопрос
| Ответ
| Где необходимо переходить проезжую часть?
| Переходить проезжую часть необходимо по пешеходному переходу. Самый безопасный переход – подземный или надземный переход. Если поблизости нет подземного или надземного перехода, можно перейти по дорогу по регулируемому пешеходному переходу (со светофором) или по нерегулируемому пешеходному переходу.
| Почему необходимо остановиться перед тем, как начинать переходить проезжую часть?
| Это требуется для того, чтобы осмотреться. Посмотреть на лево, направо и еще раз налево. Пересекая проезжую часть «сходу», не остановившись для наблюдения за дорожной обстановкой, можно не заметить приближающийся транспорт.
| Почему переходить проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу (без светофора) опаснее, чем по регулируемому (со светофором)?
| Переход без светофора опаснее, потому что необходимо уметь определить, далеко автомобиль или близко, быстро едет или медленно, необходимо уметь заметить небольшой автомобиль, мотоцикл и велосипед. При этом из-за медленно едущего автомобиля может выехать другой, который едет быстрее. Кроме этого подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, некоторые водители пренебрегают обязанностью остановиться и пропустить пешеходов, создавая тем самым опасную ситуацию.
| В городах с интенсивным движением водители паркуют автомобили у пешеходных переходов и даже непосредственно на них, нарушая тем самым ПДД.
Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства?
| Стоящий автомобиль закрывает обзор дороги. Из-за него пешеход может вовремя не заметить другой, движущийся автомобиль, мотоцикл или велосипед.
Также ограничивать обзор могут и другие объекты, находящиеся в непосредственной близости от проезжей части: кусты, заборы, строения и т. п. Необходимо помнить: если у края проезжей части стоит автомобиль, если другие объекты загораживают обзор, на дороге может быть скрыта опасность, поэтому следует дойти до того места, где припаркованные автомобили не будут загораживать обзор и перейти проезжую часть, соблюдая меры безопасности. Если такой возможности нет, следует осторожно выглянуть из-за припаркованного автомобиля, убедиться, что с обеих сторон нет движущихся транспортных средств и только тогда, контролируя ситуацию, переходить дорогу.
| Почему опасно пересекать проезжую часть по пешеходному переходу бегом?
| На бегу сложно следить за ситуацией на дороге, поворачивая голову направо и налево, чтобы оценивать дорожную обстановку слева и справа от себя. Только идя спокойным шагом, можно наблюдать за дорогой и обнаружить вовремя опасность.
| Почему детям нельзя переходить проезжую часть по пешеходному переходу вдвоём-втроём под руку или держась за руки?
| Когда переходят дорогу двое-трое, то при возникновении опасности реакция будет у всех разная, и дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.
| Почему опасно переходить проезжую часть по пешеходному переходу наискосок?
| Когда идёшь наискосок, то часть пути проходишь спиной к едущим автомобилям и можешь их не заметить. Кроме того, переход становится длиннее, а значит, опаснее.
| Где должен двигаться пешеход, если у дороги нет тротуара?
| Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части.
При движении по обочине или по краю проезжей части пешеходы должны двигаться навстречу движению транспортных средств, чтобы видеть те автомобили, которые едут навстречу.
| Какая опасность возникает, когда школьник\воспитанник подходит к своему дому?
| У ребенка, приближающегося к своему дому, снижается концентрация внимания и «включаются» эмоции. Ему кажется, что дом рядом, и он чувствует себя в безопасности. В этот момент он может не заметить изменения в дорожной обстановке. Например, не среагировать на приближающийся автомобиль, выскочив на дорогу из-за припаркованного транспортного средства, деревьев, сооружений.
| На нерегулируемом пешеходном переходе пропустил автомобиль. Больше автомобилей ему не видно. Можно ли переходить проезжую часть?
| Пропустив автомобиль, едущий в ближнем ряду, сразу переходить дорогу нельзя. За ним может быть скрыт другой автомобиль, движущийся во втором ряду или во встречном направлении. Необходимо подождать, пока дорога будет просматриваться в обе стороны и при отсутствии транспортных средств переходить дорогу, контролируя дорожную ситуацию.
| Как обходить стоящее на остановке маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай)?
| Стоящий автобус, троллейбус, трамвай нельзя обходить ни спереди, ни сзади. Необходимо подождать, пока он отъедет и не будет закрывать обзор дороги. После этого найти пешеходный переход, дойти до него, остановиться, осмотреться, и, убедившись в своей безопасности, переходить с соблюдением всех правил дорожного движения.
| Почему опасно разговаривать по телефону, а также слушать музыку в наушниках или играть в планшет при переходе проезжей части?
| Разговоры отвлекают внимание от наблюдения за дорогой. Увлёкшись разговором, можно не заметить приближающийся или поворачивающий «под стрелку» - разрешающий сигнал светофора автомобиль, смену сигнала светофора и т. п. Перед началом перехода проезжей части все разговоры необходимо прекратить. Все внимание – на дорогу.
| Чем опасен для пешехода момент, когда один автомобиль обгоняет другой?
| Когда один автомобиль выезжает из-за другого, скорость обгоняющего намного больше. Пешеход не всегда способен заметить обгоняющий автомобиль или зачастую обнаруживает очень поздно, когда водителю не останется времени, чтобы остановить автомобиль. Водитель обгоняющего автомобиля также не имеет возможности увидеть пешехода, пока не проедет автомобиль, который он обгоняет.
| Пешеход подходит к перекрестку. Пока он приближался, горел зеленый сигнал, и пешеход настроился на переход. Вдруг зеленый начинает мигать. Пешеход решил так: пока автомобили стоят – успею. Ведь водители меня видят. В чем ошибка пешехода?
| Не все автомобили в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку и при включении разрешающего сигнала светофора могут выехать на перекресток. Перебегающего пешехода водитель может не заметить из-за стоящих перед пешеходным переходом автомобилей. И пешеход тоже не видит автомобиль из-за стоящего транспорта.
| Около края проезжей части стоит автомобиль без водителя. В чем может быть опасность?
| Стоящий автомобиль закрывает или ограничивает обзор дороги. Из-за него можно не заметить другой, движущийся, автомобиль, мотоцикл или велосипедиста. Особенно опасен с этой точки зрения крупногабаритный транспорт: автобусы, грузовики и т. п.
| Как необходимо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет?
| Необходимо осмотреться, и только убедившись, что опасности нет (нет приближающихся или движущихся транспортных средств), поднять предмет. Если приближается автомобиль с одной или с другой стороны, необходимо срочно уйти с дороги, каким бы дорогим и любимым не был потерянный предмет. Жизнь и здоровье бесценны. Когда транспортные средства проедут, можно попросить взрослых поднять предмет на дороге. Но лучше – перед тем, как переходить дорогу, приготовиться заранее, быть и внимательным и ничего не ронять.
| Почему не стоит начинать переход сразу, как загорится зеленый сигнал?
| Среди водителей тоже встречаются те, кто хочет проехать перекресток в самый последний момент. Очень часто такие водители въезжают на перекресток даже на желтый сигнал светофора, а заканчивают проезд, когда для пешеходов включается разрешающий сигнал светофора. Поэтому перед тем, как ступать на проезжую часть, требуется обязательно убедиться, что все транспортные средства остановились и пропускают пешеходов.
| Почему нельзя переходить дорогу там, где установлен знак «Дети»?
| Знак «Дети» устанавливается вблизи тех мест, где на дороге могут появиться дети – учащиеся школ, детских садов, спортшкол и т. п. Он предупреждает водителя, что поблизости находится образовательная организация, и здесь может находиться большое число детей. Но, обращаю внимание, он не разрешает переходить дорогу в том месте, где установлен. Для перехода дороги требуется найти пешеходный переход и перейти дорогу.
| В чем разница между двумя знаками: «Пешеходный переход» и (предупреждающим знаком особых предписаний)?
| Знак особых предписаний «Пешеходный переход» (синий, квадратный) обозначает место, где разрешено переходить проезжую часть дороги. В подавляющем большинстве случаев он применяется вместе с разметкой пешеходного перехода. Предупреждающий знак (треугольный, с красной каймой), как следует из его названия, предупреждает водителя, что впереди находится нерегулируемый пешеходный переход. Переходить проезжую часть в этом месте запрещено.
| О чем необходимо помнить, выходя из автобуса?
| Выйдя из автобуса, необходимо сразу отойти от дверей, чтобы не мешать другим людям выходить из автобуса или садиться в него. Следует спокойно переходить проезжую часть: стоящий автобус мешает увидеть приближающиеся автомобили. Необходимо дойти до пешеходного перехода и перейти проезжую часть по нему.
| Ты подошёл к пешеходному переходу. На светофоре горит зелёный сигнал. Как долго – ты не знаешь. Стоит ли начинать переход?
| Лучше дождаться следующего разрешающего сигнала пешеходного светофора, чтобы не оказаться на переходе при запрещающем сигнале светофора. Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая или из-за погоды плохо просматривается.
| О чем необходимо помнить, играя во дворе?
| Во дворе также ездят автомобили, и их водители не всегда внимательны. Они могут отвлечься и не заметить вовремя пешехода. Если двор большой, то автомобили могут ездить здесь на достаточно высокой скорости. Поэтому играть следует на детских площадках и в других местах, где нет движения транспорта.
| Какая опасность может возникнуть, когда автобус подъезжает к остановке?
| Когда на остановке много людей, при подходе к автобусу возникает толкучка. Есть опасность, что кто-нибудь нечаянно толкнёт тебя под колёса. Кроме того, подъезжающий автобус может занести на тротуар, поэтому следует стоять на расстоянии от края тротуара.
| Как вести себя пешеходу при переходе проезжей части с зонтиком или в одежде с капюшоном?
| Зонт, капюшон, а также головные уборы с большими полями или козырьком ограничивают обзор и мешают следить за дорожной обстановкой. Поэтому необходимо быть предельно внимательным и перед переходом проезжей части обязательно откинуть капюшон, а зонт держать так, чтобы он не ограничивал поле твоего обзора.
| Как вести себя в автобусе (троллейбусе, трамвае)?
| Не задерживаться при входе, постараться пройти вглубь салона, держаться за поручни, не прислоняться к дверям. При приближении к необходимой остановке заранее приготовиться к выходу.
| Почему необходимо пользоваться детским удерживающим устройством (автокреслом), когда едешь в автомобиле?
| Так безопаснее. Штатные ремни безопасности, установленные в автомобиле, рассчитаны на рост взрослого человека. Ребёнку они могут нанести травму даже при резком торможении. А правильно подобранное (с учетом роста и веса) детское удерживающее устройство защитит маленького пассажира в случае резкого торможения или аварии.
| Что такое световозвращающие элементы и для чего они нужны пешеходу?
| Световозвращающий элемент – это предмет (подвеска, наклейка, брелок, браслет, нашивка на одежду), обладающий способностью «возвращать» луч света обратно к его источнику.
Световозвращатель повышает видимость пешехода в темное время суток на неосвещённой дороге, что помогает значительно снизить риск наезда на пешехода.
Световозвращающие элементы бывают съемные и несъемные. Съемные надеваются на какую-то часть тела, прикрепляются к одежде, головному убору, сумке, рюкзаку, роликам, велосипеду, коляскам и т. п. Несъемные световозвращатели, как правило, пришиты (наклеены) на одежду, обувь, школьные рюкзаки.
Наличие СВЭ это еще не означает, что вы в полной безопасности. Необходимо обеспечить видимость СВЭ для водителя и обязательно соблюдать Правила дорожного движения.
| Как правильно носить световозвращатель?
| Лучше всего иметь несколько световозвращателей – слева, справа, спереди и сзади, так чтобы пешеход был виден со всех сторон. Оптимальная высота, на которой следует размещать световозвращатели – около 80 см от земли (на уровне автомобильных фар).
| Как определить наиболее безопасный путь от дома до школы\детского сада и обратно?
| Вместе с родителями и педагогом следует изучить схемы безопасных маршрутов, представленные в Паспорте дорожной безопасности
|
Опыт проведения бесед - «минуток» показывает, что они меняют отношение детей к безопасности на дороге, способствуют выработке у них критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих Правила дорожного движения, благодаря чему у детей появляется «иммунитет» к нарушениям ПДД и подражанию нарушителям.
|