|
|||
Чтобы узнать стоимость и расписание курса, пиши «МАГНИТ» в сообщения группы vk.com/bubo_hist 3 страницаОстрог – тип оборонительного укрепления русских в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XVI-XVIII вв. Отечественная война 1812 г. – освободительная война России против армии Наполеона I. Вызвана обострением русско-французских экономических и политических противоречий, отка- зом России от участия в Континентальной блокаде Великобритании. Отработки – в пореформенной России система обработки крестьянами помещичьей земли собственным инвентарем за арендованную землю (в основном за отрезки), ссуды хлебом, день- гами и т. д. Пережиток барщинного хозяйства. Отрезки – часть крестьянских наделов, отошедшая к помещикам в результате реформы 1861 г. (сокращение наделов производилось, если их размер превышал установленную для данной местности норму). Отруб – по Столыпинской аграрной реформе – крестьянское хозяйство, отделившееся от общины землей. При этом дом оставался на территории общины. “Оттепель” – распространенное обозначение перемен в социальной и культурной жизни СССР, наметившихся после смерти И. В. Сталина (1953). Термин “оттепель” восходит к названию повести И. Г. Эренбурга (1954-1956). Период ” оттепели” характеризовался смягчением политического режима, началом процесса реабилитации жертв массовых репрессий 1930-х – начала 50-х гг., расширением прав и свобод граждан, некоторым ослаблением идеологического контроля в области культуры и науки. Важную роль в этих процессах сыграл 20-й съезд КПСС, осудивший культ личности Сталина. “Oттепель” способствовала росту социальной активности в обществе. Однако позитивные сдвиги середины 50-х гг. не получили дальнейшего развития. Отходничество – уход крестьян с места их традиционного проживания на заработки на опре- деленный срок. Было распространено в Центральном нечерноземном районе, Приуралье, северных губерниях России ввиду малого плодородия почв и низкой эффективности сельскохо- зяйственного труда. Большое распространение отходничество получает со второй половины XVIII в. в связи с увеличением размера оброка. Парсуна – (искажённое лат. persona – личность, особа) – первоначально синоним современно- го понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написа- ния. Понятие “парсуна”, как произведение переходного периода от иконописи к светской пор- третной живописи. Перегородчатая эмаль – техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани. Передвижники – художники, входившие в российское художественное объединение-Товарище- ство передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличе- нию общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-1924 часть передвижников вошла в АХРР. 17
Перестройка – политика руководства КПСС и СССР, проводившаяся с 1985 г. по август 1991 г. Инициаторы перестройки (М. С. Горбачев, А. Н. Яковлев и др. ) хотели привести советскую эконо- мику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценно- стями. Перестройка осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР в 1991 г. Петрашевцы – участники вечеров, проходивших по пятницам в доме литератора М. В. Петра- шевского. На встречах обсуждались проблемы переустройства самодержавной политики, кре- постного права. Петрашевцы разделяли идеи французских социалистов-утопистов. Среди участников кружка были литераторы Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Я. Данилев- ский, В. Н. Майков, композиторы М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн, географ П. И. Семенов–Тян-Шан- ский и др. В конце 1848 г. революционно настроенная часть петрашевцев решила добиваться реализации задуманного насильственным путем, для чего создать тайное общество и наладить выпуск прокламаций. Однако выполнить намеченное не удалось. Члены общества были аресто- ваны, 21 из них приговорены к смертной казни. В день исполнения казни она была заменена каторгой. Осужденные петрашевцы были отправлены в Сибирь. Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фик- сированный размер (уроки) и место сбора (погосты). Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и пра- вильным поступлением налогов в казну. Подушная подать – в России XVIII-XIX вв. основной прямой налог, который был введен в 1724 г. и заменил подворное обложение. Подушной податью облагались все мужчины податных сосло- вий, независимо от возраста. Пожилое – установленная законами плата крестьянина владельцу земли за право уйти на другие земли, к другому владельцу. Политическая (феодальная) раздробленность – этап в истории средневековых европейских государств, когда они были разделены на феодальные владения и собственник каждого из них сам издавал законы, судил, собирал налоги, содержал свою армию, а центральный правитель не имел реальной власти. Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Поместье – вид феодального землевладения в России. Впервые поместья появляются в XIV в. как земельные владения, предоставляемые за несение военной службы без права передачи земли по наследству (так называемое условное землевладение). На протяжении XVI-XVII вв. наблюда- ется процесс сближения поместья с вотчиной. В начале XVIII в. этот процесс завершится слияни- ем поместья и вотчины. Владельцы поместий называются помещиками. Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси. Посадник – в эпоху существования Древнерусского государства наместник князя. Позднее этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове (до конца XV – начала XVI в. ). Посадники избирались на вече из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов. Посессионные крестьяне – категория крестьян, считавшихся собственностью не владельца, а завода, на котором они работали. Не могли быть проданы отдельно от завода. Труд посессион- ных крестьян особенно широко применялся в металлургии Урала. Получали денежное жалова- нье и обеспечивались небольшими участками под огороды. Освобождены по Крестьянской реформе 1861 г. Православие – восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которы- ми руководят патриархи и церковные соборы.
Приказ – орган центрального управления в России XVI – начале XVIII вв. Изначально приказом называлось особое поручение, дававшееся царем тому или иному боярину, позднее – штат чиновников (дьяков), помогавших боярину исполнять свою роль и, наконец, орган центрального управления. В обиход термин “приказ” вошел в середине XVI в. В формировании приказной системы значительную роль сыграли преобразования Избранной Рады. Ликвидирована приказ- ная система была в начале XVIII в., в процессе петровских реформ. Приписные крестьяне – категория крестьянства в России в XVII – первой половине XIX в. Обяза- на была вместо уплаты оброка и подушной подати работать на заводах. Обычно такие крестья- не “приписывались” или прикреплялись к заводам навечно. Промышленная революция (промышленный переворот) – переход от ручного труда к машин- ному и соответственно от мануфактуры к фабрике. Требует развитого рынка свободной рабочей силы, поэтому в крепостнической стране не может совершиться полностью. Прогрессивный блок – был создан в августе 1915 г. из членов IV Государственной думы (в него вошли 236 из 422 депутатов от кадетов, октябристов, прогрессистов) с целью оказания давления на правительство. Возглавил объединение левый октябрист С. И. Шидловский, но фактическим руководителем был лидер кадетов П. Н. Милюков. 26 августа 1915 г. была опубликована деклара- ция Прогрессивного блока с требованиями обновления состава местных органов власти, пре- кращения преследований за веру, освобождения некоторых категорий политических заключен- ных, восстановления профессиональных союзов и др. Главная цель блока заключалась в созда- нии правительства “общественного доверия” из числа представителей администрации и дум- ских деятелей, с тем чтобы вывести страну из сложного политического и экономического поло- жения, в котором она оказалась в условиях Первой мировой войны, предотвратить возможный революционный взрыв. Продотряд – продовольственные отряды, вооруженные отряды рабочих и крестьян-бедняков в 1918-1921. Создавались органами Наркомата продовольствия (входили в Продармию), профсою- зами, фабзавкомами, местными Советами (заготовительные, уборочно-заготовительные, убороч- но-реквизиционные отряды; руководящий орган – Военпродбюро ВЦСПС). Проводили прод- разверстку на селе; действовали совместно с комбедами, продкомами и местными Советами. Половину изъятого хлеба получала пославшая отряд организация. Продналог – введен декретами Совнаркома в марте 1921 взамен продразверстки, явился первым актом новой экономической политики. Взимался с крестьянских хозяйств. Размер уста- навливался до весеннего сева по каждому виду сельскохозяйственных продуктов (значительно ниже продразверстки) с учетом местных условии и зажиточности крестьянских хозяйств. В 1923 заменен единым сельскохозяйственным налогом. Продразверстка – система заготовок сельхозпродуктов в период “военного коммунизма”, уста- новлена после введения продовольственной диктатуры. Обязательная сдача крестьянами госу- дарству по твердым ценам всех излишков хлеба и других продуктов. Вызвала недовольство крестьян, вела к сокращению сельскохозяйственного производства, была заменена в 1921 г. продналогом. Просвещенный абсолютизм – политика, осуществляемая монархом, имеющим неограниченную власть, в соответствии с идеями эпохи Просвещения. Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку нацио- нальной экономики. Осуществляется путем ограничения импорта иностранных товаров, финан- совой поддержки национального производства, стимулирования экспорта продукции, иногда путем ограничения экспорта сырья. Возник в эпоху первоначального накопления капитала. Путч – государственный переворот, совершенный группой заговорщиков, попытка подобного переворота. К термину применимы события 19-20 августа 1991 г. в Москве, попытка ГКЧП отстра- нить от власти президента СССР М. Горбачева, способствовала быстрому распаду СССР.
Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района прожи- вания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Пятилетка – период, на который осуществлялось централизованное планирование экономики в Советском Союзе. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР или пятилетки были предназначены для быстрого экономического развития Советского Союза. Всего было 13 пяти- летних планов. Первый был принят в 1928, на пятилетний период с 1929 по 1933 год, и был выпол- нен на год раньше. В 1959 году на XXI съезде КПСС был принят семилетний план развития народ- ного хозяйства на 1959-1965 гг. В дальнейшем вновь принимались пятилетние планы. Последний, тринадцатый Пятилетний план был рассчитан на период с 1991 по 1995 год и не был выполнен из-за распада Советского Союза в 1991 году и последовавшего за этим перехода к рыночной децентрализованной экономике. Разночинцы – выходцы из разных сословий: духовенства, крестьянства, купечества, мещанства - занимавшиеся умственной деятельностью. Как правило, носители революционно-демократиче- ских взглядов. Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское госу- дарство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий. Раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церков- ной реформы патриарха Никона (1653-1656 гг. ); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. Реализм – стилистическое направление в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определенных творческих методов (просветительский реализм, критический, социалистический). Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности. В России в 1705-1874 гг. - лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности. В 1874 г. термин “рекрут” заменен терми- ном “новобранец”. “Рельсовая война” – название крупной операции советских партизан во время Великой Отече- ственной войны в августе-сентябре 1943 по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной территории Ленинградской, Калининской, Смоленской и Ор- ловской областей, Белоруссии и части Украины. Репрессии – принудительные меры государственного воздействия, включающие различные виды наказаний и правоограничений, применявшиеся в СССР к отдельным лицам и категориям лиц. Политические репрессии в Советской России начались сразу после Октябрьской револю- ции 1917 года (красный террор, расказачивание). С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х – начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особен- ного размаха они достигли в 1937-1938 годы, когда сотни тысяч советских граждан были рас- стреляны и отправлены в лагеря ГУЛАГа по обвинениям в совершении политических преступле- ний. С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г. Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необ- ходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины харак- терен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь
Романтизм – идейное и художественное направление в культуре конца XVIII – 1-й пол. XIX в. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил чрезмерному практицизму нового бур- жуазного общества устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновле- ния, идею личной и гражданской независимости. Мучительный разлад между вымышленным идеалом и жестокой реальностью является основой романтизма. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Влияние романтизма прояви- лось практически во всех сферах культуры (музыка, литература, изобразительное искусство). Российская империя – название российского государства с 1721 по 1. 09. 1917 г. Русско-византийский стиль – псевдорусский (иначе – неорусский, ложнорусский) стиль, воз- никший во второй четверти XIX в. и представляющий собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества и элементов византийской культуры. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в “образцовых проектах” церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце(Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске. Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феода- лом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала. Самодержавие – неограниченная монархическая форма правления. В России впервые употре- бляется после прекращения ордынского владычества (1480 г. ) для подчёркивания внешнего суверенитета правления Ивана III. При Иване Грозном характеризует неограниченную внутрен- нюю власть. Со времён Петра I используется как аналог европейского абсолютизма. Существо- вало в России до марта 1917 г. Священный союз – договор, заключенный в 1815 г. в Париже императорами России, Австрии и королем Пруссии. Инициатива создания Священного союза принадлежала российскому импе- ратору Александру I. Впоследствии к этому договору присоединились и все остальные евро- пейские государства, за исключением Ватикана и Великобритании. Главными своими задачами Священный союз полагал недопущение новых войн и революций в Европе. Ахенский, Троппау- ский, Лайбахский и Веронский конгрессы Священного союза разработали принцип вмешатель- ства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления любых нацио- нальных и революционных движений. Секуляризация – обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Замыслы секуляризации вынашивали Иван III и Иван IV, но осуществить ее на прак- тике удалось лишь Екатерине II в 1764 г. Семибоярщина – боярское правительство в его состав входили (семь человек: Федор Мстис- лавский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Иван Романов, Федор Шереметев, Андрей Тру- бецкой и Борис Лыков), взявшее власть в Москве после свержения с престола Василия Шуйско- го в 1610 г. Номинально оставалось у власти до 1612 г. Фактически передало власть польскому гетману С. Жолкевскому, с которым заключило соглашение о призвании на российский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. Сенат – государственный орган управления. В России был учрежден в 1711 году. Он стал высшей исполнительной и судебной инстанцией, обладавшей и значительными законодательными пол- номочиями. В дальнейшем, в ХVIII – первой половине ХIХ века, неоднократно реформировался, утрачивая свои законотворческие функции. По судебной реформе 1864 года стал высшей судебной инстанцией. Просуществовал до 1917 года Сентиментализм – стиль в литературе и искусстве второй половины XVIII – начала XIX в. Провоз- глашал культ естественного чувства, природы. Характерно особое внимание к душевным пере- живаниям “маленького человека”. Основные жанры – чувствительная повесть и путешествие. Наиболее видный представитель в России – Н. М. Карамзин. 21
Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910 гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к “скрытым реальностям”, сверхвременной идеальной сущности мира, его нетленной красоте, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу. Главные представители. П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, М. Меттерлиик, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб, П. Гоген, М. К. Чюр- ленис, М. Врубель и др. Синдикат – одна из форм монополистических объединений, характеризующаяся тем, что рас- пределение заказов, закупки сырья и реализации произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую контору. Участники синдиката сохраняют производственную, но утра- чивают коммерческую самостоятельность. Синод – собрание духовных лиц, управляющих делами церкви. В России был учрежден в 1721 г. по указу Петра I в ходе церковной реформы в качестве высшего органа по делам русской пра- вославной церкви вместо патриаршества. В ноябре 1917 года в стране вновь была восстановле- на патриархия. Синод стал совещательным органом при Патриархе Русской Православной Церкви Скань – изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металличе- скую основу. Славянофилы – представители направления русской общественной мысли в середине XIX в., исходившие из положения о принципиальном различии русской и европейской цивилизаций, недопустимости механического копирования Россией европейских порядков и т. п. Полемизиро- вали как с западниками, так и “теорией официальной народности”. В отличие от последней, считали необходимым отмену крепостного права, критиковали николаевское самодержавие и др. Основные представители: братья Аксаковы, братья Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Сама- рин, А. С. Хомяков. Слобода – в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государ- ственных повинностей (отсюда название “слобода” – свобода). В XVI в. сформировались слобо- ды служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п. ), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев (Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX-XX вв. название “слобода” получали иногда пригородные промышленные посёлки. Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присое- диненных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные. Совнарком – Совет народных комиссаров (СНК) высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, правительство советского государства. Впервые был избран в ходе Октябрьской революции на II Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. Вплоть до смерти его возглавлял В. И. Ленин, с 1924 по 1930 г. А. И. Рыков, с 1930 по 1941 г. В. М. Мо- лотов, а затем И. В. Сталин (в 1946 г. преобразован в Совет министров). Совнархозы – территориальные советы народного хозяйства в СССР в 1957-1965, созданные вместо отраслевых министерств. Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения
(время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохо- зяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы. Сословия – социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передава- емыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, вклю- чающей обычно несколько сословий, характерна иерархия, которая выражается в неравенстве их положения и привилегий. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деле- ние на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещан. Официально сословия в России были упразднены в 1917 г. Социал-демократы – направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного. В россий- ской социал-демократии 1880-1890-х гг. получил наибольшее распространение марксизм. В 1883 г. в Женеве была создана группа “Освобождение труда” (В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов, Г. В. Плеханов), главной задачей которой её участники считали распростра- нение марксизма в России. В 1895 г. в Петербурге был создан “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” (В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов), занимавшийся нелегальной пропагандистской деятельностью в рабочей среде, организацией стачечного движения. В 1898 г. в Минске прошёл первый съезд Российской социал-демократической рабо- чей партии (РСДРП). После Октябрьской революции в 1917 году РСДРП (большевиков) была пере- именована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) (РКП(б)), которая впослед- ствии стала Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) (ВКП(б)) и, наконец, КПСС – Коммунистической партией Советского Союза. Старообрядцы (староверы) – противники церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. Старообрядцы утверждали, что Русская церковь издревле превосходит всех благочестием, а потому нельзя изменять ее обряды и книги по греческим образцам. Ссыла- лись на решения Стоглавого собора 1551 г. Сторонников Никона считали изменниками право- славию, слугами Антихриста. В конце XVII в. старообрядчество разделилось на два основных направления – поповщину и беспоповщину. Представители первого признавали необходимость священников при богослужениях и совершении обрядов. Сторонники второго считали, что духо- венство погибло. В дальнейшем и поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки, а те – на согласия. Стахановское движение – движение работников в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Возникло в 1935 в угольной промышленности Донбасса, а затем распространилось в др. отраслях промышленности, на транспорте, в сельском хозяй- стве; названо по имени его зачинателя – А. Г. Стаханова. Стрельцы – в Русском государстве XVI – начала XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоян- ное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием. Изначально набирались из свобод- ного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землёй. Жили слободами и имели семьи, занима- лись также ремёслами и торговлей. Стрельцы были активными участниками Московского вос- стания 1682 и стрелецкого восстания 1698. Стрелецкое войско упразднено Петром I в связи с созданием регулярной русской армии. Стоглавый собор – церковный собор с участием Ивана IV в 1551 г. Был созван по инициативе светской власти. Унифицировал церковные обряды, объявил всех местночтимых русских святых общечтимыми, предписал создание училищ для подготовки священнослужителей, регламенти- ровал нормы поведения духовенства, запретил монастырям основывать слободы в городах, установил неподсудность духовенства светскому суду и неприкосновенность церковного иму- щества.
Судебник – свод законов единого Российского государства, принятый великим князем москов- ским Иваном III Васильевичем в 1497. Были установлены единые нормы суда для всей территории страны. 57-я статья Судебника вводила ограничение на крестьянский переход: крестьяне могли уходить от своих владельцев раз в году – неделю до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября). При этом обязательна была выплата “пожилого” – единовременного платежа за проживание на земле феодала. Судебник также ограничил источники холопства. Судебник Ивана IV (1550 г. ) подтвердил ограничение крестьянского перехода, ликвидировал судебные привилегии удель- ных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов. Темник – монгольский военачальник, глава тумена (по-русски “тьмы”), составляющего 10 тысяч воинов. Теория официальной народности – государственная идеология, возникшая в период царство- вания Николая I. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литерату- ру, высказанные министром народного просвещения С. С. Уваровым. Главная формула этой идеологии – “православие, самодержавие, народность”. Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения. Трест – форма монополии, в которой участники объединения теряют производственную и ком- мерческую самостоятельность, подчиняются единому управлению. Третьиюньский переворот – роспуск 3 июня 1907 года Государственной думы и изменение изби- рательного закона. Считается концом Первой русской революции.
|
|||
|